Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» icon

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы»




Скачать 253.88 Kb.
НазваниеРазработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы»
Дата конвертации22.07.2013
Размер253.88 Kb.
ТипРеферат


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра сварочного производства и методики профессионального обучения


РАЗРАБОТКА ПЛАНА-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы»


Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по

психолого-педагогической подготовке


Разработал


Екатеринбург 20__


РЕФЕРАТ


Практическое задание содержит листов машинописного текста, рисунков, таблиц, использованных источников литературы, приложений на листах формата А4.

Ключевые слова: МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, план-конспект урока теоретического обучения, урок новых знаний И Т.П.

В практическом задании рассмотрены теоретические подходы к анализу педагогического опыта организации урока теоретического обучения. Проведена аналитическая работа по оценке педагогического опыта при проведении теоретического обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования. Даны рекомендации по совершенствованию методики теоретического обучения.


содержание

Введение

4

1 Обоснование методики проектирования теоретического обучения

5

1.1 Этапы проектирования плана-конспекта урока теоретического обучения

5

1.2. Отбор содержания при проектировании уроков теоретического обучения

10

^ 2. ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ по теме «Горючие газы»


12

заключение




СПИСОК использованных источнников






Введение


Подготовка педагога профессионального обучения к текущей работе направлена на реализацию теоретического и производственного опыта в системе подготовки начального профессионального образования. Актуальность данной методической работы определяет планирование и проведение отдельных занятий подготовки по профессии «Сварщик». Подготовка педагога профессионального обучения состоит из изучения нормативной документации по профессии, изучения учебных планов, а также непосредственной разработки план-конспектов уроков теоретического и производственного обучения. Актуальность данной темы позволили определить объект и предмет разработки.

Объектом является организация учебного процесса по профессии «Сварщик», предметом – разработка плана-конспекта урока теоретического обучения по теме «Горючие газы».

Цель работы – разработка и обоснование плана-конспекта урока теоретического обучения по теме «Горючие газы».

Задачи:

  1. изучить программу предмета подготовки по профессии «Сварщик»;

  2. определить содержание учебного предмета «Оборудование, техника и технология сварки»;

  3. разработка плана-конспекта урока теоретического обучения по теме «Горючие газы».

Теоретическая и методологическая база разработки: анализ методической и справочной литературы, методы сравнения и систематизации учебного материала.


1 Обоснование методики проектирования теоретического обучения

1.1 Этапы проектирования плана-конспекта урока теоретического обучения


Педагогическое проектирование конспекта урока, вызывает затруднения в части заполнения третьей колонки «Описание методики осуществления учебных действий». Это происходит потому, что разработчики нередко пытаются прописать методические действия именно в той последовательности, как они будут реализованы в ходе урока. Такой подход к проектированию имеет ряд недостатков.

Во-первых, он отличается большой трудоемкостью и бессистемностью. Обдумывая какой-либо фрагмент урока, преподаватель вынужден мысленно перебирать в памяти все известные ему методы обучения, относящиеся к различным группам методов, и соответствующие средства, чтобы выбрать подходящие данному фрагменту урока. Переходя к следующему фрагменту, такой мысленный перебор необходимо проводить вновь. В ходе разработки конспекта подобные действия приходится осуществлять несколько десятков раз.

Проводимые разработки преподаватель оформляет в виде плана и конспекта урока (либо совместно, как план-конспект). План урока является обязательным документом, составляется в соответствии со структурой урока и содержит следующую информацию:

  • тема урока по перспективно-тематическому плану;

  • откорректированные цели урока;

  • содержание обучения (перечень вопросов подлежащих изучению, повторению, закреплению и др.);

  • тип урока, его структура и затраты времени на этапы;

  • методы и методические приемы на каждом этапе;

  • средства обучения, включая технические средства обучения и средства вычислительной техники;

  • содержание и методика выдачи домашнего задания;

  • методы контроля степени реализации целей урока.

Конспект урока представляет собой последовательную запись предполагаемого хода урока с изложением содержания обучения и с подробной методической проработкой всех элементов урока.

Конспект урока - это не обязательный документ. Опытные педагоги его не составляют. Вместе с тем, отказываться от конспекта можно только в том случае, если у преподавателя в период работы с конспектом выработалось умение, и появился опыт проведения уроков только с использованием плана. Нередко молодые преподаватели стремятся к воплощению своего педагогического проекта в форме плана-конспекта с тем, чтобы облегчить переход от стадии использования на занятиях конспекта урока к стадии применения плана урока.

Во-вторых, последовательная разработка конспекта урока ориентирована на последовательность раскрытия содержания занятия. При этом преподаватель, естественно, акцентирует внимание на образовательных целях урока и невольно забывает о том, что существуют воспитательные и развивающие цели. Поэтому в конспекте нередко отсутствуют соответствующие методики, такие как: руководство конспектированием, развитие навыков умственного труда, формирование общих и профессионально-трудовых привычек. Кроме того, в конспект не попадают методики поддержания высокой познавательной активности, методики индивидуализации обучения и т.п., то есть приемы и способы, которые являются общеметодическими и не предназначены для изложения конкретного содержания учебного материала.

В-третьих, стремление разработчиков конспекта поскорее завершить трудоемкое проектирование зачастую приводит к тому, что даже те методики, которые преследуют достижение образовательных целей, описаны в конспекте в общих словах, крайне неконкретно, например: «применяю метод объяснения», «использую демонстрацию наглядного пособия», «применяю устный опрос». Так, из последнего примера совершенно нельзя понять: для чего применяется опрос (диагностика, закрепление)? какой вид опроса применяется (индивидуальный, фронтальный)? какая категория учащихся опрашивается (со слабыми познавательными возможностями, со слабой мотивацией)? как следует поступать, если дается неверный или неполный ответ? какие методы оценки или стимулирования применяются по итогам опроса?

Перечисленных недостатков можно избежать, если использовать другой подход к разработке методики осуществления учебных действий. Он допускает, что начинающий педагог может использовать на своих первых уроках достаточно ограниченный круг методов и методических приемов и традиционные типы уроков. Однако эти методики и организационные формы должны обеспечивать все ключевые элементы урока. Ключевые элементы урока, своевременно и правильно внесенные в конспект, позволяют рассчитывать на успешные результаты проектирования методики обучения и создают предпосылки для обеспечения удовлетворительного усвоения знаний, навыков и умений, формирования и развития качеств личности. В начальный период педагогической деятельности молодой преподаватель должен уделить основное внимание именно ключевым элементам урока.

Для урока новых знаний можно выделить такие ключевые элементы:

а) организационный момент;

б) формирование познавательного интереса, мотивация в начале и стимулирование по ходу урока;

в) подготовка к восприятию учебного материала, актуализация опорных знаний;

г) целеполагание (постановка целей преподавателем, уяснение целей учащимися);

д) структурирование содержания урока (представление плана урока, переход от одного пункта плана к другому);

е) организация познавательной деятельности учащихся, развитие памяти и/или мышления (смысловые ориентиры, мнемотехника, конспектирование, структурирование, проблемные ситуации);

ж) изложение учебного материала (рассказ, объяснение и др.);

з) обеспечение доступности изложения (индуктивная логика, примеры, наглядность, системность);

и) диагностика восприятия учебного материала и усвоения его учащимися;

к) налаживание обратной связи с учащимися;

л) корректировка хода учебного процесса, если диагностика показала плохое восприятие и/или слабое усвоение учебного материала;

м) активизация познавательной деятельности учащихся по мере нарастания утомления;

н) первичное закрепление усвоенного материала;

о) воспитательные аспекты урока;

п) деятельность по развитию личности;

р) подведение итогов урока и оценивание успехов учащихся;

с) выдача домашнего задания.


Очевидно, для других типов уроков набор ключевых элементов будет другим.

Ключевые элементы урока положены в основу технологии разработки конспекта, которую в отличие от ранее рассмотренной «технологии последовательного проектирования» можно назвать «поэлементным проектированием». Смысл этой технологии состоит в том, что разработчик конспекта сначала заполняет 1 и 2 колонки таблицы. Затем в колонке 3 напротив текста, приведенного в колонке 2, он отмечает те места, которые соответствуют каждому из ключевых элементов урока. Выделение и распределение ключевых элементов – важный этап педагогического проектирования. Он способствует обеспечению качества будущего конспекта урока, поскольку он задает разработчику дальнейший алгоритм деятельности и гарантирует полноту методических разработок. На следующем этапе педагогического проектирования преподаватель на основе ключевых элементов разрабатывает подробные методики их реализации. Эти методики в своей совокупности образуют систему, где системообразующим фактором выступает набор ключевых элементов урока, которые в свою очередь определяются целями урока, типом урока, содержанием урока, особенностями контингента и дидактическими принципами.

Процедура выделения и распределения ключевых элементов может быть проведена наиболее плодотворно, если взять какой-либо элемент и отметить его сразу во всем конспекте. Это позволит сосредоточиться на одном аспекте урока и обнаружить все случаи его проявления. Затем необходимо проделать то же самое с другим и последующими ключевыми элементами. Таким образом, все пространство колонки 3 будет заполняться постепенно в различных местах.

Во время этой работы необходимо иметь в виду, что ключевые элементы урока – это не застывшая универсальная схема, а каждый раз вновь формируемый набор, который определяется рядом условий. При разработке конспекта надо иметь в виду эти особенности ключевых элементов урока.

Так ряд ключевых элементов в структуре урока встречаются однократно (организационный момент, целеполагание, подведение итогов), другие же элементы могут встречаться несколько раз. В некоторых ситуациях ключевые элементы становятся малоактуальными и могут не вноситься в конспект. Например, если все учащиеся в группе имеют повышенную мотивацию, обладают хорошими познавательными возможностями, имеют обширные и прочные базовые знания и проявляют высокую познавательную активность, в конспекте нет необходимости постоянно обращаться к мотивации и стимулированию. В других ситуациях, напротив, некоторые элементы урока приобретают особую важность, и становятся ключевыми. Например, приемы индивидуализации обучения могут применяться в таких масштабах, что составят самостоятельный элемент урока. Этот элемент для группы, неоднородной по базовым знаниям и познавательным возможностям, может стать ключевым.


1.2 Отбор содержания при проектировании уроков теоретического обучения

Отметим также, что на выбор ключевых элементов оказывает особое внимание содержание урока. Если содержание отличается разнообразием, где чередуются описание явлений, объяснение фактов, исторические рассказы, рассуждение о причинах, сравнения и т.п., ключевые элементы урока также будут разнообразными, и применяемые методики будут естественным образом чередоваться в зависимости от содержания урока. Однако нередко на уроке новый материал представлен обширным, но однообразным содержанием, например, классификация материалов или ассортимент продукции. В этом случае чередование ключевых элементов урока следует специально планировать, опираясь на дидактические принципы (учета возрастных и познавательных возможностей; систематичности, последовательности и доступности; наглядности; связи теории с практикой; единства обучения, воспитания и развития и др.).

Далее преподаватель проводит детальное проектирование методики осуществления каждого выделенного ключевого элемента урока. Здесь важно максимально подробно прописать все методические приемы. Это надо сделать так, как если бы с помощью данного конспекта предстояло бы проводить занятие другому преподавателю. То есть общий замысел урока и все задумки отдельных методик должны быть предельно понятны постороннему читателю. Только тогда появляется возможность оценить степень обоснованности конспекта и говорить о его качестве.

В первом случае, прежде всего, в конспекте следует указать в какой момент времени плакат вывешивается на всеобщее обозрение: до начала урока, чтобы учащиеся постоянно видели его и невольно запоминали содержание рисунка; или по ходу объяснения, чтобы учащиеся не отвлекались на плакат во время урока и активизировались лишь при его появлении. Затем необходимо прописать каким образом проводится управление восприятием (завешивание второстепенных фрагментов изображения, указание голосом или указкой, открытие ранее закрытых фрагментов и т.п.). В конспекте урока в конце показа следует сказать о необходимости зарисовать изображение, если это требуется, или описать словесно; изложить рекомендации учащимся по ведению записей.

Во втором случае необходимо указать как именно будут использоваться натуральные образцы: в виде раздаточного материала или в виде общего наглядного пособия (первое предпочтительнее). Затем следует прописать: когда учащиеся получают раздаточный материал, как пользуются им, когда и как проводится управление восприятием, когда и как наглядные пособия собираются у учащихся, что надлежит конспектировать.

^ 2. ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ по теме «Горючие газы»

(этапы мотивации, актуализации опорных знаний и проверка домашнего задания)

Будущая профессия учащихся – «Сварщик».

Курс – 2.

Предмет – «ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СВАРКИ».

Тема программы – Техника и технология газовой сварки.

Тема урока – Горючие газы.

Урок № 15 (29-30 часы программы). Тема предыдущего урока – Свойства кислорода и способы получения. Тема последующего урока – Технология газовой сварки.

Тип урока – комбинированный.

Цели: Образовательная цель – изучить основные виды горючих газов и их заменители. Формировать навыки правильного оформления конспекта. Проверить усвоение нового материала.

Воспитательная цель – воспитывать аккуратность, интерес к предмету и к будущей профессии, предмета.

Развивающая – развивать внимание, память, способность систематизировать факты.

Методы обучения (доминирующие): по источнику знания – словесные (рассказ, объяснение), наглядные (натуральные, описательные); по способу изложения – индуктивный метод; по организации познавательной деятельности – репродуктивный (объяснительно-иллюстративный).



Этапы урока, затраты времени

Содержание учебного материала

Описание методики осуществления учебных действий

1

2

3

Организационная часть(3 минуты)

Здравствуйте. Давайте проверим по журналу, кто присутствует на уроке.

Приветствую, проверяю присутствие по журналу

Контроль знаний (15-20 минут)

Теперь проверим, как вы усвоили материал предыдущего занятия. Для этого я выдам вам тесты, которые вы должны выполнить в течение 20 минут.



  1. Какой атомный номер кислорода в периодической системе Менделеева? (8)

  2. При нормальных условиях кислород это ….( газ без цвета, вкуса и запаха)

  3. Какой цвет имеет жидкий кислород? (имеет светло-голубой цвет), (это бледно-голубая жидкость)

  4. Что представляет собой твердый кислород? (кристаллы светло-синего цвета)

  5. Какова температура кипения жидкого кислорода? (182,98 °C)

  6. Какова температура плавления твердого кислорода? (218,79 °C)

  7. Год официального открытия кислорода. (1774 года)

  8. Давление в кислородном баллоне составляет … (15 МПа)

  9. На какие группы можно разделить способы получения кислорода? (физические и химические)

  10. Сколько весит баллон без кислорода? (около 67кг)

  11. Кислородные баллоны окрашиваются снаружи в ….. и имеют надпись кислород буквами … цвета. (голубой цвет) , (чёрного)

  12. Через сколько лет кислородный баллон проходит аттестацию? (5 лет)




Методика письменного контроля знаний

Актуализация опорных знаний(7 минут)

В курсе органической химии в разделе «Непредельные углеводороды» вы должны были познакомиться с таким газом как ацетилен. Давайте вспомним, как записывается его формула. Кто может записать эту формулу на доске?

Что еще вы слышали об ацетилене (Цвет, плотность)?

Методика устного опроса


Оцениваю правильность ответов учащихся

Сообщение нового материала(57 минут)

Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока: «Горючие газы»


Записываю число и тему урока на доске.

Так как темой сегодняшнего урока является « Горючие газы», которая входит в тему «Техника и технология газовой сварки», запишем, что же такое горючие газы.


К горючим газам относятся газы способные гореть в среде кислорода (воздуха или любого другого окислителя).


Для процессов газопламенной обработки могут быть примене­ны различные горючие газы и пары жидких горючих веществ, при сгорании которых в смеси с техническим кислородом температура газового пламени превышает 2000 °С, а теплота сгорания не менее 10 МДж/м3.

Теперь поговорим об ацетилене.


Он представляет собой углеводород ненасыщенного ряда CnH2n-2. Его химическая формула С2Н2, структурная форму­ла Н—С = С—Н. При атмосферном давлении и нормальной тем­пературе ацетилен — бесцветный газ.


Технический ацетилен, со­держащий примеси, например фосфористого водорода и серово­дорода, имеет резкий специфический запах.


При температуре 20 °С и давлении 0,1 МПа плотность ацетилена 1,09 кг/м3.

При атмосферном давлении ацетилен сжижается при темпера­туре -82,4...-83,6°С. При температуре -85°С и ниже ацетилен переходит в твердое состояние, образуя кристаллы.


Жидкий и твер­дый ацетилен легко взрывается от трения, механического или гидравлического удара и действия детонатора.


Полное сгорание ацетилена происходит по реакции:

С2Н2 + 2,5О2 = 2СО2 + Н2О, (1)

т.е. для полного сгорания 1 объема ацетилена требуется 2,5 объ­ема кислорода. Высшая теплота сгорания ацетилена при темпера­туре 0 °С и давлении 0,1 МПа QB = 58 660 кДж/м3. Низшая теплота сгорания при тех же условиях может быть принята равной Qh = 55 890 кДж/м3.


Теплота реакции сгорания ацетилена слагается из теплоты ре­акции экзотермического распада ацетилена и суммы теплот пер­вичных реакций сгорания углерода и водорода.

Ацетилен обладает наибольшей интенсивностью горения по сравнению с другими газами, используемыми при газопламен­ной обработке.

При использовании ацетилена необходимо учитывать его взрыв­ные свойства для того, чтобы обеспечить полную безопасность работ. Следует всегда иметь в виду, что ацетилен (как и водород) относится к наиболее взрывоопасным газам.


Температура самовоспламенения ацетилена 240...6300°С и за­висит от давления и присутствия в ацетилене различных веществ:


Абсолютное
















давление, МПа




0,2

0,3

0,4

2,2

Температура
















самовоспламенения,

°С

630

530

475

350


Ацетилен получают в ацетиленовых генераторах из карбида кальция и воды. Крупные ацетиленовые генераторы используют для производства ацетилена на химических заводах, где он слу­жит сырьем для получения многих химических продуктов.

Для хранения и транспортирования ацетилена под давлением используют баллоны, заполненные специальной пористой мас­сой, пропитанной ацетоном. Ацетон, являясь хорошим раство­рителем для ацетилена, позволяет существенно увеличить коли­чество ацетилена, накачиваемого в баллон. Кроме того, ацетон является наилучшим растворителем ацетилена, снижающим его взрывоопасность. Ацетон удерживается в порах массы и распреде­ляется по всему объему баллона, что увеличивает поверхность его контакта с ацетиленом при растворении и выделении из раст­вора. Ацетилен, отпускаемый потребителям в баллонах, назы­вается растворенным ацетиленом (ГОСТ 5457—75). Максималь­ное давление ацетилена при заполнении 2,5 МПа, при отстое и охлаждении баллона до температуры 20 °С оно снижается до 1,9 МПа. При этом давлении в 40-литровый баллон вмещается 5...5,8 кг ацетилена (4,6...5,3 м3 газа при температуре 20°С и давлении 0,1 МПа).

Количество ацетилена в баллоне определяют следующим спо­собом: наполненный баллон взвешивают с точностью до 0,1 кг и выдерживают при температуре не ниже 15 °С в течение 8 ч, после чего отбирают ацетилен со скоростью не более 0,8 м3/ч. Остаточ­ное давление в баллоне после отбора Должно быть не менее 0,05 МПа. После окончания отбора газа баллон вновь взвешивают. Разность между массой наполненного баллона и массой баллона После отбора из него газа составляет вместимость баллона в килограммах ацетилена. Для пересчета в куб. метры нужно вместимость баллона в килограммах разделить на 1,09 — плотность ацетилена (в кг/м3) при температуре 20 °С и давлении 0,1 МПа.


Давление ацетилена в полностью наполненном баллоне изме­няется при изменении температуры следующим образом:


Температура, -5 0 5 10 15 20 30 40

Давление, МПа 1,3 1,4 1,5 1,7 1,8 1,8 2,4 3,0


Ацетон (СН3СОСН3) — растворитель, имеющий температуру кипения 56 °С, температуру замерзания — 94,3°С, плотность 0,7911 кг/м3. При давлении 0,1 МПа и температуре 20 °С в 1 кг ацетона растворяется 27,9 кг ацетилена, или в 1 дм3 ацетона ра­створяется 20 дм3 ацетилена. Растворимость ацетилена в ацетоне возрастает примерно прямо пропорционально давлению. С пони­жением температуры растворимость ацетилена в ацетоне растет.

Чтобы полнее использовать вместимость баллона, порожние ацетиленовые баллоны следует хранить в горизонтальном положе­нии, что способствует более равномерному распределению аце­тона по всему объему баллона. Наполнять баллоны ацетиленом следует медленно — с учетом скорости растворения его в ацето­не—и обычно в два приема: сначала наполнять баллоны в тече­ние 6...9 ч до давления 2,2...2,3 МПа, затем отстаивать их и по­том вторично докачивать до давления 2,3...2,5 МПа так, чтобы после охлаждения до температуры 20 °С давление в них составля­ло 1,9 МПа согласно ГОСТ 5457—75. Для ускорения накачки бал­лонов иногда их снаружи охлаждают водой, что повышает коэф­фициент растворимости ацетилена в ацетоне.

Растворенный ацетилен имеет ряд существенных преимуществ перед ацетиленом, получаемым из карбида кальция в перенос­ных генераторах непосредственно на месте выполнения работ. При использовании ацетиленовых баллонов взамен переносных генера­торов производительность труда сварщика повышается на 20%, на 15...25 % снижаются потери ацетилена, повышаются оператив­ность и маневренность сварочного поста, удобство выполнения работы, безопасность, отпадают затруднения, связанные с исполь­зованием генераторов в зимнее время. Кроме того, растворенный ацетилен — высококачественное горючее, содержащее минималь­ное количество посторонних примесей, и потому может приме­няться при выполнении особо ответственных сварочных работ.


^ Заменители ацетилена. Газы — заменители ацетилена целесо­образно использовать в тех процессах газопламенной обработки, в которых не требуется слишком высокая температура подогрева­ющего пламени. К таким процессам относят: сварку легкоплавких металлов (алюминий, магний и их сплавы, свинец), пайку высокотемпературными и низкотемпературными припоями, поверхностную закалку, сварку тонкой стали, кислородную разде­лительную и поверхностную резку. Особенно широкое примене­ние газы-заменители находят при кислородной разделительной резке, где температура подогревающего пламени влияет лишь на длительность начального подогрева металла перед резкой. Газы-заменители, как правило, дешевле ацетилена, недефицитны и доступны для использования в районах их производства и приме­нения для других промышленных целей. Использование местных дешевых горючих газов вместо ацетилена значительно снижает стоимость газопламенной обработки и упрощает организацию работ.

Эффективность и условия использования газов-заменителей при обработке материалов газокислородным пламенем в основном определяются следующими их свойствами: теплотой сгорания; плотностью; температурой воспламенения и скоростью горения в смеси с кислородом; соотношениями между кислородом и горю­чим газом в смеси; эффективной тепловой мощностью пламени; температурой пламени при сгорании в смеси с кислородом; удоб­ствами и безопасностью при получении, транспортировании и использовании.

Рассмотрим основные свойства и области применения газов-заменителей.

Водород. Технический водород поставляется по ГОСТ 3022-80.

В нормальных условиях водород представляет собой газ без цвета и запаха плотностью 0,084 кг/м3. Он способен проникать через малейшие неплотности в окружающую среду, образуя взры­воопасные смеси с воздухом. Пределы взрываемости водорода с воздухом 4...75 % об., с кислородом — 4...94% об. Поэтому при работе с водородом необходимо обращать особое внимание на герметичность аппаратуры и газовых коммуникаций.

Температура водородно-кислородного пламени 2000...2100°С. Его можно применять для получения высокочистых металлов в газовом пламени при безокислительной пайке стали, иногда при сварке свинца, кислородной разделительной резке под водой. Низшая теплота сгорания водорода 10,6 МДж/м3.

Природный газ. Он состоит в основном из метана. Состав природного газа определяется характером газового месторожде­ния и примерно характеризуется следующими данными: 97,8 % СН4; 0,9% С2Н6 и С3Н8; 1,3% N2 и СО2. Плотность природного газа может быть принята равной 0,7...0,9 кг/м3, низшая теплота сгорания в зависимости от состава 31... 33 МДж/м3. Температура пламени при сгорании в смеси с кислородом равна 2100... 2200 °С; при дополнительном подогреве смеси в мундштуке горелки тем­пературу пламени можно повысить до 2400 °С. Пределы взрываемости в смеси с воздухом 4,8... 16,7% об., в смеси с кислоро­дом — 5,0... 59,2 % об. При газопламенной обработке газ к постам подается или в баллонах под давлением до 16,5 МПа, или по трубопроводу под низким давлением -0,3 МПа.

Природный газ применяют при разделительной и поверхност­ной кислородной резке стали, сварке стали толщиной до 4...5 мм, сварке легкоплавких металлов и сплавов, пайке и других процессах газопламенной обработки, допускающих использование пламени с более низкой температурой, чем кислородно-ацетиленовое.

Пропан технический и пропан- бутановая смесь. Эти газы — побочные продукты при переработке нефти.

Пропан технический состоит главным образом из пропана С3Н8 или из смеси пропана и пропилена С3Н6, количество которых в сумме должно быть не менее 93 % об. Кроме того, в нем содержится не более 4 % этана С2Н6 и этилена С2Н4 (в сумме) и не более 3 % бутана С4Н10 и бутилена С2Н6 С4Н8.

Плотность пропана 1,88 кг/м3, бутана — 2,52 кг/м3. Плотность относительно воздуха для пропана 1,57, для бутана — 2,1,

Низшая теплота сгорания пропана 87 МДж/м3, бутана — 116 МДж/м3. Пределы взрываемое™ в смеси с воздухом: 2,0...95 % пропана, 1,5... 85 % бутана; то же в смеси с кислородом: 2,4... 57 % пропана, 3,0...45 % об. бутана.

Температура пламени пропана и пропан-бутановой смеси при сгорании в смеси с кислородом 2400... 2450 °С и при дополнительном подогреве смеси в мундштуке может достигать 2650 °С.

При повышении давления до 1,6 МПа или снижении темпера­туры до 0 °С пропан, бутан и их смеси переходят в жидкое со­стояние и поэтому их называют сжиженными газами. При стан­дартных условиях, т.е. температуре 20 °С и давлении 0,1 МПа, они находятся в газообразном состоянии. Указанное свойство этих га­зов делает их весьма удобными для хранения и транспортирования. Для хранения и транспортирования сжиженных газов при газо­пламенной обработке используют сварные стальные баллоны по ГОСТ 15860—84 вместимостью 5...50 дм3. При перевозках по же­лезной дороге используют цистерны вместимостью 50 т сжижен­ного газа.

Коэффициент объемного расширения жидкого пропана в 16 раз, а жидкого бутана в 11 раз больше, чем воды. Поэтому при нагреве сосуда со сжиженным газом свыше допустимого предела (для цистерн 50 °С, баллонов 45 °С) возникает опасность повы­шения давления в сосуде, грозящая взрывом последнего. В связи с этим для наполнения баллонов и цистерн сжиженными газами установлены нормы, при которых над жидкостью в сосуде оста­ется паровая подушка, способная вместить дополнительный объем жидкости при ее расширении от нагрева внешним источником

теплоты. Масса газа на 1 дм3 объема сосуда для пропана не более 0,425 кг, для бутана — 0,488 кг.

Сжиженные газы применяют в качестве заменителей ацетиле­на, так как они дают достаточно высокую температуру газо­кислородного пламени, относительно дешевы, недефицитны, удобны для транспортирования и хранения. Пропан, бутан и их смеси можно использовать при сварке стали толщиной до 4... 6 мм (в отдельных случаях до 12 мм), сварке и пайке чугуна, цветных металлов и сплавов, кислородной и кислородно-флюсовой резке (разделительной и поверхностной) сталей, наплавке, поверхност­ной закалке, металлизации, напылении пластмасс, нагреве при гибке, правке, формовке и других подобных процессах.

При разделительной резке, сварке цветных металлов, пла­менной закалке и пайке для замены 1 т карбида кальция (что эквивалентно примерно 235 м3 ацетилена) требуется 0,3 т сжижен­ного газа.

Коксовый и сланцевый газы (табл. 18.1). Коксовый газ получают в процессе коксования каменного угля. Средний состав коксового газа следующий: 50...59% Н2; 25...30% СН4; 1,8... 3,0% С2Н4 и других непредельных углеводородов; 5...7 % СО; 6... 13 % N2hCO2;0,5...0,8% O2.


Таблица. Характеристика коксовых и сланцевых газов


Параметр

Коксовый газ

Сланцевый газ

Плотность при 20°С и 0,1 МПа, кг/м3 Низшая теплота сгорания, кДж/м3

0,40-0,55 14700-17600

0,74-0,93 12600-14300


Сланцевый газ получают при газификации горючих сланцев. Его примерный состав следующий: 25...40% Н2; 14... 17% СН4; 10...20% СО; 10...20% СО2; 4... 5% С2Н6 и других углеводородов; 22...25% N2; до 1% О2.

Температура пламени этих газов в смеси с кислородом 2000 °С.

Коксовый и сланцевый газы к постам газопламенной обработ­ки подают по трубопроводу. Их используют при сварке легкоплав­ких металлов, пайке, разделительной и поверхностной кислород­ной и кислородно-флюсовой резке и в других процессах, для ко­торых достаточна температура пламени ~ 1997 °С.


Методика объяснения нового материала и организации учебно-познавательной деятельности,

методика работы с доской,

методика устного изложения нового материала (рассказ)


Диктую под запись.


Аудиальный метод


Диктую под запись.


Аудиальный метод


Диктую под запись


Аудиальный метод


Диктую под запись


Аудиальный метод


Аудиальный метод


Методика правильного ведения конспектов


Проверка ведения конспектов

На этом лекционный материал сегодняшнего занятия окончен. Сейчас вы сдадите мне свои тетради, чтобы я проверил ведение конспектов.

Собираю тетради с конспектами.

Выдача домашнего задания(3 минуты)

Теперь запишем домашнее задание. Повторить материл сегодняшнего занятия.

На этом урок закончен, до свидания.

Даю под запись домашнее задание, прощаюсь с учениками.



Заключение


Педагогическая деятельность направленная на организацию теоретического обучения обеспечивается наличием разработанного учебно-методического материала. Наличие плана-конспекта урока на каждом учебном занятии оптимизирует все этапы его проведения. От того насколько качественно и тщательно спланирован учебный процесс, зависит правильное развитие процесса обучении, рациональное сочетание работы по изучению учебного материала, его осмысливанию, закреплению и применению. Это позволяет обучать всесторонне развитых, технически образованных и высококвалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства, социального и научно-технического прогресса и перспективам их развития.

В ходе проведения урока теоретического обучения была организована теоретическая и учебно-воспитательная работа в учебной группе по дисциплине «Оборудование, техника и технология сварки». В ходе выполнения методической разработки были достигнуты следующие результаты:

  1. изучена программа предмета подготовки по профессии «Сварщик»;

  2. определено содержание учебного предмета «Оборудование, техника и технология сварки»;

  3. разработан план-конспект урока теоретического обучения по теме «Горючие газы».



СПИСОК использованных источнников


1. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

2. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2007– 352 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно- педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.- 344 с.

4. Скакун В.А. Методика производственного обучения: Ч. 1 и 2. /В.А.Скакун -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. – 202 с.

5. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. – 150 с.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconПравила оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме Этап (время) Содержание этапа I. (5 мин)
Правила оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconПрактическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”
Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки...

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconРазработка урока алгебры в 7 классе на тему обобщение и повторение пройденного материала по теме «формулы сокращенного умножения.»
Цель: систематизировать и обобщить знания по пройденной теме, продолжать формирование познавательной активности, рационально работать,...

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconЭкспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconСопоставление традиционного и современного урока

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconПрезентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 )
Воспитательная: воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconРазработка урока по физической культуре для 6 класса Тип урока. Учебно-игровой
Тема урока: «Развитие двигательных качеств через совершенствование техники и тактики русской народной игры «Лапта»

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconРазработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» Сведения об авторе: Ламзина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы мкоу «Большеплотавская средняя школа №22»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconМетодическая разработка открытого интерактивного урока казахского и английского языков. Учителя: Толеубаева М. С. Левина Н. П. Класс: 6 Тема: «Внешний вид и состояние человека»
Знать: слова и грамматические структуры по теме «внешний вид и состояние человека»

Разработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы» iconТест по теме «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени»
Какие из перечисленных ниже характеристик являются чертами традиционного восточного общества?

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы