Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации icon

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации




Скачать 258.92 Kb.
НазваниеЛитовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации
Литовченко Юлия Сергеевна
Дата конвертации23.03.2013
Размер258.92 Kb.
ТипМетодические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове




Татарская диаспора

Приазовья


Методические рекомендации

учителю музыки


Автор-составитель:

Литовченко Юлия Сергеевна


Научный руководитель:

Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент


Азов - 2012


Татарская диаспора Приазовья. Методические рекомендации учителю музыки.


Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента на уроках музыки» образовательной программы «Музыкальное образование».

Содержание методических рекомендаций было апробировано в ходе педагогической практики пробных уроков музыки в МОУ СОШ № 3 г. Азова Ростовской области.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в деятельности учителя музыки в школе, педагогов дополнительного образования, студентов музыкально-педагогических колледжей.


Автор-составитель: Литовченко Юлия Сергеевна


Научный руководитель: Андреева Ольга Ивановна, к.п.н., доцент


^ Татарская диаспора Приазовья


В истории трудно найти народ, в этносе которого не происходили какие либо изменения. Но достаточно много изменений происходило в истории необыкновенно загадочной диаспоры Приазовья Татар.

Сегодня татары являются вторым по численности коренным этносом Российской Федерации. И как всякий крупный этнос, обладают дольно трудной внутренней структурой, и состоит из этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских, крымских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. Но, несмотря на региональную вариативность народная культура татар и народно – разговорный татарский язык в основе своей являются едиными.1

Именно единство этого народа и привело к возникновению диаспоры. Сегодня наиболее крупные диаспоры татар находятся в Румынии, Турции, Японии, Болгарии, Китае, Финляндии, Канаде, США, Польше, Чехии, России и в частности Приазовье.2

Диаспора татары относится к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную тюркомусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, Ногайское ханство).3

Впервые этноним «татары» появился среди монгол и тюркских племен в VI–IХ вв. Во 2-й половине ХIХ и начало ХХ вв. он закрепился как общий этноним «татары». В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в том числе тюрские). В ХIII-ХIV вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки, ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена и усвоили этноним «татары».

Европейские народы татар называли население Золотой Орды. После распада Золотой Орды татары именовали себя знатные слои, военно-служивые группы и чиновники, состоявшие в основном из золотоордынских татар копчакско -ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханства термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами, тем не менее, данный этноним закрепился с трудом.4

Расселение татар на территории соседних государств началось со времен образование государства Волжская Булгария, в том числе в регионах нынешней Астраханской, Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского края. Со 2-й половины ХVI происходили масштабные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришелся на 1-ой половине ХVIII века (усиление социально-экономического гнета, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине в 1-й половине ХVIII века и т.д.).5

Время возникновение татарской общины на территории Приазовья точно неизвестно, но В.Д. Сухоруков, называя их ногайцами, упоминает, что присоединились они к казачеству в 1623 году, в количестве 500 человек. Видимо, название «донские татары» - собирательное, куда относили ногайцев, турок, горцев, собственно татар и др.

В конце ХVIII - начале ХIХ века следствии потерь в войнах, переселения на Кавказскую линию свыше 5 тысяч семей, несколько сократилась численность служилого казачества на Дону. В 1810 году войсковой атаман М.И. Платонов просил императора Александра I разрешить «определить разных наций людей… для умножения на службу войска…»6

Еще в источниках ХVII века упоминается интегрированная в Войско группа донских татар, которые считались казаками и несли казачью службу («донские», «юртовые», «базовые») тем самым они отстранились от своих, зачастую врожденных соплеменников.

Татары населяли Донскую землю с ХV столетия, хотя отдельные их отряды прорывались сюда и раньше. В 1475 году татары вместе с турками захватили город Азак (Азов), превратив его в сильнейшую крепость Османской империи на ее юго-востоке.

На фоне многовековой борьбы донского казачества с татарами и турками, их ряды пополнялись представителями этих народов.7

В. Богачев в «Очерках географии Всевеликого войска Донского» отмечал: «Татарами называли мы тех казаков, которые держались мусульманства и между собой говорят по-татарски, ногайским наречием».8

Некоторые из «татар-казаков» добились старших чинов в иерархии донского казачества. На пример донской войсковой атаман 1963, 1637 и 1638 годов Михаил Иванович Татаринов (Татар) действительно происходил от татар, хотя и воевал против своих соплеменников в период борьбы за Азов. Он прекрасно знал татарский и турецкий языки, часто исполняя роль толмача (переводчика) в переговорах с турками и татарами.

Довольно часто привозили домой из походов в Турцию и Крым красавиц татарок и турчанок, женились на них. Их дети у казаков назывались тумами. Степан Разин к примеру был тумой (сын русского и восточной женщины) и знал татарский, турецкий и персидский языки. С некоторыми из влиятельных татар и турок казаки поддерживали приятельские отношения (являлись кунаками). Такая традиция пошла со времен атаманств Фрола Минаева, то есть с 80-х годов ХVII столетия. Пленные турки и татары жили в доме атамана Минаева на правах младших членов его семьи.9

Со второй половине ХVII столетия в составе Черкесского городка существовал целый район, населенный татарами – Татарская станица. Здесь с начала ХVIII столетия действовала мечеть, сгоревшая в 1710 году; в 1715 году Петр I пожаловал станице баржу на постройку новой мечети. К 1773 году в станице числилось 99 дворов, многие из которых были сооружены в камне; действовали многочисленные лавки. С 1806 году перенесением столицы Дона из Черкасска в Новочеркасск на новое место перешла и Татарская станица.

Татары и турки явились одним из главных торговых партнеров казаков. Но торговля с ними производилась только в специально определенных пунктах, татары и турки проходили таможенный досмотр и платили пошлину за право торговли.

Пропускать татар и турок через Дон, кроме указанных пунктов, категорически запрещалось в виду их частых «воровских набегов».

Со временем Татарская станица под Новочеркасском превратилась в Татарскую слободку, перебравшись на реку Тузлов.10

В 1822 году в станице Татарской насчитывалось 936 человек татар. В 1860 году татары в количестве 480 человек переселились в Турцию, и на 1882 год татар, турок, персов насчитывалось не более 158 человек (0,05 %).

К началу ХХ века численность их увеличилась до 250 человек, а на 1915 год турки и татары составили 4000 человек (0,1%).11

Сегодня численность татар в мире составляет около 21 млн. человек, а в России – 6648,7 тыс. человек. В Ростовской области их насчитывается – 17,8 тыс. человек.12

Автор «Очерков Всевеликого войска Донского» В. Богочев упоминает также, что в начале ХХ века кроме так называемых донских татар и нагайских в Таганрогском округе жили еще около до 2000 турок и 2000 татар с Волги.

В настоящее время на территории Приазовья так и проживают татары основных этнотерриториальных групп: волго-уральской (самые многочисленные), сибирские, астраханской с субэтносом, субконфессиональной группы кряшен (крещенных татар) и татары крымские.13

Казанские, крымские, астраханские, нагайские, этнографические группы составляют один- татарский народ с общим, объединяющим все эти группы этнонимом- татары. И несмотря на разнообразие форм, быт, традиции, нравы, одежда имели много общих черт.

В основе традиционного хозяйства диаспоры было пашенное земледелие. Господствовала паровая система в форме трехполья. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, горох, просо. В качестве прядильных культур возделывали лен и коноплю. Пашни обрабатывали (), деревянной бороной (тырма). Урожай убирали серпом (урак). Снопы укладывали в сускон и бэбке, чумэлэ, зурат. Для помола зерна применяли водяные и ветряные мельницы (тегерлин), а также ручные жернова (культе гемен).

В агрокультуре татары сохранили черты, присущие ранним этапам болгаро-татарского земледелия. Держали крупный и мелкий рогатый скот. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. Традиционно развивалось пчеловодство.14

Наряду с сельским хозяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла (лесохимические и деревообрабатывающие – бондарные, плотницкие и столярные). Обладали высоким мастерством в обработке кожи, овчины, шерсти. На базе этих промыслов в XVII-XIX веках возникли скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарное, ювелирное, кирпичное и другие кустарные ремесла.

Народные праздники, как доисламские, так и более позднего происхождения продолжали бытовать после распространения ислама.15

Весной до сева праздновали Сабан-Туй. Кульминацию праздника составлял Мейдан- состязание в беге, прыжках, конные скачки. В настоящее время Сабан-Туй повсеместно отмечают летом после завершения весенних полевых работ. Составляющей частью праздника является «Карга-боткасы»-коллективное угощение кашей. Ее готовят в больших котлах на лугу или на пригорке.

Празднуют до сих пор День крашеных яиц по времени совпадает с христианской Пасхой. В этот день мальчики и юноши посещали своих родственников и соседей. Поздравляли их с праздником, желали здоровья и благополучия, увеличение живности и высокого урожая. За это хозяева награждали их крашеными яйцами и мелкой монетой. В этот день утреннее посещение соседей женщиной или даже маленькой девочкой считалось недружелюбным действием, носило оскорбительный характер. Также широко праздновали религиозные праздники: Курбан-байрам, Уроза-бейрам,Мавлюд-день рождения пророка Магомеда.16

Этническая специфика татар до сих пор сохранилась в пище.

Основу питания составила мясомолочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки, блины. Национальное кушанье-бэми с разнообразной начинкой, чаще из мяса, смешанного с пшеном, рисом и картофелем.Сдоба из пресного теста в виде баурсака, каш теле, чэк-чэк (свадебное блюдо), из свинины гот овили вяленную колбасу (казылык).

Лакомством считался вяленный гусь. Молочные продукты- Катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эстэ, каймак), эремчек, корт (разновидность творога). Напитки - чай, айран. Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворенного меда. Сохранились некоторые ритуальные блюда: элбэ (жаренная сладкая мука), мед, смешанный с маслом, бал-май.17

В первое время в селах сохранились традиционные усадьбы которые разделялись на две части: передний чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения и задний-огород с гумном. Здесь находились ток, мякитник, иногда баня. Основным строительным материалом было дерево, также жилые постройки строили из глины, кирпича, камня, самана.

Традиционными чертами интерьера избы являлось свободное расположение печи у входа, почетное место «туро» в середине, нары (саке) вдоль передней стены.

На саке отдыхали, ели, работали. Вдоль стен крепили полки, на которых хранили постельные принадлежности. Для сна использовались деревянные кровати, помещавшиеся в углу у входа. Стены, простенки, углы декорировали матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, тканными и вышитыми полотенцами, салфетками и молитвенниками. Спальные места ограждались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). На полы и на нары стелили войлочные и безворсовые ковры, дорожки.18

Семейные отношения татар строились на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин. Браки совершались по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. Свадьбы проходили без спиртных напитков или с незначительным их употреблением.19

В конце ХIХ-начале ХХ вв. для изготовления одежды использовались ткани фабричного производства, а также ткани домашнего производства (халат, сукно).20

Нижней одеждой мужчин и женщин служила широкая и длинная рубаха туникообразного покроя и широкие , свободного покроя штаны.

Женская рубаха украшалась валанами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами или специальным нагрудными украшением «изу». Также в декорировке мужских и женских рубах нередко использовали тамбурную вышивку (цветочно-растительный орнамент) и художественное ткачество (геометрический орнамент). Поверх рубахи надевали комзол без рукавов или с коротким раковом.

Женские комзолы шили из цветного, чаше однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх комзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжелой полушелковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время носили бешменты, чекмени, крытые или дубленные шубы.21

С течением времени женская рубаха трансформировалась в платье. Характерной деталью такого платья явился кукрэкчэ-нагрудник, который представлял собой кусок ткани в форме четырехугольника 20х30-25х40 см.

У татарок (кроме кряшин) не было специальных девичьих и женских причесок. Все татарки, начиная с подросткового возраста и до глубокой старости, причесывались очень гладко, с прямым рядом, заплетали волосы в две косы. Которые спускались вдоль спины. Основным головным убором татарок-крестьянок был платок-яулык..

Выходя из дома, особенно идя в гости, поверх нижнего платка надевали большую шаль, которая служила покрывалом при встрече смужчинами. В конце XIX – начале XX века шали были исключительно фабричного производства. Красивая шаль –голубая или зеленая-была лучшим подарком невесте.

Вторым по популярности и распространенности головным убором является оригинальный колпак (колфак) надевавшийся по праздникам.

Деревенские колпаки были вязанными из ниток в виде довольно длинного мешочка, который складывали особым образом и надевали на голову.

В конце ХIХ городской колпак начали изготавливать из бархата, причем размеры его уменьшались, пока колпак не превратился в наколку размером 12-15 на 8-10 см. Его богато декорировали вышивкой речным жемчугом, золотой и серебряной нитью.

Самобытный татарский костюм дополняли украшения из серебра, золота, драгоценных камней.22

Женскими украшениями бвли:крупные мендалевидные серьги (алка0, подвески к косам (чулпы), нагрудное украшение-воротниковая застежка с подвесками (яка-чылбыры), пепревязь (хаситэ). Особой популярностью у всех групп татарок пользовались широкие браслеты украшенные драгоценными камнями и самоцветами (белзэк).23

Головным убором мужчин (кроме крешен) была полусферическая четырехрехклинная тюбетейка (тубэтэй). Особенно был распространен расшитый бархатный каллпуш в форме усеченного конуса.

Татарские тюбетейки были всегда полужесткими, что достигалось очень мелкой стежкой тульи.24 В холодное время надевали полусферическую или цилиндровую меховую, или просто стеганную шапку (бурек).25 Традиционной обувью татар были – кожаные ичиги или башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Женские праздничные ичиги и башмаки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики (казанские сапожки). Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татарчабата) с прямо плетенной головкой и низкими бортами. Их надевали с белыми суконными чулками (Тула оек).26

Единство татарской нации имеет глубокие культурные корни и сегодня стремление татар к образованию различных обществ и организаций для возрождения своей культуры весьма понятно.

Осевшие на территории Приазовья татары носили соответствующие фамилии: Татариновы, Татаркины, Татаринцевы, Туркины, Турченковы.27

Татарские роды дали России огромное количество представителей иннтелигенции и видных общественно политических деятелей. Достаточно перечислить некоторые фамилии и каждый из нас сам поймет, о каком ее представителе идет речь: Алябьев, Аракчеев, Арсеньев, Ахматова, Булгаков, Бунин, Гоголь, Державин, Кантемиров, Карамазов, Кочубей, Куракин, Курбатов, Милюков, Мичурин, Строганов, Рахманинов, Салтыков-Щедрин, Талызин, Татищев, генерал Ермолов имел своим предком Арслан-Мурзу-Ермола. Даже западник Тургенев Иван Сергеевич, который всячески уклонялся от собственных татарских корней, сообщил миру, что все исконно русские изобретения вроде самовара –тюркские. Л.Н. Гумилев писал: «Я чистокровный татарин и по линии отца и по линии матери». Расписывался он «Арсланбек», что в переводе означает «Лев».


^ Татарская музыка


Песни на татарском языке – это необыкновенные песни, в который раз радуют не только жителей Татарстана, но и разных стран. Так много людей не остались бы равнодушными, когда они хоть единственный раз услышали песни на татарском языке. Любого опытного меломана способны заинтересовать песни на татарском языке.

Татарские народные песни очень схожи с музыкой Востока, их объединяет пентатоника - пятизвучная система. Характерность системы пяти звуков заключается в том, что в качестве ведущего тона может быть любой из этих звуков. Такое исполнение есть у многих народов (мордва, башкиры, вьетнамцы, буряты и т.д.).

Пентатоника стала отличием татар и других восточных народов. Татарские песни выделяются протяжной мелодией, в них присутствует большая орнаментика, и именно это делает татарские народные песни ближе с традициями Востока. Орнаментика (палитра звуков) является очень необходимым способом развития ритмической интонации и придает неповторимость музыке.

Когда татарский народ принял исламскую веру, татарские народные песни наполнились восточными напевами. В обиход вошли напевное декламирование произведений поэтов, восточные инструменты и т.д. Волжская Булгария, бывшее название, меняясь, стала весьма походить на Арабский халифат.

Татарские народные песни очень близко связаны с чтением Корана. Татары Коран читают по-другому, они при этом избегают вычурности в этом деле и стараются не очень громко петь. Именно такое приглушенное, грустное, меланхоличное пение и есть отличие культуры татарского народа.

Сегодня песня на татарском языке – это большое количество разнообразных стилей и жанров. Но наиболее различными по эмоциональности являются песни в исполнении музыкантов и народных ансамблей. Музыканты для исполнения берут различные музыкальные инструменты: курай, кубыз, варган и еще много прочих инструментов. Необъятное музыкальное наследие татар образовывалось на протяжении не одного столетия. Если сказать языком музыки, то основу татарских народных песен составляет сформированный на монодии фольклор. Именно монодия и ангемитоника дают своеобразие татарским песням.

Татарские народные песни связывает много одинаковых черт. Помимо всего, татарские песни отличаются по месту рождения из определенного края, по содержанию, по характеру звука, среды различных групп татар Казани, Астрахани, Сибири, Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, Крыма и прочих территорий.


Татарская традиционная музыка


Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио - и телепередачах, концертных программах.

Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии. Эти, может быть, непривычные для непосвященных термины объясняются довольно просто. Фольклор - народное творчество, монодия - одноголосие, или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более систему музыкальных звукорядов, не превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именно монодия и ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке, употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не вполне точное, - пентатоника) представляет собой

Татарские народные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим они различаются по характеру звучания, содержанию, происхождению из определенной местности, возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских, астраханских, сибирских и других этнических групп татар.


Народные музыкальные инструменты татар


Музыкальные национальные инструменты татар прошли путь исторического формирования, который длился веками. Музыкальные традиции имеют множество общих черт с особенностями ритмики (ангемитонной пентатоники) тюркских и финно-угорских народов Поволжья, уходя корнями в эпоху музыкального этноса язычества.

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты (например, сурнай - восточный музыкальный инструмент) гармонично вписались в творческое наследие татарского народа. 

На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др. 

Язычковый, щипковый инструмент, типа металлического варгана, кубыз (возможно, проник через угров). Недавно кубыз был обнаружен, при раскопках Речного селища на территории Татарстана. Археологов считают, что это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии. Варган-кубыз относится к самозвучащим язычковым инструментам. Он представляет собой металлическую пластинку или металлическую дугу с язычком посередине. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда. 

Татаро-башкирский курай - духовой инструмент типа продольной флейты. «Свирели в два локтя», по описанию Ибн Русте, достигали метра в длину. Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. 

Думбра - характерный инструмент большинства тюркских народов, искусство игры на котором зародилось еще в средние века. Думбра и кубыз упоминаются в «Татарской летописи»), исторической произведении конца XVII века, где описываются события времен Золотой Орды. В татарском любовно-романтическом дастане «Тулэк белэн Сусылу» ( «Туляк и Сусылу»), который, по мнению учёных, был написан не позднее XIV века, главный герой — Туляк изготавливает домбру для исполнения любовных песен. 

Полюбилась и сразу же стала национальным инструментом. Без скрипки не обходился ни один сабантуй - праздник плуга, в честь весеннего сева. Одновременно со скрипкой вошли в основной набор музыкальных народных инструментов гусли, они использовались тюркским населением Поволжья и сохранились у татар-кряшен. 

Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом. 


^ Национальный праздник «Сабантуй»


Сабантуй – татарский народный праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания.

В настоящее время сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Современный сабантуй почти повсеместно проходит по аналогичной схеме. В городах это обычно однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей — ритуального сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности — это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому, готовятся к нему заранее — убирают и белят в доме, приготовляют угощения для гостей: как правило, в деревне и редкой семье в дни сабантуя не бывает приезжих.

В каждом селе или районном центре создаётся комиссия, которая составляет программу праздника, назначает ответственных за то или иное мероприятие. Разница в проведении сабантуя в различных населённых пунктах теперь заключается лишь в числе его участников. А от этого зависит и размер основных призов, и продолжительность состязаний. Там, где участников больше, возрастает число желающих померяться силой, ловкостью. Отдельные различия наблюдаются также в организации символического сбора подарков для сабантуя, который, как правило, проходит по давней традиции.

Проводят его накануне праздника, в субботу, а если село большое, то иногда начинают собирать подарки в пятницу, во второй половине дня. Сбор подарков — әйбер җыюяулык җыю, как и прежде, впечатляющее зрелище. В некоторых деревнях, например, ЛениногорскогоМензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. С весёлой песней, юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому, каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если же юноши собирают подарки без лошади, то обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами и вешают на них другие подарки. И только в отдельных деревнях под Казанью подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Подарки дают и приезжие гости. Юноши, как правило, благодарят одаривающих песнями.

Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи — яшь килен. По традиции она дарит вышитое полотенце. Однако, в последние годы, с исчезновением домашнего производства тканых полотенец, молодушки стали дарить для сабантуя рубашки, считая их более подходящим подарком, чем обычные фабричные полотенца. По мнению многих, при этом теряется моральная значимость подарка. Ведь раньше каждая яшь килен готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

Традиционным является и ритуальный сбор яиц. Их дают и вместо подарка, и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний, их пьют борцы и т. д. Завершая сбор подарков, юноши еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей. Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами — кызыл башлы сёлге все еще встречаются среди собранных подарков) вывешивается на длинном шесте при въезде в село, оповещая всех о предстоящем сабантуе.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда сооружается трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место, вроде небольшого стадиона, оборудованное необходимыми для состязаний приспособлениями, сиденьями для участников праздника. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть — выступления певцов, танцоров и других участников художественной самодеятельности или профессиональных деятелей искусства.

После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба — кэрэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом сабантуя, является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. А когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела. Поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. Современные призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба — кэрэш, из праздничного развлечения, составной части сабантуя переросла в вид спорта, в котором проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой, на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Большое оживление вносят различного рода шуточные соревнования, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Иногда этот забег организуют только для мужчин. Бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз (иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.

Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что каждый присутствующий в любой момент может включиться в них. Единство выступающих и зрителей делает его настоящим праздником.

Майдан длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Если сабантуй проводится на некотором расстоянии от села, то нередко там на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

После окончания соревновании на майдане, народ расходится по домам. А под вечер молодежь снова собирается на вечерние игрища — кичке уен. Сейчас их иногда называют вечерним сабантуем. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. А в последнее время, нередко и в клубе. Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером проводят здесь состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.28

^ Список литературы


  1. Андреева О.И. Проблема культурной отличительности этнонациональных диаспор //Кавказ - наш общий дом. Сб. тезисов и докладов международной научно-практической конференции ,-Ростов-н/Д , 2009.

  2. Ишболдин Б. Очерки из истории татар. – М.. 2005.

  3. Кукушин В.С.. Педагогика начальной школы,- Ростов-н/Д. 2006.

  4. Народы России: Энциклопедия / Глав. ред. В. А. Тишков; Ред. коллегия: В. А. Александров, С. И. Брук, Н. Г. Волкова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  5. Национальные диаспоры Приазовья. Научно-популярное издание. Вып.1 Сост. Коваль Н.В.,-Азов, 2007.

  6. Семашко М.А.,- Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал


Интернет-источники


  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://www.tolerance.ru/

  3. http://viperson.ru

  4. http://periodika.websib.ru

  5. http://www.akipkro.ru

  6. http://www.isras.ru

  7. http://traditio-ru.org/wiki/

  8. http://otherreferats.allbest.ru

  9. http://dic.academic.ru

  10. http://festival.1september.ru

  11. http://ru.wikipedia.org

1 file:///D:/1tarix.htm

2 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

3 file:///D:/1tarix.htm

4 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

5 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

6 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

7 Остапенко М.А., Остапенко Е.М. История Дона и Донского казачества: уч. пособие, - Ростов-на-Дону, 2005.

8 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

9 Остапенко М.А., Остапенко Е.М. История Дона и Донского казачества: уч. пособие, - Ростов-на-Дону, 2005.

10 Там же.

11 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

12 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

13 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

14 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

15 Там же.

16 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

17 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

22 Там же.

23 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

24 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005

25 Народы Кавказа: Этнографический очерк /Под. ред., С.П. Толстого/ - М, 1980.

26 Этнографические коллекции «Народы Дона, - Ростов-на-Дону, 2005.

27 Остапенко М.А., Остапенко Е.М. История Дона и Донского казачества: уч. пособие, - Ростов-на-Дону, 2005.

28 http://ru.wikipedia.org


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconМизко Оксана Александровна, кандидат культурологии, доцент
В. Сорокина, научный руководитель – к культ, доц. Е. В. Савелова, соруководитель – к ф н, доц. В. Т. Садченко кандидат культурологии,...

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап. Научный руководитель проекта по предмету
Научный руководитель проекта по предмету: Шустрова Елизавета Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры перевода...

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (в ред письма Росземкадастра от 18. 04. 2003) Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconОсновная образовательная программа образовательного учреждения, начальная школа: практический аспект / Методические рекомендации // Л. П. Барылкина, Н. С. Махина, Е. А. Лукина. Воронеж: воипкипро, 2011
Барылкина Л. П., доцент кафедры теории и практики управления в образовательных системах, к п н

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconДокументы
1. /Методические рекомендации Паводок 2013 г/Методические рекомендации.doc
2.

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconМетодические рекомендации по соблюдению техники безопасности при проведении мероприятий по спортивному ориентированию
Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, руководителей кружков и организаторов спортивных мероприятий

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации и методике обучения отдельным курсам в каждом из типовых профилей обучения
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в различных профилях обучения

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconТеатральная студия «В гостях у сказки» Руководитель студии: Гудкова Ольга Райнгольдовна Музыкальный руководитель мбдоу «Детский сад №17»
Музыкальный руководитель мбдоу «Детский сад №17», имеет высшую квалификационную категорию, 25-летний педагогический стаж работы

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации iconС. И. Савельев мр 1 001-07 методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую...

Литовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации icon11 «А» класс классный абросимова ольга ивановна

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы