Технология деятельностного метода обучения icon

Технология деятельностного метода обучения




Скачать 55.19 Kb.
НазваниеТехнология деятельностного метода обучения
Дата конвертации30.07.2013
Размер55.19 Kb.
ТипДокументы

Технология деятельностного метода обучения


«Любая деятельность может быть либо

технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции,

технология – на науке.

С искусства все начинается,

технологией – заканчивается,

чтобы затем все началось сначала».


В.П. Беспалько


Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


^ Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.


^ Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


^ Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


^ Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).


^ Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


^ Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.


^ Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.


Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.


^ Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);


- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);


- устанавливаются тематические рамки (“могу”).


^ Приёмы работы:

-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);


-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;


-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)


^ II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации


^ Методы постановки учебной проблемы:

- побуждающий, подводящий диалоги;

- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)


^ III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:


- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;


- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


^ IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут


На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.


^ V. Первичное закрепление - 4-5 минут


Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)


фронтальная работа, работа в парах;


комментирование, обозначение знаковыми символами;


^ VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -

4-5 минут.


Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.


Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).


Самоконтроль, самопроверка.


^ VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение –

7-8 минут.


Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.


Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.


^ VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.


Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.


Вопросы:

1.Какую задачу ставили на уроке?

2.Удалось решить поставленную задачу?

3. Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Что нужно сделать ещё?

6. Где можно применить новые знания?

7.Что на уроке у вас хорошо получилось?

8.Над чем ещё надо поработать?


Таким образом, особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.


Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Технология деятельностного метода обучения iconКейс метод Технология проектного и проблемного обучения
Отличительная особенность метода создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни

Технология деятельностного метода обучения iconПрограмма по математике предшкольная подготовка
Рабочая программа составлена по программе Л. Г петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной...

Технология деятельностного метода обучения iconКонспект урока математики
Технологии и методики: интегративная технология деятельностного подхода, метод математического моделирования

Технология деятельностного метода обучения iconНачальное техническое моделирование
Технологии: технология общего развития, технология дефференцированнго и индивидуального обучения

Технология деятельностного метода обучения iconМетодическая разработка занятия
Технологии: технология общего развития, технология дефференцированнго и индивидуального обучения

Технология деятельностного метода обучения iconКультуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова) Методическая работа Составила: Рождествина Л. А 2010 г «Расти должны все цветы»
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова)

Технология деятельностного метода обучения iconОпытно-эксперементальная работа: проекты и достижения
«Механизмы реализации фгос и фгт на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса...

Технология деятельностного метода обучения iconТехнология личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской
«вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих...

Технология деятельностного метода обучения iconТехнология личностно-ориентированного обучения
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного...

Технология деятельностного метода обучения iconНа практике в основном применяется три метода поиска
Весьма важным вопросом для поддержания нормального качества работы станков с чпу является выбор наиболее рационального метода поиска...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы