Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе icon

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе




НазваниеРабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе
страница1/5
Дата конвертации02.04.2013
Размер0.93 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Пояснительная записка

Статус предмета

Данная рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень)

  • Программы по информатике и ИКТ авторов:

для 5-6 класса – «Информатика и ИКТ» 5-11 класс Н.В. Макарова – Издательство «Питер», 2009

для 7-9 класса - «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе Н.Д. Угринович– Москва: «БИНОМ» Лаборатория знаний, 2010;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Новокалитвенская СОШ на 2012-2013 учебный год для 5-9 классов (утверждена приказом по школе №33/1 от 24.06.2012)

  • Учебного плана МКОУ Новокалитвенская СОШ на 2012-2013 учебный год (утверждена приказом №51 от 30.08.2012)

  • Положением МКОУ Новокалитвенская СОШ о рабочей программе по предмету (утверждена приказом №39 от 20.08.2012)

Общая характеристика учебного предмета

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предпочитающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

^ Цели и задачи учебного предмета

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием,

  • получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс основного общего образования.

^ Описание места учебного предмета в учебном плане школы

На изучение предмета в учебном плане школы отводится:

В 5 классе – 1 час в неделю (35 часов за год);

6 классе – 1 час в неделю (35 часов за год);

7 классе – 1 час в неделю (35 часов за год);

8 классе – 1 час в неделю (35 часов за год);

9 классе – 2 часа в неделю (70 часов за год)

^ Характеристика методических особенностей обучения

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные. Учебная деятельность в основном, строится следующим образом: введение в тему, изложение нового материала, отработка теоретического материала, практикум, тематический контроль.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, технология парного обучения, технология групповой работы, технология уровневой дифференциации.

Ведущими методами обучения по предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. В каждом из разделов уделяется внимание развитию навыков самостоятельной работы.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в форме индивидуального опроса (письменного и устного), тестов, практических работ.

Тематический контроль осуществляется в форме тестирования.

^ Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры вирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности -в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

^ Содержание курса

Информация и информационные процессы

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

^ Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

^ Обработка текстовой информации

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

^ Обработка графической информации

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

^ Мультимедийные технологии

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.

Использование простых анимационных графических объектов.

^ Обработка числовой информации

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

^ Представление информации

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопа¬мять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления.

Компьютерное представление числовой информации.

^ Алгоритмы и исполнители

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возмож¬ность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Ком¬пьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение зада¬чи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цик¬ла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестиро¬вание.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

^ Формализация и моделирование

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диа¬граммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

^ Хранение информации

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, | удаление и сортировка данных.

^ Коммуникационные технологии

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодиро¬вание и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информа¬ции. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

^ Информационные технологии в обществе

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

^ Тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Тема

Количество

часов

5 класс



Освоение системной среды Windows

8



Простейшая технология работы с текстом

4



Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

1



Представление о составном документе

1



Освоение среды графического редактора Paint

4



Редактирование рисунков

5



Точные построения графических объектов

2



Конструирование из мозаики

4



Представление об алгоритме

4



Резерв

1

Итого:

35

6 класс



Знакомство со средой Лого Миры и технологией работы в ней

4



Создание микромира и его обитателей

2



Организация движения Черепашки

6



Составление программ

8



Роль датчиков в Лого Мирах

5



Моделирование в среде графического редактора

5



Итоговая контрольная работа

1

Итого:

35

7 класс



Введение. Информа­ционные техноло­гии

1



Компьютер как универсальное устройство обработки информации

19



Обработка графической информации

8



Мультимедийные технологии

7



Резерв

1

Итого:

35

8 класс



Информация и информационные процессы

7



Обработка текстовой информации

10



Моделирование и формализация

8



Коммуникационные технологии

9



Резерв

1

Итого:

35

9 класс



Обработка числовой информации

10



Алгоритмы и исполнители

30



Хранение информации

12



Информатизация общества

14



Повторение и обобщение

3



Резерв

1

Итого:

70
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и составлена на основе следующих документов

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconПояснительная записка Статус документа Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа по истории для учащихся 7-9 класса составлена на основе примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа составлена для учащихся 5-8 классов на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования...

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа составлена для учащихся 10-11 классов на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и икт, утвержденного приказом Минобразования...

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа составлена для учащихся 10-11 классов на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии, утвержденного приказом Минобразования...

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Рабочая программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих документов: 1) Программа по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений (4-11 классы). Под редакцией профессора М. В. Черкезовой, М: Дрофа, 2005
Настоящая Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа составлена для учащихся 5-9 классов на основе iconРабочая программа составлена для учащихся 5-8 классов на основе следующих нормативно-правовых документов
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по культуре общения, утверждённого приказом Минобразования...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы