Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) icon

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.)




Скачать 273.06 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.)
Дата конвертации06.02.2013
Размер273.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования».


Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин


Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.)


Составитель Санкович Г.В.,

методист кафедры естественнонаучных

и математических дисциплин


Утверждены

на заседании кафедры естественнонаучных

и математических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол №1 от 06.09. 2011 г.


Важным направлением модернизации образования является возможность вариативности содержания обучения за счет сочетания федерального, регионального и школьного компонентов. В последние годы как в России на федеральном уровне, так и во многих региональных образованиях приняты нормативные правовые акты, позволяющие в рамках единого образовательного пространства отразить в содержании обучения особенности региональной культуры, вводя в содержание национально-региональный компонент. В связи с этим возникла проблема разработки регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования и его реализации в практике работы школ.

Содержание регионального компонента трудовой подготовки школьников, основанное на трудовых традициях народа, национальных ремеслах, промыслах, видах объектов декоративно-прикладного искусства способствует приобщению обучающихся к культурно-историческому наследию своей нации, воспитанию на основе социоэтнических норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование трудовых умений и навыков.

Модульная структура регионального компонента трудовой подготовки обеспечивает гибкость содержания, согласование с требованиями федерального стандарта, позволяет учесть условия конкретных образовательных учреждений, возможности педагогов, интересы подростков и родителей, использовать все составляющие учебного плана школы для реализации регионального компонента в личностно значимой для каждого учащегося практической деятельности.

Формы, методы и дидактические средства реализации регионального компонента трудовой подготовки школьников, ориентированные на самостоятельную познавательную, поисковую и трудовую деятельность учащихся (технические и технологические задания, конструирование и моделирование, метод проектов, дидактические игры и праздники, экскурсии, использование фольклорных и музейных материалов и др.) обеспечивают более прочное усвоение знаний и активизацию учебной деятельности.

Критерием выбора модели включения регионального компонента в образовательный процесс является структура базового предмета и логика образовательного процесса. В трудовой подготовке учащихся наиболее целесообразны модульный и дополняющий варианты введения регионального компонента. Это связано, прежде всего, с тем, что сама технология (труд) имеет модульную структуру (деление содержания на блоки по видам материалов, видам технологий, видам объектов труда) и в рамках модульной модели возможно согласование регионального компонента с федеральным.

В методическом плане модульная и дополняющая модели позволяют учителям разнообразить применяемые формы, методы и средства, более активно использовать потенциал народной педагогики в трудовой подготовке, осуществлять реальную интеграцию в образовании, используя возможности всех компонентов образовательного процесса школы, в том числе и внеурочной деятельности и приводя в систему разрозненные сведения обо всем многообразии форм и способов взаимодействия человека с конкретной социокультурной и природной средой.

Введение метода проектов с использованием регионального компонента может осуществляться по следующим содержательным направлениям: идея изделия, использование традиционных у народных ремесленников материалов, оформление изделия на основе народных орнаментов. Особенности реализации метода проектов на занятиях по технологии при введении в обучение регионального компонента связаны с соотнесением целей проектирования с возрастом учащихся, с уровневой дифференциацией этапов его проектной деятельности, с обязательной педагогической поддержкой проектной деятельности ученика педагогом.

Содержание регионального (национально-регионального) компонента в трудовой подготовке школьников, наполненное конкретным содержанием, основанным на трудовых традициях народа, национальных ремеслах, промыслах, видах объектов декоративно-прикладного искусства, отражает потребности учащихся, их родителей, педагогической общественности, этнических групп. Обеспечивая решение социально-педагогических задач освоения культурно-исторического наследия нации, нравственного воспитания на основе социоэтнических норм и нравственных отношений, эстетического практикоориентированного развития на основе народных искусств, ремесел, промысловых занятий коренных народов, оно тем самым способствует приобщению подростков к культурно-историческому наследию своей нации, воспитанию на основе социоэтнических норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование умений и навыков.

Разрабатывая содержание регионального компонента трудовой подготовки школьников, помимо вышеизложенных положений о значении регионального компонента в современном образовании и имеющийся опыт учителей, мы опираясь на базовые цели образования, важнейшей из которых является развитие личных качеств и способностей детей на основе опыта разнообразной деятельности — учебно-познавательной, практической, социальной; сформулировали критерии к отбору содержания, которое должно: обеспечивать приобретение учащимися общетрудовых и специальных знаний и умений, предусмотренных стандартом образовательной области "Технология" и соответствовать федеральному компоненту содержания по объему учебного времени; способствовать интеллектуальному, физическому и эстетическому развитию детей, их адаптации к современным социально-экономическим условиям; отражать основные особенности природно-климатических и экологических условий региона, хозяйственной деятельности, культуры, быта, специфику ближайшего социального и территориального окружения при условии обязательного включения сведений о других нациях и народностях, проживающих по соседству; формировать социально-нравственные качества личности и навыки культурного поведения в соответствии с региональными традициями; объекты труда и виды деятельности учащихся при освоении регионального компонента должны соответствовать возрастным возможностям учащихся и учебно-материальной базе школы; предпочтение отдается тем видам деятельности, в которых элементы трудовых традиций национальной культуры представлены наиболее наглядно; содержание регионального компонента должно способствовать привлечению общенаучных знаний к решению трудовых технологических заданий и таким путем выполнять интегрирующую функцию по отношению к образовательной деятельности.

Региональный компонент содержания технологического образования может быть представлен следующими темами:

^ Разделы программы

Примерная тематика

Современное производство и профессиональное образование

Экскурсии на предприятия Кузбасса. Знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области. Экология Кузбасса и производство.

Кулинария

Блюда национальной кухни народов Кузбасса. Русская масленица. Пасха.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

Творчество народных умельцев. Элементы древнего зодчества в современной архитектуре. Художественная обработка металла.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

История народных костюмов Кемеровской области. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде.

Проект

Оформление и организация праздников (семейных, детских, школьных).



В помощь учителю технологии «Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования» разработан курс «Профессии необходимые Кузбассу», позволяющий в связи с переходом к реализации личностно-ориентированной модели образования создать такую систему образования, которая способствовала бы решению задачи расширения возможностей выбора каждой личностью своего профессионального пути. Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача совершенствования подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, как одного из наиболее существенных этапов развития личности.(Приложение 1)


Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


^ Рабочая программа «Профессии необходимые Кузбассу»

(региональный компонент в преподавании технологии

Кемеровской области)

(8 класс)



Разработчик программы:

Санкович Г.В., преподаватель кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО

Рассмотрена и рекомендована

на заседании кафедры

протокол № 1 от 06 сентября 2011 года

Заведующий кафедрой, к. пед. н., доцент

Петунин О. В



Кемерово 2011

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения программы

  3. Тематический план

  4. Содержание программы

  5. Список литературы

  6. Тезаурус



Пояснительная записка

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный мир профессий и продвижения в нем к желаемой для него цели, общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним согласно требованиям рынка труда конкретного региона.

^ Цель программы актуализировать процесс профессионального самоопределения и вариативного построения траектории профессионального обучения и карьеры учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда с учетом требований рынка труда Кемеровской области, а также соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

^ Изучение программы (национально-региональный компонент) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности по созданию личностно или общественно значимых для своего региона продуктов труда;

  • повышение уровня психологической компетенции учащихся с опорой на соответствующие знания и умения, за счет расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

  • освоение начальных знаний о специфике профессиональной деятельности и новых формах организации труда в Кемеровской области, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики и конкуренции кадров, рационального поведения на рынке труда;

  • овладение умениями анализа рынка труда своей территории и коррекции своей профессиональной карьеры с учетом результатов этого анализа, умениями самопроектировать собственную жизнедеятельность.

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе исследовательской и проектной деятельности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда Кемеровской области;

  • воспитание активной жизненной позиции в процессе социального и профессионального становления, положительного отношения к самому себе через осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, ответственности за результаты своего выбора направления (сферы и профиля) трудовой деятельности, востребованного на рынке труда в районе (городе, поселке);

  • приобретение опыта соотнесения своих склонности и способностей с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения в систему специально организованных профессиональных проб.

^ Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения модулей и тем в рамках ступеней общего образования; не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной темы в рамках учебной программы. При этом учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента и в соответствие со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения и т.п.).

^ В результате изучения программы ученик должен:

знать/понимать

  • общую характеристику экономического состояния и потенциала России; современное состояние экономики Кемеровской области и ее важнейших отраслей; приоритетные направления развития техники и технологий в Кемеровской области; влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Кемеровской области; притязания человека и их влияние на выбор профессиональной карьеры; маршруты профессионального успеха в Кемеровской области, виды профессионального труда, востребованные в области; основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; конъюнктуру рынка труда и профессий Кемеровской области; средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Кемеровской области; виды и формы получения профессионального образования; виды учреждений профессионального образования в Кемеровской области; способы работы с каталогом образовательных услуг по Кемеровской области.

уметь

  • находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Кемеровской области и образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Сибирского региона и Кемеровской области (города, поселка) и о путях получения профессионального образования и трудоустройства по месту жительства;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознанного выбора и планирования профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики согласно требованиям рынка труда Сибирского региона (Кемеровской области, города, поселка).
^

УЧЕБНЫЙ ПЛАН







Наименование модулей, разделов


Всего, час.

^ В том числе

Форма контроля

лекции

практ.

занятия

1.

Современное общество, образование и профессия.

8

4

4

Собеседование

2.

Региональный рынок труда и образовательных услуг.

10

4

6

Собеседование

3.

Профессиональная деятельность и ее субъект.

8

4

4

Собеседование

4.

Профессиональная карьера.

4

2

2

Собеседование

5.

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

4

2

2

Проект

Итого:

34

16

18



^
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



^ Наименование модулей, разделов


Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

практ.

занятия

1.

Современное общество, образование и профессия.

8

4

4

Собеседование

1.1.

Притязания человека и его профессиональная карьера.

4

2

2




1.2.

Карта города и будущее место работы.

4

2

2




2.

Региональный рынок труда и образовательных услуг.

10

4

6

Собеседование

2.1.

Основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда.

6

2

4




2.2.

Современная ситуация на рынке труда.

4

2

2




3.

Профессиональная деятельность и ее субъект.

8

4

4

Собеседование

3.1.

Возможности личности в профессиональной деятельности.

8

4

4




4.

Профессиональная карьера.

4

2

2

Собеседование

4.1.

Технология трудоустройства.

2

1

1




4.2.

Адаптация на рабочем месте (как сохранить работу).

2

1

1




5.

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

4

2

2

Проект

Итого:

34

10

24



СОДЕРЖАНИЕ

^ Модуль 1. Современное общество, образование и профессия.

Притязания человека и его профессиональная карьера. Карта города и будущее место работы.

Общая характеристика экономического состояния и потенциала России. Современное состояние экономики Кемеровской области и ее важнейших отраслей. Приоритетные направления развития техники и технологий в Кемеровской области.

Изменения, происходящие в современном обществе и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда в Кемеровской области. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим?

Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала. Профессиональные достижения. Вертикальная и горизонтальная карьера. Что человек хочет от профессии? Жизнь под девизом «Я такой, какой я нужен работодателю моего региона». Обучение под девизом «Я такой, какой я нужен учебному заведению».

Карта города и будущее место работы. Маршруты профессионального успеха в Кемеровской области, (городе, поселке). Востребованность различных видов профессионального труда в области. Риски предстоящего выбора.


^ Модуль 2. Региональный рынок труда и образовательных услуг.

Основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда. Современная ситуация на рынке труда.

Региональный рынок труда. Рабочая сила как товар. Цена рабочей силы. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Трудовые ресурсы, трудоспособное население: понятие, основные характеристики. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий Кемеровской области.

Спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда на региональном рынке труда. Состояние занятости населения на региональном рынке труда, общие статистические сведения по Кемеровской области.

Высвобождение рабочей силы, причины безработицы в современной России. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда. Общая характеристика особенностей безработицы: конверсионная, технологическая, скрытая. Молодежная безработица. Социально-профессиональный «портрет» молодого безработного. Вакансии на рынке труда: понятие, общие статистические данные о вакансиях на рынке труда Кемеровской области.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.

Региональный рынок образовательных услуг. Пути получения профессионального образования. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Кемеровской области. Виды и формы получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования в Кемеровской области. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в Кемеровской области. Варианты дальнейшего образования, работа с каталогом образовательных услуг по Кемеровской области.


^ Модуль 3. Профессиональная деятельность и ее субъект.

Возможности личности в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы работы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях в стране и, в частности, в Кемеровской области. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.

Понятие о специальности и квалификации работника. Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства населения. «Вечные» профессии и специальности. «Сквозные» (распространенные) профессии и специальности. «Дефицитные» профессии и специальности. «Перспективные» профессии и специальности. «Свободные» профессии и специальности. Характеристика тех же профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства населения в Кемеровской области.

Конкурентоспособность профессии (специальности): понятие, модели конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный работник». Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда Кемеровской области.


^ Модуль 4. Профессиональная карьера.

Технология трудоустройства. Адаптация на рабочем месте (как сохранить работу).

Профессиональная карьера: понятие, типы и виды профессиональных карьер. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры. План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта». Основы профессиональной карьеры как умение сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей. Роль обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста.

Что, значит, быть активным на рынке труда? Возможные варианты трудоустройства в Кемеровской области по профессии, осваиваемой в образовательном учреждении. Профессиональные цели и ценности будущих специалистов.

Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм. Использование личных связей. Объявления о вакансиях на улицах. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Резюме: составление, подготовка.

Основные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Техника завершения разговора. Документы, необходимые при приеме на работу. Типичные причины отказа в приеме на работу.

Адаптация: понятие, виды, формы и способы адаптации. Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом профессиональной деятельности.


^ Модуль 5. Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, к оформлению документации, защите проекта. Критерии оценки защиты проекта.

Разработка учебных проектов по построению индивидуальных жизненных планов и профессиональной карьеры с учетом потребностей рынка Кемеровской области и собственных склонностей и потребностей.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверичев Ю.П. Школьнику о рабочих профессиях. Общие сведения о народном хозяйстве, тяжелая промышленность, строительство. Справ. книга учащихся VII – X кл. /Ю.П. Аверичев. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.

  2. Дмитриева М.А. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие. /М.А. Дмитриев, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. - Л.: Изд-во Ленин пр. ун-та, 1999. – 224 с.

  3. Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

  4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. /Е.А. Климов. – М.: Академия, 2006. – 336 с.

  5. Климов Е.А. Школа… а дальше? /Е.А. Климов. – Л.: 2000. – 206 с.

  6. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентологии». Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности «031000-«Педагогика и психология». /О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2006. – 76 с.

  7. Мир профессий. В 4-х томах. Человек – природа. /Сост. С. Левиева. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 383 с.

  8. Мир профессий. В 4-х томах. Человек – человек. /Сост. Р. Каверина. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 300 с.

  9. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

  10. Прощицкая В.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. средней шк. /Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

  11. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений. /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

  12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. /Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.

  13. Ретивых М.В. Как помочь выбрать профессию. /М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко. – Тула: Пиок. кн. изд-во, 1999. – 132 с.

  14. Теория государства и права: Учебник. /Под ред. А.С. Пиголкина, А.Н. Головастикова. – М.: Юрай-Изтад,2005. – 613 с.

http://www.kemocpom.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.kemobl.ru/

http://www.e-kuzbass.ru


Тезаурус

Деятельность — система целенаправленной активности субъекта, включен­ная в общественные отношения; процесс, в котором происходит взаим­ный переход между полюсами «субъект-объект». Основной ее характе­ристикой является предметность.

Должность — наименее объективно и документально фиксируемое прояв­ление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией («младший научный сотрудник»), с временными обязанностями (п. о. за­ведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).

Квалификация — уровень развития специальных способностей субъекта (ра­ботника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определен­ной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квали­фикация есть отражение уровня профессионального мастерства субъек­та.

^ Квалификационные требования — перечень знаний, навыков, умений, кото­рыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.

Компетентность — знания, образованность, способности, профессиональная подготовленность, обеспечивающие глубокое знание дела, существа выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов, возможных способов и средств достижения целей, возможность комплексного подхода к выполнению служебных обязанностей.

^ Подбор кадров — это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, по созданию базы данных о работниках не­обходимой квалификации для решения задач организации.

Профессионал в широком понимании — это субъект, имеющий высокие по­казатели профессиональной деятельности, профессиональный и социаль­ный статус, динамически развивающуюся систему личностной и дсятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на новые личностные и профессиональные до­стижения, имеющие социально-позитивное значение.

^ Профессиональная ориентация — широкий, выходящий за рамки педагоги­ки и психологии комплекс мер по оказанию помощи человеку в выборе профессии.

Профессиональная пригодность является свойством метасистемы «человек-профессия» и определяется совокупностью индивидуальных особенно­стей и потенциалом человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности ее выполнения, а также особенностями и потенциалом рабочих групп.

^ Профессионально важные качества (ПВК) — способности человека к дея­тельности в широком смысле слова, выступающие в роли внутренних пси­хологических характеристик субъекта, в которых выражаются внешние специфические воздействия факторов трудового процесса как форма про­фессиональных требований к человеку. В ПВК проявляются все основ­ные характеристики структуры личности: мотивационно-потребностные, когнитивно-психомоторные, эмоционально-волевые.

^ Профессиональное обучение — процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими человеку квалифицированно выполнять оп­ределенные трудовые функции, успешно решать определенные трудовые задачи.

^ Профессиональный опыт — это распредмеченная человеком область общест­венной практики (прежде всего одного из видов профессиональной дея­тельности) и представленная в субъективированных (профессия, спе­циализация, специальность) и объективированных формах (должность, рабочее место).

^ Профессиональный отбор — процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наи­более эффективное выполнение возложенных на них задач. Задача отбо­ра становится актуальной при наличии избытка претендентов, высокой стоимости профессиональной подготовки или когда деятельность предъ­являет высокие требования к определенным психологическим особенно­стям человека (способность противостоять действию стрессогенных фак­торов, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы — отбор под задачу, под руководителя, в управленче­скую команду, при реальной или субъективной значимости для руково­дителя его безопасности и т. п.

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудо­вой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяе­мыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяют­ся на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хирург, окулист; про­фессия — учитель, специальность — учитель географии, истории, мате­матики) может быть представлена в шести основных аспектах социальных отношений, шести ее основных компонентах: 1) область приложения сил человека как субъекта труда, ограниченный вид трудовой деятельности; 2) общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, име­ющих общественно-полезный характер; 3) подготовленность (знания, уме­ния, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; 4) деятельность профес­сионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых про­фессионально; 5) деятельность, выполняемая за определенное вознаграж­дение; 6) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.

^ Рабочее место — зона пространства деятельности (пространственно-времен­ная и личностно-субъективная), оснащенная необходимыми техническими средствами, характеризующаяся индивидуально-психологическими кри­териями ее оптимальности, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.

Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин (например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учи­тель, специальность — математика, физика); необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения сил человека, позволяющая ему, с одной стороны, воплощать свой профес­сиональный потенциал, с другой — получать необходимые средства су­ществования и возможности развития.

Способности — свойство психологической функциональной системы обес­печивать достижение целей деятельности. Главными критериями способ­ностей, отличающими их от других психологических образований, назы­вают успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Среди общих способностей различают интеллект, обучаемость, креативность.

^ Стаж — продолжительность выполнения человеком определенной деятель­ности.

Стили профессиональной деятельности — интегральные иерархические би­полярные динамичные системы психологических средств осуществле­ния трудовой деятельности, детерминированные индивидуальностью взаимодействующих субъектов и организацией среды пространства дея­тельности.

Труд — сознательная деятельность людей, направленная на создание мате­риальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребно­стей общества и личности. Труд включает в себя следующие «простые моменты»: 1) целесообразная деятельность, или сам труд; 2) предмет тру­да; 3) средства труда; 4) результаты труда.

Трудовые функции — любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда.

Трудолюбие — черта характера, состоящая в позитивном отношении к про­цессу трудовой деятельности.

Тяжесть труда — степень совокупности воздействия всех факторов рабочей среды па здоровье человека и его работоспособность. Тяжесть труда ха­рактеризует физиологическую стоимость («цену») работы, т. е. степень функционального напряжения при выполнении любой работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Биология» (6 класс, 34 час.)

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализации регионального компонента учебного плана в оу, работающих по программам ос «Школа 2100»
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconМетодические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по русскому языку в 9 классом
У школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconЛитовченко Юлия Сергеевна Научный руководитель : Андреева Ольга Ивановна, к п. н., доцент Азов 2012 Татарская диаспора Приазовья методические рекомендации
Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconПрика з «27» июля 2012 г. №760
Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconРабочая программа по математике в 5 классе на 2012 2013 учебный год учитель Кузнецова Елена Алексеевна 2012 год Пояснительная записка
Математика 5 класс (Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. Мнемозина, 2011г.), регионального Базисного...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconРабочая программа по информатике для 5-7 классов составлена на основе учебной программы по информатике и икт,БачуринаЛ. С., Ярчикова Н. В., Воронеж: воипкипро, 2012 г
Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconФедеральный компонент государственного стандарта начального общего образования
На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс). По решению Совета школы при наличии...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» иинформационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых...

Методические рекомендации по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета «Технология» (8 класс, 34 час.) iconРабочая программа по предмету «Математика» 2 класс создана на основе
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы