Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» icon

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф»




Скачать 58.39 Kb.
НазваниеКовардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф»
Дата конвертации30.07.2013
Размер58.39 Kb.
ТипДокументы

Ковардакова М.А.,

зав. кафедрой дошкольного образования УИПКПРО,

к.п.н., доцент


Об образовании детей старшего дошкольного возраста


Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» свидетельствует о позитивном повороте к дошкольному детству и связан с осознанием значительности тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены. Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Огромный образовательный ресурс, который несет в себе дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части, однако любые попытки взять этот «редут» с наскока не приносят ничего, кроме вреда и разочарования. Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту оборачивается для детей, в лучшем случае, безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем – деформацией логики всего последующего жизненного пути. Последний вариант, в частности, неизбежно имеет место в случаях переноса школьных методов обучения в работу с дошкольниками.

Только осторожное и вдумчивое прощупывание новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, приоткрывает пути более полной реализации потенций ребенка.

В результате исследований однозначно зафиксирована специфичность дошкольного детства. Определено содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления способностей ребенка, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе, в контексте игровых форм деятельности.

Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей, успешность и благополучие жизнедеятельности индивида вплоть до 27-летнего возраста.

В таком ключе только 50% охват детей дошкольными учреждениями, конечно, не может не беспокоить как специалистов, так и общественность. Хорошо известно, что из ДОУ дети приходят подготовленными к обучению в школе гораздо лучше, чем непосредственно из семьи (за редким исключением).

Дошкольное образование, несомненно, нуждается сегодня в серьезных организационных преобразованиях Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, прежде всего, финансовой стороной вопроса – оно должно быть бесплатным. Право на него должно быть гарантировано государством, иначе все рассуждения и построения по этому поводу окажутся утопией.

Кафедра дошкольного образования УИПКПРО разделяет концептуальные подходы к проблеме, обозначенные ведущими психолого-педагогическими школами России: Института развития дошкольного образования РАО, кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и др. Их можно обозначить следующим образом:

1.Дошкольное образование должно действительно получить статус суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания определенной возрастной группы от 1 до 7 лет жизни. Эта ступень должна быть органично вписана в систему общего образования.

  1. Образование детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) должно оставаться частью целостной системы дошкольного образования, обеспечивающей их полноценное развитие с учетом специфики возраста.

3. Обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школьному обучению детей 5-7 лет (формирование тех или иных навыков), а в общем развитии ребенка на протяжении первых семи лет жизни. Для этого необходимо обеспечить всех детей 1-7 лет качественным дошкольным образованием, доступным всему населению.

  1. Предшкольное образование возможно лишь в рамках дошкольного образования как психологическая и специальная подготовка детей к обучению в школе. Своей целью она должна иметь обеспечение школьной зрелости каждого ребенка. Ее содержанием должно стать развитие познавательных потребностей и способностей дошкольника, развитие его социальных навыков. Образовательная программа должна реализовываться через специфические виды деятельности ребенка дошкольного возраста: игра, конструирование, рисование, драматизация и др.

  2. Обязательность дошкольного образования – это не «воинская повинность» посещения дошкольных учреждений. Это обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в ее разных организационных формах.

  3. Говоря о вариативности организационных форм дошкольного образования как организационную единицу в дополнение к действующим ДОУ, необходимо рассматривать возможности создания дошкольных групп не только в лоне детского сада, но и на базе разных культурно-образовательных и досуговых центров (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества).

  4. Школа должна быть последним прибежищем дошкольной образовательной группы, в том числе и для детей 5-7 лет, поскольку уже сам факт введения дошкольников в пространство школы со школьным учителем приведет к организации образовательного процесса по школьно-урочному типу, что совершенно недопустимо для дошкольников. Работать в них должны только специалисты дошкольного профиля.

При участи кафедры разработана концепция и модели предшкольного образования в регионе, положения о разных организационных формах предшколы, проведен областной семинар для специалистов РОО по дошкольному образованию по проблеме организации предшкольного образования в регионе (октябрь, 2005 г.), в рамках областной научно-практической конференции «Развитие образования в регионе: опыт, проблемы, перспективы» (ноябрь, 2005 г.) проведена научная дискуссия «Предшкольное образование: обеспечение преемственности или смена систем?», вопросы предшколы будут в центре внимания секции дошкольных работников на августовском совещании, в ноябре 2006 г. Проведена региональная конференция «Предшкольное образование: содержание, модели, технологии».

Необходимо констатировать, что в Ульяновске и области накоплен определенный опыт организации образовательного процесса с детьми 5-7 лет. Следует, как положительный опыт отметить деятельность ДОУ № 60 г. Ульяновска. По своему типу – это дошкольная прогимназия, в составе которой только старшие и подготовительные к школе группы, осуществляющие работу по авторской программе «У школьного порога». ДОУ работает в тесном контакте с гимназией № 33.

Уникальная работа в рамках программы ПИЭР, а теперь инновационной деятельности, ведется в ДОУ № 128, где проблема обеспечения школьной зрелости воспитанников решается средствами познавательного общения со взрослыми и созданы уникальные индивидуальные программы познавательного развития детей.

Заслуживают наработки такого учреждения, как начальная школа – детский сад № 144, где создано психолого-педагогическое обеспечение преемственности дошкольного и начального этапов образования.

Ценны для области и достижения прогимназии № 200, где также в рамках программы ПИЭР созданы программы культурологического образования детей и методическое обеспечение к ним.

На базе ДОУ № 14 организована группа кратковременного пребывания детей с целью подготовки их к обучению в школе (также в рамках программы ПИЭР).

Областным экспертным советом в мае 2005 г. была утверждена и успешно реализуется программа инновационной деятельности ДОУ № 8 г. Димитровграда по теме «Научно-методическое обеспечение предшкольного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения».


Есть и сомнительный опыт. Многие школы, организовав на своей базе группы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе, откровенно «натаскивают» детей на освоение школьной программы, пользуясь сугубо школьными формами и методами обучения.

Кроме того, современная практика отбора детей в элитные школы города привела к тому, что родители дошкольников чуть ли не с 2-3 лет требуют от ДОУ и сами пытаются обучать детей чтению и письму, причиняя непоправимый вред своему ребенку и вызывая отвращение к обучению.

Нескольким ДОУ города и области предложена для внедрения программа «12 месяцев», разработанная в нижегородском архитектурно-строительном университете… (См. газету Дошкольное образование, апрель 2006, № 7 (175).

Создавшаяся ситуация требует принятия следующих мер:

  1. Поддержать поиски и реализацию региональных программ и моделей предшкольного образования в рамках областной программы инновационной деятельности.

  2. Организовать экспертизу программ предшкольного образования, осуществляемого общеобразовательными школами и другими социокультурными учреждениями (студиями, Школами раннего развития, воскресными школами и т.д.).

  3. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста по вопросам раннего обучения детей и его влияния на здоровье детей и само желание учиться.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconРазработчики Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
Т. И. Алиева; кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дошкольного образования фиро

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconФормирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста через информационно-коммуникационные технологии Л. В. Тимофеева инструктор по физической культуре мбдоу «Центр развития ребенка – детский сад №156»
Сегодня все очевиднее прослеживается тревожная тенденция физической и духовной деградации населения России. Обоснованную тревогу...

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconМетодические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования
...

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconПубличный отчёт муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11»» является составной частью муниципальной системы образования...

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconКонспект нод по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста
Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей по средствам поисковой деятельности

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconПояснительная записка Выбор дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Наш Край родной»
Выбор дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Наш Край родной», обусловлен необходимостью решения проблемы...

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconПубличный доклад о состоянии образовательной системы
Муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconКонсультация для родителей «Задачи художественно-творческого развития детей старшего возраста»
Ественная деятельность специфичес­кая детская активность, направленная на эстети­ческое освоение мира посредством искусства. Вот...

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconНравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Ковардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф» iconРасчет к смете расходов на 2013 г. Мкоу пго для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Тимохинская начальная школа – детский сад»
Кол-во детей – инвалидов дошкольного возраста, получающих образование на дому и в доу

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы