Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом icon

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом




НазваниеМетодические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом
Дата конвертации06.02.2013
Размер84.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № 2 от 22 сентября 2011 г.

Зав. кафедрой ___________И. Г. Вертилецкая


Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом


Цель введения реализациинационально-регионального компонента: создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества, углубление чувства патриотизма и любви к родному краю, создание положительного образа территории своей малой Родины.

Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Возможные темы: «Говоры Кузбасского края», «Топонимия Кемеровской области», «Литературный Кузбасс».

Работа с региональными языковыми факторами является компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным. Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

Каким же должно быть содержание НРК и как это содержание реализовать в учебном процессе?

Содержание НРК:

  • во-первых, включает работу с текстом, тематически ориентированным на природу, материальную и духовную культуру области (в том числе, словосочетания, предложения, тексты),

  • во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,

  • в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений писателей региона.

Отобранные тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений кузбасских писателей. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний.

Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.

Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов. Тексты известных кузбасских писателей можно брать для подготовки к ГИА. Предлагаемые тексты могут быть направленны на подготовку к изложениям и сочинениям.

В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не  на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природы, животном мире и т. п.

Методисты считают работу с текстом очень важной. Развитие речи на уроках русского языка в 9 классе – это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее. Использование художественного текста на уроке русского языка дает возможность упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям; текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. Поэтому в нашей работе мы предлагаем использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных связей. Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка.

Реализуя региональный компонент по русскому языку, учитель может воспользоваться примерным тематическим планированием, при этом за ним остаётся право дополнять и изменять предложенную тематику занятий.


^ Примерное тематическое планирование по реализации национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классе



п/п

Тематическое планирование

кол. час.

НРК

Примерное содержание НРК

Формы контроля

Топонимия Кемеровской области

1


2.


3.

Предмет ономастики, раздел топонимики, терминалогия.


Топонимистическая система региона.


Урбанонимы города Кемерово

1

Дать понятие о предмете ономастике, знакомство с новым разделом лингвистики, с теоретическими понятиями, способы образования топонимов



Составления словаря топонимов региона


Эссе «Название моей улицы», «Наше школа носит имя…..»

Викторина по собранному материалу

5



Изучение географических названий региона, истории родного края, способы образо-

вания топонимов, славянские и тюрские топонимы




4



Понятие об урбанонимах, понятие урбанонимов нашего города, экскурсия в областной музей, лексико-семантическая классификация названий улиц




Говоры Кузбасского края

1.

Литературный язык и диалекты. Распространие диалектов на территории Кузбасса, языки народов Сибири.

3

Анализ диалектных особенностей, которые присутствуют в речи жителей на территории Кемеровской области и Алтайского края. Территориальные диалекты, устная и письменная форма Лексическая и фразеологическая семантика языков народов Сибири

доклады

Литературный Кузбасс

1.


2.


3.



Литературная жизнь Кузбасса.


Литературная жизнь города


Подготовка к ГИА на краеведческом материале

10

творческие объединения, студии, газеты, журналы, альманахи, художественные произведения известных писателей Кузбасса (по выбору учителя и учеников), биографии писателей


Сообщения,

отзывы, эссе, лингвистичес

кие игры


сочинения , изложения




5




Анализ лучших произведений писателей города





6


Структура работы с жатым изложением, особенности написания сочинений.

Подбор лучших текстов, составление тем сочинений,




Итого

34








Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучение, обращенное к региональному материалу, формирует бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям. Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.


^ Список литературы


  1. Вопросы грамматики и словообразования сибирских говоров:. Межвузовский сборник научных трудов. Краснояр. гос. пед. ин-т. Красноярск. Красноярский рабочий 1985г.

  2. Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России (1965-2005). Сборник научных статей. В 2-х томах. Т. 2. Ред.-сост.: Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Новосибирск ГПНТБ СО РАН 2008г. 480

  3. Кокорина В. Я. Лингвистическое краеведение в школе.-Кемерово: КГУ.-1990.

  4. Кокорина В. Я. Топонимы Кузбасса на уроках русского языка.Кемерово: КГУ.-1998.

  5. Мытарев А. А. От Абы до Яи. Географический словарь Кубасса.-Кемерово.-1970

  6. Областной словарь Кузбасса. Вып. 1. Под ред. Васильевой Э.В. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2001г. 394 с.

  7. Петрунина С.П. Грамматика говорящего и слушающего в сибирских говорах (русские старожильческие говоры в сибирских говорах). – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. – 252 с.

  8. Словарь русских говоров Кузбасса / Под ред. Н.В. Жураковской , О.А. Любимовой (отв. ред.). – Новосибирск, 1976. – 233 с.

  9. Словарь русских говоров Кузбасса. Новосибирск, 1976.

  10. Суперанская А. В. Что такое топонимика [Текст]/А. В. Суперанская.-М. ,1985.

  11. Шабалин В. М. Тайны имен земли Кузнецкой. Краткий топографический словарь Кемеровской области.3000 названий[Текст]/ В. М. Шабалин.-Кемерово, 1994.-163с.



Ровнова Л. В. , методист, старший преподаватель кафедры гуманитарно-художественных и эстетических дисциплин КРИПКи ПРО.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconМетодические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.)

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.)

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconЛитовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconМетодические рекомендации по реализации регионального компонента учебного плана в оу, работающих по программам ос «Школа 2100»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconИсследование по русскому языку и математике в 4 классах общеобразовательных учреждений рязанской области
Администрация школы доводит до сведения родителей ( законных представителей) учащихся 4 класса о проведении в школе регионального...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconРабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 5-7 класса на основе следующих нормативно-правовых документов
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утверждённого приказом Минобразования...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconРабочая программа по русскому языку составлена для учащихся 10 класса на основе следующих нормативно-правовых документов
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждённого приказом...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconПояснительная записка Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconПрограмма по русскому языку для 5 класса (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, Примерной программы...

Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом iconПлан работы на февраль 2013 года
...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы