Введение. Литература – искусство слова icon

Введение. Литература – искусство слова




Скачать 289.95 Kb.
НазваниеВведение. Литература – искусство слова
Дата конвертации11.02.2013
Размер289.95 Kb.
ТипУрок
1. /10 класс-литерат.doc
2. /5kl.литература САБСК.doc
3. /5кл.русск CАБСК.doc
4. /7-рус яз САБСК.doc
5. /МХК 10 кл.-11кл.doc
6. /Рус.яз Электив-10.rtf
7. /Русский 11 кл 2010--11 уч[1].г.doc
8. /литература-7.doc
Тематическое планирование (Базовый уровень)
Введение. Литература – искусство слова
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учителя Демаковой Галины Егоровны Обсуждено на заседании
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе учителя Демаковой Галины Егоровны Рассмотрено на заседании методического совета
Рабочая программа составлена на основании программы ЕмохоновойЛ. Г. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. М.: «Академия»
Элективный курс по русскому языку в 10-м классе "Правописание и культура речи". Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса учителя Демаковой Галины Егоровны Обсуждено на заседании методического совета
Рабочая программа по литературе в 7 классе учителя Демаковой Галины Егоровны Обсуждено на заседании методического совета



п./п.

Система уроков

(тема и цель урока)

Кол-во часов

Дата

проведения

Вид деятельности

учащихся

Планируемый результат и уровень освоения

Домашнее задание

1

Введение. Литература – искусство слова.

Цели: познакомить со своеобразием нового учебного предмета – литературой и особенностями художественной литературы как искусства слова

1




Беседа; работа со статьей учебника

Знать: цели и задачи предмета, структуру учебника;

уметь: составить связный текст на необходимую тему

Ответы на вопросы учебника (стр. 3-6)

2

РР Творческая работа. Художественные приёмы

1




Работа с учебником; составление памятки «Художественные приёмы»

Знать: понятие «художественные приёмы»

Уметь: создать памятку

Творческая работа «Создать свою памятку»

3

Мифы и мифология. Календарные праздники

Цели: раскрыть содержание понятий «миф» и «мифология»; показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества; познакомить с различными сборниками по мифологии

1




Рассказ; иллюстрации, репродукции; привлечение знаний по истории и мифологии народов

Знать: понятие «миф», о разнообразии тематики мифов, их связи с историей народа, религией;

уметь: объяснять значение мифов

Составить план рассказа по теме: «Что такое миф?» (стр. 10 учебника) стр. 10-13

4

Календарные мифы. Масленица. Миры о сотворении мира.

Цели: познакомить с календарными мифами и их отражением в приметах и суевериях современного человека, праздником масленицы и народными обычаями, с ним связанными

1




Словарная работа; чтение и комментирование статьи учебника

Знать: понятие «календарь», обряды, связанные с временами года;

уметь: объяснять некоторые виды ритуальных действий

Письменно ответить на вопрос: «Почему слово «масленица» мы встречаем в написании с большой и маленькой буквы?»; стр. 14-18 учебника

5

Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».

Цели: познакомить с особенностями древнегреческой мифологии; сопоставлять славянские мифы с греческими

1




Работа с учебником и дополнительной литературой; анализ текста

Знать: особенности греческих мифов, (отличие от славянских), их историю возникновения;

уметь: объяснять фразеологические обороты, связанные с мифами

Ответить на вопросы (стр.20-24 учебника);

инд. задан.: подготовить материал с объяснением выражений: «троянский конь», «авгиевы конюшни», «танталовы муки», «самовлюбленный Нарцисс», «Ахиллесова пята» и др.

6

Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Былина «3 поездки Ильи Муромца».

Цели: познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика»

1




Работа с учебником; игра «Литературное лото»

Знать: жанры фольклора, сюжеты отдельных жанров;

уметь: объяснять обряды, предания;

понимать: как связаны фольклор, история и литература

Прочитать былины об Илье Муромце. Уметь пересказать

7

Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

Цели: обратить внимание на своеобразие сюжета, героев и события волшебной сказки, обучение пересказу

1




Беседа; работа с текстом; составление словесного портрета главной героини


Знать: особенности волшебной сказки; схему построения сказки;

уметь: находить жанровые особенности; охарактеризовать героев сказки

Закончить чтение сказки, пересказать прочитанное;

инд. задан.: подготовить пересказ « Сказочные истории Шахразады»

стр.31-41

8

Сказки народов мира. Сказки «Тысяча и одна ночь».

Цели: познакомить со своеобразием и национальным колоритом сказок народов мира; с особенностями арабских сказок

1




Работа с учебником; анализ содержания сказок

Знать: содержание сказок;

уметь: выявлять жанровые особенности сказки

Составить кроссворд по прочитанным сказкам «Волшебная лампа Аладдина» или «Али-Баба и 40 разбойников»; самостоятельно прочитать волшебную сказку и составить к ней вопросы

Стр.42-54

9

Р./р Творческая работа

«В гостях у сказки».

Цели: обобщить знания учащихся о сказках

1




«Парад героев сказок»; игра «Волшебные предметы»; конкурс на лучшего сказителя; беседа

Знать: содержание сказок и их жанровые особенности;

уметь: составить и рассказать сказку

Записать пословицы и поговорки о книге, об учении, о слове. Вопр..и зад.стр.54

10

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки. Анекдоты. Песни-частушки.

Цели: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство форм пословиц и поговорок, загадок, анекдотов, песен-частушек

1




Работа с учебником; анализ пословиц и поговорок, загадок, анекдотов, песен-частушек

Знать: особенности пословиц и поговорок как жанра;

понимать мудрость и поучающий смысл пословиц и поговорок; загадок, анекдотов, песен-частушек

уметь: включать пословицы и поговорки в повседневную речь

Написать сочинение-миниатюра по выбранной или предложенной пословице, стр.55-75

11

Народная драма. «Озорник Петрушка».

Цели: ознакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы

1




Работа с учебником; анализ текста.


Выразительное чтение

Знать: особенности драматических произведений и театр кукол;

уметь: выразительно читать в лицах пьесу; составить словесный портрет героев

Стр.75-81, вопросы

12

Русская классическая литература 19 века.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни «Свинья под дубом», «Осел и мужик».

Цели: познакомить с биографией Крылова, с жанровыми признаками басни; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

1




Работа с учебником; беседа. викторина; работа с учебником; анализ и выразительное чтение басен

Знать: специфику жанра басни;

уметь: определять мораль басни;

понимать аллегорию

Знать биографию И.А. Крылова, стр.84-91.

Выучить наизусть 1 понравившуюся басню Крылова

13

А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» («Пролог»).

Цели: ознакомить с фактами биографии Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки; развивать речь и воображение уч-ся

1




Работа с учебником; рассказ учителя; выразительное чтение

Знать: факты биографии А.С. Пушкина и историю создания поэмы «Руслан и Людмила»;

уметь: выразительно читать

Выразительное чтение наизусть «Пролога», стр.91-101

14-15

Поэма «Руслан и Людмила».

Цели: анализировать поэму, показывая нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм; знакомство с сюжетом и героями; раскрыть роль автора- рассказчика

2




Комментированное чтение; анализ текста; пересказ

Знать: содержание поэмы, характеристику героев;

уметь: видеть роль автора-рассказчика; выразительно читать

Читать 2 песнь; отметить основные эпизоды, определяющие сюжет; стр.101-108

инд. задан.: найти лирические отступления.



16

Повествование, описание, рассуждение в художественном произведении.

Цели: развивать навык сопоставительного анализа, художественного пересказа эпизодов с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения

1




Работа с учебником; аналитическая работа по сопоставлению народных сказок с поэмой Пушкина

Знать: содержание произведения, типы речи;

уметь: проводить сопоставительный анализ

Стр.136-137; Сочинение-миниатюра (рассуждение): «Уместно ли рассуждение в художественных произведениях?»

17

Лирика А.С. Пушкина. Поэтические картинки зимы.

Цели: показать своеобразие пейзажной лирики Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа

1




Выразительное чтение; анализ стих.; выявление выразительных средств языка

Знать: факты биографии поэта;

уметь: выразительно читать; находить художественные средства выразительности

Выучить наизусть 1 стих.

18

Стихи и проза.

Ритм. Рифма. Стопа.

Цели: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи

1




Анализ произведений разных жанров и структур

Знать: понятия «ритм», «рифма», «стопа», «ритмический рисунок»;

уметь: определять рифмы «перекрестная», «парная», «опоясывающая»; различать стихотворную и прозаическую речь

Выученное стих. А.С. Пушкина проанализировать

19

М.Ю. Лермонтов.

Детство поэта. «Парус», «Листок», «Из Гете».

Цели: познакомить с детством поэта, условиями, в которых формировался его решительный вольный характер, со своеобразием лирики Лермонтова; повторить понятие «рифма»

1




Сообщение учителя; работа с учебником; анализ стихов

Знать: факты биографии поэта, особенности лирики;

уметь: находить выразительные средства языка, подчеркивая вольный, мятежный, страстный характер лирики

Выучить наизусть стих. «Парус»; составить словарик рифм любого стих. Лермонтова

20-21

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе.

«Пропавшая грамота».

Цели: знакомство с детством, юностью писателя, со своеобразием первого сборника, с героями повести «Пропавшая грамота», с особенностями организации описания и повествования, с сочетанием реального и фантастического

2




Рассказ учителя о писателе; словарная работа; выразительное чтение повести; вопросы и задания к тексту; работа с планом

Знать: факты биографии писателя, своеобразие первого сборника, содержание произведения;

уметь: различать реальное и фантастическое в повести, особенности организации описания и повествования

Составить план рассказа деда.


Подготовить пересказ повести и создать рассказ о какой-нибудь «пропавшей грамоте» на материале собственных воспоминаний

22-26

И.С. Тургенев. Детство. Начало литературной деятельности.

Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость.

Авторская позиция и способы её проявления.

Цели: познакомить с основными этапами жизни писателя, с героями повести; работать над пониманием отношений Герасима и дворни, любви Герасима к Татьяне, Герасима и Муму

5




Работа с текстом; беседа; проблемные задачи

Знать: этапы жизни писателя; понятие «сюжет»;

уметь: характеризовать литературных героев, сопоставляя их поступки; рассуждать, формулировать свои впечатления, в том числе и в письменной форме

Перечитать рассказ; подготовиться к подробной беседе по тексту.

Подготовить по вариантам рассказ о герое (портрет истории жизни – о Татьяне (1в.), о Капитоне (2в.)); выразительное чтение по ролям диалогов.

Подготовиться к сочинению-рассуждению «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?»

27

Р./р.

Сочинение – отзыв о повести Тургенева «Муму».

Цели: дать понятие об отзыве; познакомить с планом, по которому строится работа над отзывом; развивать связную письменную речь

1




Рассказ; беседа; письменные высказывания

Знать: жанровые особенности отзыва;

уметь: анализировать текст и делать выводы

Выразительно читать стихи поэтов 19 века; выучить наизусть отрывок из поэмы Лермонтова «Сашка» (стр. 201 учебника)



28

Поэтический образ Родины.

Цели: показать мастерство русских поэтов 19 века в создании образа Родины; продолжить работу по формированию навыка анализа стих.

1




Анализ-исследование стих.; аналитическая беседа; выразительное чтение; работа со словарями

Знать: особенности построения поэтического произведения;

уметь: выделять выразительные средства языка для передачи настроения; сравнивать стихи разных поэтов

Выучить любое 1 понравившееся стих..


Выучить 2 понравившееся стих..

29

Стихотворные размеры. Сопоставление стих. «Вечер» А.А. Фета и И.А.Бунина.

Цели: освоение навыков чтения и анализа лирических произведений; анализ слова

1




Анализ-исследование произведений; аналитическая беседа; выразительное чтение; работа со словарями

Знать: особенности построения поэтического произведения;

уметь: выделять выразительные средства языка, ритм, рифму, тропы; сравнивать стихи разных поэтов

Написать сочинение, миниатюру-рассуждение «Какое из прочитанных произведений на уроке мне ближе и почему?»

30-31

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Цели: ознакомить с композицией стих., развитием сюжета и поведением героев, с особенностями повествования

2




Историческая справка; словарная работа; работа с текстом; анализ сцены Бородинского боя

Знать: понятия «композиция», «сюжет»;

уметь: выразительно читать; анализировать поэтическое произведение

Составить план эпизода Бородинского сражения по рассказу старого солдата (возможен цитатами).


Выучить наизусть отрывок стих.

32-33

Л.Н. Толстой.

«Петя Ростов».

Цели: знакомство с человеческими идеалами писателя; чтение и анализ отдельных эпизодов

2




Чтение эпизодов; анализ прочитанного

Знать: факты из жизни писателя, содержание отдельных эпизодов; иметь представление о теме и идее;

уметь: давать характеристику литературных героев; аргументировано представлять свою позицию; формировать свои оценки в устной и письменной формах

Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке»; инд. задание: рассказ о герое Венсане Боссе, ответить на вопрос «Как к нему относились в партизанском отряде?»



34

М.А. Булгаков.

«Петя Ростов». (Отрывок) Особенности драматического произведения.

Цели: показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков

1




Анализ текста; инсценировка отрывка; словарная работа

Знать: особенности драматических произведений;

понимать: как воплощается одна тема в произведениях разных эпох

Подготовиться к контрольной работе

35

Связь веков в поэзии 20 века. К.Г.Паустовский. «Рождение сказки».

Цели: освоение соображения о том, что самые яркие имена предшествующих веков живут в памяти поколении; обучение выразительному чтению

1




Слово учителя; выразительное комментированное чтение; портреты

Знать: понятия: “лирический герой”, “художественный образ”;

уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения.

Выучить наизусть 1 стих., чтение, пересказ (стр.8-9,вопр.1-3 учебника)

36-38

Х.Г.Андерсен.

«Снежная королева»

Цели: дать сведения из биографии Х.Г.Андерсена; познакомить со сказкой “Снежная королева”; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя

3




Слово учителя, комментированное чтение, работа с иллюстрациями.

Знать: сведения из биографии Андерсена; жанровое своеобразие сказки, своеобразие языка;

уметь: анализировать содержание.


Перечитать историю 4 и 5; ответить на вопросы.

Подготовка к уроку внеклассного чтения: перечитать сказки Андерсена; групп. задания: инсценировать фрагмент сказки, выбранной самостоятельно группой

39

Внекл. чтение.

«Моя любимая сказка Андерсена».

Литературная игра.

Цели: развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества

1




Викторина; конкурс знатоков; творческий конкурс

Знать: содержание сказок и их героев;

уметь: применять полученные знания на практике

Чтение сказки А. Платонова «Волшебное кольцо»

40

А.А.Платонов.

«Волшебное кольцо»

Цели: знакомство с творчеством А.А.Платонова; работать с текстом, композицией. Уметь пересказывать эпизоды.

1




Слово учителя; беседа по вопросам, по содержанию; составление плана

Знать: содержание произведения, композиционные особенности сказки;

уметь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текста


Повторить биографию писателя; чтение (стр.43-58,вопр.); ответить на вопрос: «Что приносит герою сказки победу?»

Чтение «Сказок по телефону» (стр.59-65).

41

Джанни Родари.

«Сказки по телефону»

Цели: знакомство с творчеством Джанни Родари; развитие навыков аналитического чтения.

1




Слово учителя; комментированное чтение

Знать: понятия: «сказка», «виды сказок»;

уметь: выразительно читать и пересказывать тексты

Сочинить свою «сказку по телефону».


Чтение и пересказ «Аня в стране чудес»( стр.66-74 учебника)

42-43

В.В.Набоков.

«Аня в стране чудес».

Цели: знакомство с биографией и творчеством В.Набокова, с историей создания перевода, с понятием «парадокс»; работа с текстом, над композицией

2




Беседа по содержанию текста; анализ стилистических особенностей; инсценирование эпизодов; работа по развитию речи

Знать: биографические сведения о писателе;

уметь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа.


Перечитать 2 главу; вопр. (стр.82 учебника)


Груп. задание: подготовить сценки и представление песен, которые поют герои сказки


4445

Джон Толкин.

«Хоббит, или Туда и обратно».

Цели: познакомить с содержанием сказочной повести; развитие навыков аналитического чтения; характеристика главного героя

2




Выразительное чтение; сжатый пересказ; беседа по содержанию; выяснение смысла названия; работа по развитию речи

Знать: содержание повести, своеобразие языка;

уметь: анализировать и пересказывать эпизоды

Чтение 6 главы; ответ на вопрос 7.


Устное сочинение: «Какие человеческие качества проявляются у сказочных героев?», «Чему может научить эта повесть?»

46

И.С.Шмелёв.

«Как я встречался с Чеховым». «За карасями».

Цели: дать сведения из биографии Шмелёва И.С.; познакомить с рассказом; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя

1




Слово учителя; выразительное чтение; беседа по содержанию; работа по развитию речи

Знать: факты биографии Шмелёва, содержание рассказа;

уметь: видеть своеобразие языка, стилистической манеры писателя.



Прочитать рассказ Е. Замятина «Огненное А» (стр. 113-116 учебника)



47

Е.И.Замятин.

«Огненное А».

Цели: познакомить с фактами биографии; вспомнить понятие жанра рассказ; раскрыть

идейно-художественные особенности рассказа, характеры главных героев

1




Беседа по вопросам; анализ эпизодов

Знать: особенности творческой манеры писателя;

уметь: анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки.


Чтение и пересказ (стр.116-120, вопр. стр.120 учебника)

48

А.И.Куприн.

«Мой полёт».

Цели: начальное знакомство с жанром очерка; обучение аналитическому пересказу.


1




Беседа по прочитанному; обучение аналитическому пересказу; словарная работа: «очерк», «жанр»

Знать: особенности жанра;

уметь: характеризовать особенности языка рассказа.



Найти тему очерка и подготовиться рассказать о событии, которое будет лежать в основе творческой работы

49

Поэтический образ Родины. А.А. Блок, И.А. Бунин,Н.Заболоцкий

Ц е л и: показать мастерство русских поэтов Блока и Бунина в создании образа Родины; продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения

1




Слово учителя; комментированное чтение; анализ стихов

Знать: факты биографии поэтов А. Блока, И. Бунина;

уметь: анализировать лирические произведения

Выучить наизусть любое стих. Блока или Бунина

50

М.М.Пришвин.

«Времена года».

Цели: подвести к определению главной идеи произведения; совершенствовать навыки сопоставления эпизодов; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия.

1




Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному

Знать: основную мысль произведения, особенности композиции.

уметь: характеризовать художественное своеобразие произведения

Выучить любое стих. из цикла «Поэтический образ Родины»

51

52

«Мир наших братьев меньших». Лирика С.Есенина, В. Маяковского.

«Героическое прошлое России».

Цели: раскрыть идею произведений о добром отношении к животным, развитие патриотического чувства;

2




Слово учителя; комментированное чтение; анализ стихов

Уметь: анализировать лирические произведения, выразительно читать стих.

Прочитать отдельные главы книг Дж. Даррелла

53-54

В.П.Астафьев.

«Васюткино озеро».

Цели: познакомить с биографией писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста

2




Слово учителя; комментированное чтение

Знать: факты биографии писателя;

уметь: выразительно читать; анализировать эпизоды текста

Читать статью о биографии писателя (стр.142-174; вопросы стр.

174 учебника).


55

Туве Янсон.

«Последний в мире дракон».

Цели: познакомить с биографией писательницы; развитие навыков аналитического и углубленного чтения; работа с понятием «подтекст»

1




Слово учителя; чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию

Знать: понятия «сюжет», «конфликт», «подтекст»;

уметь: характеризовать сюжетную линию произведения


Привести из жизни примеры взаимовыручки

5657

58

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

Цели: познакомить с биографией писателя; развитие навыков самостоятельной работы с учебником ;знакомство с темой путешествия в литературе;

3




Слово учителя; комментированное чтение; развитие речи

Знать: факты биографии писателя;

уметь: выразительно читать; анализировать эпизоды текста

Составить план главы для подготовки сжатого пересказа

59

60

Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Цели: познакомить с биографией писателя; знакомство с историей создания книги, развитие фантастики и творческих способностей учащихся.


2




Слово учителя, беседа по содержанию.

Знать: признаки рассказа как жанра, понятия «сюжет», «конфликт»;

уметь: характеризовать сюжетную линию произведения

Читать повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»; инсценирование эпизодов (по рядам):

1.«Том и тётя Полли»;

2. «Том и нарядный мальчик»;

3. «Том красит забор» и др.

61

62

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Урок – игра.

Цели: развитие творческих способностей уч-ся; закрепление знаний



2




Слово учителя; чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

уметь: проводить анализ отдельных эпизодов

Подготовить кроссворды (по группам) к произведению

63

64

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»

Цели: познакомить с биографией писателя; обмен с читательскими впечатлениями; развитие аналитических навыков

2




Слово учителя; чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию; творческая работа

Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра.

уметь: проводить анализ отдельных эпизодов

Составить отзыв о понравившемся произведении зарубежной литературы (устно)

65

Сюжет и композиция художественного произведения.

Цели: обучение самостоятельной работе с учебником; закрепление понятий о сюжете и композиции

1




Самостоятельная работа с учебником; работа в группах

Знать: понятия «композиция», «элементы сюжета»;

уметь: работать с теоретическим материалом индивидуально и в группах




66

67

Рассказ о первом путешествии Синдбада- морехода. Н.С. Гумилев Орел Синдбада». Б. Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода».

Цели: познакомить с произведениями разных жанров; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа произведений

2




Слово учителя; комментированное чтение; беседа по содержанию

Слово учителя (список литературы для чтения летом); комментарий

Знать: художественные средства языка; отличие поэтической и прозаической речи;

уметь: делать сопоставительный анализ

Читать стихи М. Цветаевой (стр. 243-245 учебника)

68

Итоговый урок

1




Обобщение, рекомендация по летнему чтению.









Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 68 часов.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета со­ставляют чтение и изучение художественных произведений, пред­ставляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и тео­ретико-литературных знаний, на определенных способах и ви­дах учебной деятельности.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечи­вающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:

  • ориентированная на результат;

  • обучения в сотрудничестве;

  • проектного обучения.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

В 5 классе работаю по программе, разработанной авторским коллективом под руководством Т.Ф. Курдюмовой на основе примерной программы по литературе. Рекомендована министерством образования Российской Федерации, содержит материал, обязательный для усвоения в основной школе.

Автор учебника «Литература. 5 класс»: Т.Ф. Курдюмова «Дрофа», Москва, 2008 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Методическое обеспечение:

  1. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс» Золотарева И.В, Егорова Н.В., Москва, 2009г

  2. «Я иду на урок литературы. 5 класс» Красухин Г.Г., Москва, 2008


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс V класса.


К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сабская средняя общеобразовательная школа»


«Утверждаю».

Директор МОУ «Сабская сош»

_______________ /Иванова А.А/

«_____» ________________ 2011 г.


«Согласовано».

Заместитель директора по УВР

________________ /Белова И.Г./

«_____» _______________ 2011


Авторская программа

по литературе 5 класса


Учитель

Демакова Галина Егоровна


Обсуждено на заседании методического совета

Протокол № 1 от 29 августа 2011 г.


2011-2012 учебный

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Введение. Литература – искусство слова iconТема урока Содержание урока
Художественная литература как искусство слова, различие между научной и художественной литературой

Введение. Литература – искусство слова iconПоложение о проведении областного этапа Всероссийского конкурса литературных работ «Искусство слова», проводимого в рамках VI всероссийского фестиваля обучающихся «Я вхожу в мир искусств»
Настоящее Положение определяет общий порядок организации проведения областного этапа Всероссийского конкурса литературных работ «Искусство...

Введение. Литература – искусство слова iconЛитература Искусство (мхк) немецкий язык обж обществознание право русский язык технология физика физическая культура химия
Список участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку класс 9

Введение. Литература – искусство слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова
Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов

Введение. Литература – искусство слова iconМаркин Алексей Вячеславович, кандидат филологических наук, доцент Екатеринбург 2012 Содержание введение часть литература
Методические материалы для студентов филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики

Введение. Литература – искусство слова iconАлгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к егэ. 11-й класс
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные...

Введение. Литература – искусство слова iconУчебники для 6 класса Айдарова З. Изобразительное искусство. Алматы,2006 Алдамуратова Т. А. Математика. Алматы: Атамура,2006 Артыкова Т. М. Казахский язык. Алматы Атамура,2006
Макпырулы. Казахская литература: хрестоматия Алматы,2004 Рыгалова Л. С. Русская словесность. Алматы,2006

Введение. Литература – искусство слова iconПетрова Галина Митрофановна, директор моу верхнетойденской сош анна, 2011 Введение Краеведческая литература
Порождена эта любознательность повышающимся материальным состоянием людей, ростом их культурных запросов, осуществлением всеобщего...

Введение. Литература – искусство слова iconВирусы. Цель урока: Выяснить, кто такие вирусы вещества или существа. Введение знаний
Слова учителя: спид, гипотит А, В, С, Д, бешенство, грипп, ветряная оспа. Что объединяет эти болезни?

Введение. Литература – искусство слова iconТерминатор
«Свобода слова» канала iсtv были «цветы в студию» и прощальные слова ведущего. Савик Шустер в последний раз произнес в студии «СС»...

Введение. Литература – искусство слова iconТэма: “Слова – радасць, слова – чары” (слова як адзінка мовы І маўлення) мэта
Абсталяванне: тлумачальныя слоўнікі беларускай мовы; выстава кніг беларускіх пісьменнікаў; грамзапіс песні “Каб любіць Беларусь нашу...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы