Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн icon

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн




Скачать 107.93 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн
Дата конвертации05.02.2013
Размер107.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН


Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.


1. Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.


^ 2. Где позвонили?

Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.


^ 3. «Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.


4. Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.


^ 5.Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.


^ 6. Найди картинку

Развитие восприятия звукокомплексов

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).


^ 7. Игра «путаница»

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

1. а)Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик это время мирно плавал в океане.

б) Ялик ползал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

в)Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

2. а) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко лаял у соседки.

б Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке.

Старичок же в это время громко лаял у соседки.

в Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке.

Воробей же в это время громко лаял у соседки.


^ 8. Выдели слово

Цель: выделение заданного звука из слова

Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.


^ 9. Подбери похожие слова

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.


^ 10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

^ 11. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.


^ 12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...


^ 13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.


^ 14. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. ^ Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок


^ 15. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.


^ 16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.


^ 17. Кто лучше слушает?

Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.

Вариант 1.

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш , 5 – со звуком ж , 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.


^ 18. Какой звук есть во всех словах?

Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.


^ 19. Назови первый звук в слове

Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).


20. Назови последний звук в слове

Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки

^ Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.


^ 21. Узнай звук

Цель: Узнавание заданного звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

        1. Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

        1. Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.


22. Путаница

Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.

Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.

Два танкиста едут в.. банке

Деньги сохранились в.. танке

Жаркий наступил.. пенек

Села Маша на.. денек

У Тани голубые.. лапки.

Когтистые у кошки ..тапки.

Заверну железный.. бинт

И куплю в аптеке.. винт.

От конфет остались.. бантики.

Завяжу на платье.. фантики.

Положу рядом с печкой ..колено

И помажу зеленкой.. полено.

Я посуду мою в.. койке.

Вечером читаю в.. мойке.

Идут солдаты в прочных.. масках.

А все на карнавале в.. касках

Попал в тарелку черный.. голос.

Но тут раздался громкий.. волос.

Съел я овощной.. халат.

А потом надел.. салат.


23. Найди лишнее

Цель: развитие восприятия звучания слов.

Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то которое отличается по звучанию.

Витя – Митя – Катя – Полина

Полина – Алина –Ада – Галина

Вика – Диана – Татьяна – Ульяна

Нина – Тина – Любовь – Дина

Таня – Оля – Ваня – Маня

Коля – Оля – Дима – Толя


^ 24. Подбери картинку

Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.

Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.

Майка – гайка – лайка

Вагон –лимон – батон

Каток – венок – моток

Сом – ком – дом

Отметка – пипетка – конфетка


26. Различай и повторяй

^ Цель: развитие узнавания и дифференциации звуков.

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.


27. Будь внимателен

Цель: развитие дифференциации правильного и дефектного произношения.

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.

Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.

Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconМетодические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования
...

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconМетодическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки
Подобрать наиболее эффективные методики, методы и приёмы по формированию у детей с речевыми нарушениями фонематического слуха и восприятия,...

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconКонспект занятия по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Автор: Семина И. В., педагог психолог моу первомайской начальной школы детского сада Коломенского муниципального района московской...

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconПрограммное содержание
Конспект организованной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста по теме "Книги – наши друзья"

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconРазработчики Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
Т. И. Алиева; кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дошкольного образования фиро

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconНравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconКовардакова М. А., зав кафедрой дошкольного образования уипкпро, к п. н., доцент Об образовании детей старшего дошкольного возраста Проект Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы рф»
Последний вариант, в частности, неизбежно имеет место в случаях переноса школьных методов обучения в работу с дошкольниками

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconКонспект нод по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста
Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей по средствам поисковой деятельности

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconВесёлые старты по теме «Полёт в космос» для детей старшего дошкольного возраста
Закреплять умение свободно манипулировать разными видами мячей на месте и в движении

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн iconПознавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни
Образовательные задачи: закрепить и расширить знания детей о функциях и работе носа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы