Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) icon

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.)




НазваниеМетодические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.)
страница1/2
Дата конвертации06.02.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования».


Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин


Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.)


Составитель: Матвеева А.В.,

методист естественнонаучных

и математических дисциплин


Утверждены

на заседании кафедры естественнонаучных

и математических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол №1 от 06.09. 2011 г.


Важным направлением модернизации образования является возможность вариативности содержания обучения за счет сочетания федерального, регионального и школьного компонентов. В последние годы как в России на федеральном уровне, так и во многих региональных образованиях приняты нормативные правовые акты, позволяющие в рамках единого образовательного пространства отразить в содержании обучения особенности регионов, вводя в содержание национально-региональный компонент. В связи с этим возникла проблема разработки национально-регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования и его реализации в практике работы школ.

Содержание регионального компонента подготовки школьников по биологии, основанное на экологических особенностях регионов способствует приобщению обучающихся к изучению родного края, культурно-историческому наследию своей нации, экологическому воспитанию на основе социоэтнических норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование трудовых умений и навыков.

Структура регионального компонента логично встроена в содержание авторских программ по биологии, что обеспечивает гибкость содержания, согласование с требованиями федерального стандарта, позволяет учесть условия конкретных образовательных учреждений, возможности педагогов, интересы детей и родителей, использовать все составляющие учебного плана школы для реализации национально-регионального компонента в личностно значимой для каждого учащегося практической деятельности.

Формы, методы и дидактические средства реализации регионального компонента в изучении биологии, ориентированны на самостоятельную познавательную, поисковую и научно-исследовательскую деятельность детей (олимпиадные задания, конструирование и моделирование, метод проектов, дидактические игры и праздники, экскурсии, использование фольклорных и музейных материалов, экспедиции, полевые практики и др.) обеспечивают более прочное усвоение знаний и активизацию учебной деятельности.

Критерием выбора модели включения регионального компонента в образовательный процесс является структура базового предмета и логика образовательного процесса. В биологической подготовке учащихся наиболее целесообразны модульный и дополняющий варианты введения регионального компонента. Это связано, прежде всего, с тем, что изучаемый предмет «Биология» имеет модульную структуру (деление содержания на крупные блоки) и в рамках модульной модели возможно согласование регионального компонента с федеральным.

В методическом плане модульная и дополняющая модели позволяют учителям разнообразить применяемые формы, методы и средства, более активно использовать потенциал народной педагогики в биологической подготовке, осуществлять реальную интеграцию в образовании, используя возможности всех компонентов образовательного процесса школы, в том числе и внеурочной деятельности и приводя в систему разрозненные сведения обо всем многообразии форм и способов взаимодействия человека с конкретной региональной природной средой.

Разрабатывая содержание рабочих программ по биологии с региональным компонентом, на основе тех авторских линий, которые в большинстве своем используются в Кемеровской области, помимо вышеизложенных положений о значении регионального компонента в современном образовании и имеющийся опыт учителей, мы опирались на базовые цели образования, важнейшей из которых является развитие личностных качеств и способностей детей на основе опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной; сформулировали критерии к отбору содержания, которое должно: обеспечивать приобретение учащимися общекультурных и специальных знаний и умений, предусмотренных стандартом образовательной области "Биология" и соответствовать федеральному компоненту содержания по объему учебного времени (10-15%); способствовать интеллектуальному, физическому и эстетическому развитию детей, их адаптации к современным условиям; отражать основные особенности природно-климатических и экологических условий региона, хозяйственной деятельности, культуры, быта, специфику ближайшего социального и территориального окружения при условии обязательного включения сведений о других нациях и народностях, проживающих по соседству; формировать социально-нравственные качества личности и навыки культурного поведения в соответствии с национально-региональными традициями; объекты труда и виды деятельности учащихся при освоении национально-регионального компонента должны соответствовать возрастным возможностям детей и учебно-материальной базе школы; предпочтение отдается тем видам деятельности, в которых элементы традиций национальной культуры представлены наиболее наглядно; содержание национально-регионального компонента должно способствовать привлечению общенаучных знаний к решению биоэкологических заданий и таким путем выполнять интегрирующую функцию по отношению к образовательной деятельности.

Национально-региональные особенности содержания представлены в региональных рабочих программа по авторским линиям курса биологии: В.В. Пасечника, Н.И. Сонина. Программа модуля «Экологический аспект курса биологии. Региональный компонент» к линейной программе И.Н. Пономаревой, представлена издательским центром «Вентана-Графф», 2010г. Ниже предлагаем примерные рабочие программы с региональным аспектом, разработанные на кафедре естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО в 2011 г, утверждены на заседании кафедры 6 сентября 2011 (Протокол №1 от 06.09.11.)


Рабочая программа

по биологии с региональным компонентом

для 6-го класса

(на основе авторской программы В. В. Пасечника)


Составитель: Матвеева  А. В.,

методист кафедры естественнонаучных

и математических дисциплин


Рассмотрена и рекомендована

на заседании кафедры.


Протокол № 1 от 06 сентября 2011 года.

Заведующий кафедрой,

к. пед. н., доцент

Петунин О. В.


Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………....с.1

2.Тематический план…………………………………………………с.3

3.Содержание программы…………………………………………...c.6

4.Список литературы……………………………………………….с.10

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание школьников на основе изучения регионального компонента на уроках биологии.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают знания о том крае, области, где живет человек. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчета 35 часов и с внесением в нее регионального компонента «Экология растений» из расчета 35 часов.

Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.

Важнейшие особенности рабочей программы – расширение перечня лабораторных работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

^ Учащиеся должны знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, размножение);

- химический состав клетки, значение основных органических и неорганических веществ;

- основные систематические категории, признаки вида, классов и семейств цветковых растений на примере растений Кемеровской области;

- характеристику природного и искусственного сообщества Кемеровской области;

- наиболее распространенные виды и сорта растений Кемеровской области.

^ Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки, организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

- распознавать наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов;

- распознавать съедобные и ядовитые грибы Кемеровской области;

- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

- соблюдать правила наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности


^ Тематический план

(70 часов, 2 часа в неделю)

6 класс



^ Наименование разделов и тем

Учеб

Регион

Общ




Введение







2

1

Биология – наука о живой природе

1







2

Что изучает экология растений




1







^ Тема 1. Клеточное строение организмов







6

3

Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ним

1







4

Строение растительной клетки.

1







5

^ Лабораторная работа № 1 «Изготовление препарата кожицы лука сорта «Бессоновский» и мякоти томата «Алтайский ранний»





1




6

Понятие «ткань».

1







7

^ Лабораторная работа № 2 «Ткани растений обитающих в Кемеровской области».




2







^ Тема 2. Царство Бактерии и грибы







8

8

Строение и жизнедеятельность бактерий

1







9

Круговорот веществ




1




10

^ Лабораторная работа № 3 «Рассмотреть бактериальные клубеньки на корнях Донника белого, Ольхи серой».




1




11

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1







12

Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи

1







13

Бактериальные и грибковые болезни растений

1

1




14

^ Лабораторная работа № 4 «Грибковые заболевания: фруктовая гниль, мучнистая роса и ржавчина».




1







^ Тема 3. Царство Растения







10

15

Одноклеточные и многоклеточные водоросли

1







16

^ Лабораторная работа № 5. «Обитатели аквариума»




1




17

Лишайники. Мхи

1







18

Экологическая группа растений по отношению к воде. Сфагновые болота в условиях области




1




19

Голосеменные растения.

1







20

^ Темнохвойные леса Кузбасса. Представители голосеменных: сосна сибирская, ель, лиственница.




1




21

Покрытосеменные растения.


1







22

^ Дикорастущие цветковые растения Кемеровской области (лютик едкий, герань луговая и др).




1




23

^ Использование дикорастущих растений Кемеровской области: технические, дубильные, ягодные.

1

1







^ Тема 4. Строение покрытосеменных растений







20

24

Корень. Виды корней. Корневые системы

1







25

^ Лабораторная работа №6 «Типы корневых систем на примере растений Кемеровской области»




1




26

Видоизменение корней

1







27

^ Лабораторная работа №7 «Рассмотреть корневище ландыша, ветреницы, воздушные корни комнатных растений».




1




28

Строение и значение побега.

1







29

^ Лабораторная работа №8 «Определить расположение почек на стеблях побегов черемухи, шиповника, смородины».




1




30

Видоизмененные побеги.

1







31

^ Лабораторная работа №9 «Видоизмененные побеги на примере растений Кемеровской области».




1




32

Лист. Строение и функции. Виды листьев.

1







33

^ Лабораторная работа №10 «Морфологическое строение и многообразие листьев (малина, береза, карагач и др.)».




1




34

Цветок. Его строение и значение.

1







35

^ Цветковые растения Кузбасса.




1




36

Соцветия.

1







37

^ Лабораторная работа №11 «Определить тип соцветий растений, растущих на территории школы».




1




38

Плоды. Значение и разнообразие.

1







39

^ Лабораторная работа №12 «Ознакомление с сухими и сочными плодами по предложенным гербарным материалам».




1




40

Строение семян двудольных и однодольных растений.

1







41

^ Лабораторная работа №13 «Проращивание семян гороха, пшеницы, бобов».




1




42

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

1

1







^ Тема 5. Жизнедеятельность растений







14

43

Химический состав растений.

1







44

^ Лабораторная работа № 14 «Химический состав растений (подсолнечник, пшеница твердая)».




1




45

Минеральное питание растений.

1







46

Почвенное питание. Роль корня в жизни растения.

1







47

^ Лабораторная работа №15 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине (береза)».




1




48

Фотосинтез. Дыхание растений.

1







49

^ Газовый состав воздуха в Кемеровской области, его роль в жизни растений.




1




50

^ Лабораторная работа №16 «Изучение влияния условий воздушного и почвенного питания на комнатные растения»




1




51

^ Экологические группы растений Кемеровской области, по отношению к разным свойствам почв.




1




52

Улучшение почв человеком. Охрана почвы.

1







53

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1







54

^ Лабораторная работа №17 «Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений».




1




55

Половое размножение растений. Образование плодов и семян.

1







56

^ Лабораторная работа №18 «Способы размножения дикорастущих и культурных растений Кемеровской области».




1







^ Тема 6. Природные сообщества







10

57

Основные экологические факторы. Состав растительных сообществ.

1







58

Структура и связи в сообществе.

1







59

^ Лабораторная работа №19 «Составление цепей питания на примере местного природного сообщества».




1




60

Изменение растительных сообществ

1

1




61

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1







62

^ Экскурсия «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности».

1

1




63

^ Охрана природных сообществ в Кемеровской области




1




64

^ Красная книга Кузбасса




1







Общее количество часов

35

35

70

человека.

Содержание

Введение (2 часа).

Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энер­гии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

^ Экскурсия. Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.


Тема 1. Клеточное строение организмов (6 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка — элементарная единица живого. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Безъ­ядерные и ядерные клетки. Строение и функции яд­ра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

^ Понятие «ткань». Клеточные элементы и межкле­точное вещество. Типы тканей растений, их многооб­разие, значение, особенности строения.

Лабораторная работа.

^ Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассматривание клеток с помощью лупы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Изготовление препарата кожицы лука сорта «Бессоновский» и мякоти томата «Алтайский ранний». Рассматривание пластид под микроскопом.

^ Лабораторная работа.

Ткани растений обитающих в Кемерово.


Тема2. Царство Бактерии и грибы (8 часов)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. ^ Съедобные и ядовитые грибы Кемеровской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Лишайники, произрастающие в Кемеровской области.

Лабораторная работа.

Рассмотреть бактериальные клубеньки на корнях Донника белого, Ольхи серой.

^ Лабораторная работа.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов произрастающих в Кемеровской области.

Лабораторная работа.

Грибковые заболевания: фруктовая гниль, мучнистая роса и ржавчина на плодах растений садов и огородов в Кемеровской области.


Тема3. Царство Растения (10 часов)

Методы изучения растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Одноклеточные и многоклеточные водоросли, их многообразие. Среда обитания. Роль водорослей в природе и жизни человека.

^ Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов. Роль мхов в природе и жизни человека. Мхи Кемеровской области.

Экологическая группа растений по отношению к воде. Сфагновые болота в климатических условиях Кемеровской области.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. ^ Папоротники, хвощи, плауны Кемеровской области.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Темнохвойные леса Кузбасса.

Цветковые растения. Их строение и многообразие. Дикорастущие цветковые растения Кемеровской области. Использование дикорастущих растений Кемеровской области: технические, дубильные, ягодные и др.

^ Лабораторная работа.

Обитатели аквариума (водоросли).


Тема4.Строение покрытосеменных растений (20 часов).

Корень. Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней.

Строение и значение побега. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Строение побегов деревьев и кустарников Кемеровской области. Видоизмененные побеги растений Кемеровской области.

Лист. Строение и функции листа. Виды листьев. Жилкование.

Морфологическое строение и многообразие листьев растений Кемеровской области.

Цветок. Его строение и значение. Цветковые растения Кузбасса. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Сухие и сочные плоды региона. Строение семян однодольных и двудольных растений на примере растений Кемеровской области.

^ Лабораторная работа.

Типы корневых систем (на примере растений Кемеровской области). Рассматривание корневищ ландыша, ветреницы; воздушных корней комнатных растений.

^ Лабораторная работа.

Определение расположения почек на стеблях побегов черемухи, березы, крапивы. Изучение строения почек тополя, цветочной почки березы.

^ Лабораторная работа.

Видоизмененные побеги на примере растений Кемеровской области.

Лабораторная работа.

Морфологическое строение и многообразие листьев (малина, береза, карагач и др.)

^ Лабораторная работа.

Определение типов соцветий растений, растущих на территории школы.

Ознакомление с сухими и сочными плодами по предложенным гербарным и коллекционным материалам.

Лабораторная работа.

^ Проращивание семян гороха, кукурузы, бобов.

Экскурсия: «Сезонные явления в жизни растений».


Тема 5. Жизнедеятельность растений (14 часов).

Химический состав клеток растений. Минеральное питание растений. Содержание химических элементов в клетке. Почвенное питание. Роль корня. Во­да и другие неорганические вещества, их роль в жиз­недеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Фотосинтез. Дыхание растений. Газовый состав воздуха в жизни растений. Газовый состав воздуха в Кузбассе. Экологические группы растений Кемеровской области, по отношению к разным свойствам почв. Улучшение почв человеком. Охрана почвы Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение растений. Образование плодов и семян. Сущность понятия «питание». Особенности пита­ния растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания растений. Растения-хищники.

^ Лабораторная работа.

Определение химического состава растений (подсолнечника, пшеницы твердой).

Лабораторная работа.

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине (береза).

^ Лабораторная работа.


Изучение влияния условия воздушного и почвенного питания на комнатных растениях.

Лабораторная работа.

Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений.

^ Лабораторная работа.

Способы размножения дикорастущих и культурных растений Кемеровской области.


Тема 6. Природные сообщества (10 часов).

Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. ^ Экологические группы растений Кемеровской области. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Основные растительные сообщества Кемеровской области. Состав растительных сообществ. Структура и связи в сообществе. Изменение растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана природных сообществ в Кемеровской области. Красная книга Кузбасса.

Лабораторная работа.

^ Составление цепей питания на примере местного природного сообщества. Экскурсия: «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности».


^ Рабочая программа

по биологии с региональным компонентом

для 6-го класса

(на основе авторской программы Н. И. Сонина)

Составитель: Матвеева А.В.,

методист кафедры естественнонаучных

и математических дисциплин

Рассмотрена и рекомендована

на заседании кафедры.

Протокол № 1 от 6 сентября 2011 года.

Заведующий кафедрой,

к. пед. н., доцент Петунин О. В.


^ Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится экологическое воспитание школьников на основе изучения регионального компонента на уроках биологии.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают знания о том крае, области, где живет человек.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчёта 35 часов и с внесением в неё регионального компонента из расчёта 35 часов. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и домашние растения, сельскохозяйственные и домашние животные.

Курс предлагается для изучения учащимся 6 классов основных общеобразовательных школ Кемеровской области.

Данная программа включает следующие разделы:

  • «Строение и свойства живых организмов»

  • « Жизнедеятельность организма»

  • « Организм и среда»

Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.

В результате изучения предмета учащиеся должны прибрести определенные знания и умения.

^ Учащиеся должны знать:

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- особенности строения тканей, органов и систем органов на примере растительных и животных организмов Кемеровской области;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания

- отдельных представителей местной флоры и фауны, в том числе охраняемых на территории области и данной местности.

^ Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки;

- узнать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов, в том числе представляющих виды растений и животных Кемеровской области ;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- объяснять процессы жизнедеятельности организмов, на примерах обитателей своей местности;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты, использовать в учебной деятельности различные источники информации..

Особый акцент в программе сделан на использование лабораторных, практических работ и работ исследовательского характера, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа также предусматривает проведение экскурсий, конференций.

При изучении курса, для учащихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы с использованием различных источников информации Оценка знаний и умений проводится с помощью тестов, вопросов для повторения, отчетов по практическим занятиям и экскурсиям.

^ Тематический план курса

(70 часов, 2 часа в неделю)

п/п



Наименование разделов и тем

Количество часов

I

Строение и свойства живых организмов (25 часов).







Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа)




1

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

1

2

Экскурсия: «Определение признаков живого и неживого в природе».

1




Тема 1.2. Химический состав клеток (2 часа)




3

Химические элементы. Неорганические вещества.

1

4

^ Органические вещества. Практическая работа №1 «Определение органических веществ в клубнях картофеля выращиваемого в Кемеровской области».

1




Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток (3 часа).




5

Строение клеток. Вирусы – неклеточные формы жизни.

1

6

^ Лабораторная работа № 1 «Строение клеток живых организмов».

1

7

Практическая работа № 2 «Изготовление препарата кожицы лука сорта Бессоновский и мякоти томата Алтайский ранний».

1




Тема 1.4. Ткани растений и животных (2 часа).




8

Ткань. Ткани растений. Лабораторная работа №2 «Ткани растений».

1

9

Типы тканей животных. Лабораторная работа №3 «Ткани животных».

1




Тема 1.6. Органы и системы органов (14часов).




10

Орган. Органы цветкового растения.

1

11

Корень. Виды корней. Корневые системы.

1

12

^ Лабораторная работа №4. «Виды корней. Типы корневых систем на примере растений Кемеровской области».

1

13

^ Видоизменения корней. Лабораторная работа №5. «Видоизменения корней растений Кемеровской области».

1

14

^ Строение и значение побега. Почка. Лабораторная работа №6. «Строение побегов деревьев и кустарников Кемеровской области».

1

15

^ Лабораторная работа №7. «Видоизмененные побеги на примере растений Кемеровской области».

1

16

Лист. Строение и функции. Виды листьев.

1

17

^ Лабораторная работа №8. «Морфологическое строение и многообразие листьев растений Кемеровской области».

1

18

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

1

19

^ Лабораторная работа №9. «Типы соцветий растений Кемеровской области».

1

20

Плоды. Значение и разнообразие. Лабораторная работа №10. «Разнообразие сухих и сочных плодов растений Кемеровской области».

1

21

^ Строение и типы семян. Лабораторная работа №11. «Строение семян однодольных и двудольных растений на примере растений Кемеровской области»

1

22

Системы органов животных.

1

23

^ Практическая работа №3 «Ознакомление с системами органов животного на примере животного Кемеровской области» (белка, ёж, норка и т.д.).

1




Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа.)




24

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

1

25

^ Экскурсия: «Осенние явления в жизни растений и животных».

1

II

Жизнедеятельность организма (38 часов).







Тема 2.1. Питание и пищеварение (6 часов).




26

Особенности питания растений. Почвенное питание. Роль корня в жизни растений.

1

27

Воздушное питание. Фотосинтез.

1

28

Экскурсия в теплицу «Изучение условий воздушного и почвенного питания растений».

или Практическая работа №4 «Изучение влияния условий воздушного и почвенного питания на комнатные растения».

1

29

^ Особенности питания животных Практическая работа №5 «Определение способов питания животных, на примере животных обитающих в Кемеровской области».

1

30

Пищеварение и его значение.

1

31

Особенности строения пищеварительных систем животных.

1




Тема 2.2. Дыхание (3часа)




32

Дыхание растений.




33

Дыхание животных.

1

34

Практическая работа № 6 «Изучение способов дыхания животных».

1




Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа).

1

35

Перенос веществ в организме растений.

Практическая работа №7. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения».

1

36

Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Эксперимент: «Значение испарения воды в передвижении её по стеблю комнатного растения».

1

37

Перенос веществ в организме животных.

1

38

Кровеносная система, строение, функции. ^ Лабораторная работа № 12. «Особенности кровеносных систем позвоночных и беспозвоночных животных на примере животных, обитающих в Кемеровской области».

1




Тема 2.4. Выделение (4 часа)




39

Роль выделения. Продукты выделения.

1

40

^ Выделение у животных. Практическая работа №8 «Ознакомление с процессами выделения у животных, обитающих в Кемеровской области».

1

41

Выделение у растений. Листопад. ^ Практическая работа № 8 «Определение растений своей местности по внешнему строению осенних листьев».

1

42

Обмен веществ у животных. Обмен веществ у растений.

1




Тема 2.5. Опорные системы (3 часа)




43

Значение опорных систем. Опорные системы растений.

1

44

Опорные системы животных.

1

45

Лабораторная работа №13. «Разнообразие опорных систем животных на примере животных Кемеровской области».

1




Тема 2.6. Движение (3 часа)




46

Движение животных. Значение двигательной активности. Лабораторная работа №14. «Движение инфузории туфельки».

1

47

Движение многоклеточных животных. ^ Практическая работа №9. «Изучение особенностей передвижения различных животных в разных средах на примерах животных Кемеровской области».

1

48

Двигательные реакции растений. Эксперимент: «Наблюдение за разнообразием движений растений».

1




Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)




49

Связь организма с окружающей средой. Раздражимость.

1

50

Нервная система. Типы нервных систем

1

51

^ Рефлекс, инстинкт. Практическая работа № 10. «Наблюдение условных и безусловных рефлексов у домашних животных своей местности».

1

52

Эндокринная система. Гормоны. Ростовые вещества растений.

1

53

Защита проектов «Мои условные и безусловные рефлексы» (регуляция процессов в организме человека).

1




Тема 2.8. Размножение (5 часов).




54

Виды размножения, его значение.

1

55

Бесполое размножение у животных и растений. Практическая работа № 11. « Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений».

1

56

Половое размножение растений. Образование плодов и семян.

1

57

^ Практическая работа № 12 «Ознакомление с различными видами размножения растений Кемеровской области»(шиповник, береза).

1

58

^ Половое размножение животных. Практическая работа № 12. « Ознакомление с поведением животных в период размножения (на примере обитателей Кемеровской области)».

1




Тема 2.9. Рост и развитие (5 часов).




59

Рост и развитие растений.

1

60

Распространение плодов и семян. Практическая работа № 13. «Изучение способов распространения плодов и семян на примере растений Кемеровской области».

1

61

^ Практическая работа № 14. « Изучение условий и стадий прорастания семян фасоли и пшеницы» (на примере районированных сортов Кемеровской области).

1

62

Особенности развития животных.

1

63

^ Лабораторная работа № 16. «Прямое и непрямое развитие насекомых, на примере обитателей Кемеровской области».

1

III

Организм и среда (7 часов).







Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (3 часа).




64

Среда обитания. Экологические факторы. Взаимосвязи живых организмов.

1

65

^ Практическая работа № 15. «Изучение влияний условий среды обитания на растения (на примере Кемеровской области)».

1

66

Экскурсия : «Изучение влияния антропогенного фактора на растения и животных, обитающих в данной местности».

1




Тема 3.2. Природные сообщества (4 часа).




67

Природные сообщества и экосистемы. Структура и связи в сообществе.

1

68

^ Практическая работа № 16. «Составление цепей питания на примере местного природного сообщества» (еловый лес, березовая роща, сосновый бор).

1

69

^ Экскурсия: «Искусственные сообщества живых организмов в данной местности».

1

70

Охрана природных сообществ в Кемеровской области. Красная Книга Кемеровской области.

1




Итого

70
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.)

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализации регионального компонента учебного плана в оу, работающих по программам ос «Школа 2100»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом
У школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconПротокол от 29. 05. 2012 №1 от 30. 05. 2012 №117 Рабочая программа учебного курса общего образования по биологии в 7
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconЛитовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» иинформационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconПрика з «27» июля 2012 г. №760
Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconПояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования...

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по формированию уклада школьной жизни; условия для реализации указанной программы
Целью проекта является разработка содержания реализации изменений в воспитательный компонент образовательной системы

Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.) iconРабочая программа по факультативному курсу для 8 класса
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы