Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна icon

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна




Скачать 319.3 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна
Дата конвертации31.03.2013
Размер319.3 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Талицкий Чамлык

Добринского муниципального района Липецкой области



«Согласовано»

Руководитель МО

Учителей биологии

и химии

_________Верзилин В.Н.

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ

с.Талицкий Чамлык

___________Комарова Н.А. .


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУСОШ с.Талицкий Чамлык

___________Нестерова Н..Н.


Приказ № ___

от «___»__________2012 г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному курсу «Химия»

11 класс

Базовый уровень

Учитель : Нестерова Наталия Николаевна


2012 - 2013 учебный год


Данная рабочая программа по химии для 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень), утвержденному приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004 г., и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Представленные материалы учитель может взять за основу для составления собственной рабочей программы по курсу общей химии (базовый уровень) при использовании УМК других авторов.

1 ^ См.: Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2006.


Пояснительная записка

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Исходные документы для составления рабочей программы:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденный Приказом

МО РФ № 321 от 14.12.2006 г.;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

В авторскую программу О.С. Габриеляна, которая рассчитана на 1(2) ч в неделю, внесены некоторые изменения.

Увеличено число часов на изучение темы «Химические реакции» на 1 час, так как в эту тему включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы и темы «Вещества и их свойства» на 1 час, так как данная тема является ключевой в курсе химии средней школы.

Уменьшено число часов на изучение темы «Строение вещества» на 2 часа, т. к. исключены: раздел «Полимеры», который подробно изучался в 10 классе и «Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного»- задач этого типа нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Исключены некоторые вопросы темы «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»: положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; темы «Химические реакции»: роль воды в химической реакции, растворимость и классификация веществ по признаку растворимости, биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке, электролитическое получение алюминия (нет в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ); химические свойства воды (тема изучалась в основной школе); темы «Вещества и их свойства»: взаимодействие натрия с этанолом и фенолом (вопрос изучался в 10 классе); особые свойства азотной и концентрированной серной кислот (нет в Требованиях к уровню подготовки выпускников). Также исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен:

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников, установленные стандартом, определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • практические работы

  • лабораторные работы


Формы контроля ЗУН:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • контрольные работы

  • тестирование

  • самостоятельные работы



Используемый УМК:

  • 1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

  • 2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, -2008 г. стр.27;

  • 3. Габриелян О. Настольная книга учителя. Химия 11 класс, Часть 1, Часть 2, - М.: Дрофа, 2004.

  • 4. Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий 10-11 классы, с электронным приложением, - М.: «Глобус», 2009.

  • 5. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, химия 10-11 классы, - М.: «Интеллект-Центр», 2009.



Программа рассчитана на 34 часа; 1 час в неделю; включая 1 практические работы, 3 контрольные работы


^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


  • Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)

  • О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

  • П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

  • Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

  • Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.



  • Тема 2. Строение вещества (12 ч)

  • И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

  • К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

  • М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

  • В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

  • Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.

  • Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

  • Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

  • Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

  • Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.

  • С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

  • Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  • Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

^ Тема 3. Химические реакции (9 ч)

  • Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

  • С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы.

  • О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

  • Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

  • Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

  • О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

  • Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.

  • Демонстрации. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).

  • Лабораторные опыты. 2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 6. Различные случаи гидролиза солей.



  • Тема 4. Вещества и их свойства (10 ч)

  • М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом.

  • Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

  • Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

  • К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

  • О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

  • С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).

  • Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

  • Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла и неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

  • Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II).

  • Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов. 8. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, с основаниями, с солями. 9. Получение и свойства нерастворимых оснований. 10. качественные реакции на хлориды и сульфаты.

  • Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач на индетификацию неорганических и органических соединений.



^ Тематическое планирование по химии ,11 класс

( 1 час в неделю, всего 34 часа, УМК О.С.Габриеляна)

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них










^ Практические работы

Контрольные работы

1

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева


3 часа







2

Тема 2. Строение вещества


12 час




1

3

Тема 3. Химические реакции


9 часов




1

4

Тема 4. Вещества и их свойства


10

1

1

Календарно – тематическое планирование уроков химии в 11-ом классе



^ Дата

планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

1

03.09




Строение атома

1

1

2

10.09




Строение электронных оболочек

1

1

3

17.09




Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

1

2

4

24.09




Ионная химическая связь


1

3 ,уп 1,2

5

01.10




Ковалентная химическая связь


1

4, уп 1,3

6

08.10




Ковалентная химическая связь


1

4уп 8,9

7

15.10




Металлическая химическая связь

1

5,уп 8,9

8

22.10




Водородная химическая связь


1

6,7 ,уп3,4

9

29.10




Газообразное состояние вещества


1

8,уп10

10

12.11




Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов


1

Пов 3,4

11

19.11




Жидкое и твердое состояние вещества


1

9,10

12

26.11




Дисперсные системы

1

10уп 11

13

03.12




Состав вещества. Смеси


1

11 уп 3,4

14

10.12




Обобщение и систематизация знаний по теме 2


1

Пов 1-11

15

17.12




Контрольная работа № 1 по теме 2 «Строение вещества»

1




16

24.12




Классификация химических реакций в неорганической и органической химии


1




17

14.01




Классификация химических реакций в неорганической и органической химии


1




18

21.01




Скорость химической реакции

1




19

28.01




Обратимость химических реакций


1




20

04.02




Роль воды в химических реакциях

1




21

11.02




Гидролиз

1




22

18.02




Окислительно-восстановительные реакции

1




23

25.02




Обобщение и систематизация знаний по теме 3

1




24

02.03




Контрольная работа № 2 по теме № «Химические реакции»

1




25

11.03




Металлы







26

18.03




Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.







27

01.04




Неметаллы








28

08.04




Кислоты







29

15.04




Основания







30

22.04




Соли







31

29.04




Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений







32

06.05




Обобщение и систематизация знаний по теме 4








33

13.05




Контрольная работа № 3 по теме 4 «Вещества и их свойства»








34

20.05




Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по курсу общей и неорганической химии









^ Формы и средства контроля

Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания. Тексты контрольных и практических работ прилагаются.

^ Контрольная работа № 1

«Общая химия»


Вариант -1

1. Определите состав ядер следующих изотопов: 35Cl, 81Br, 12C, 18O.

2. Напишите электронные формулы элементов с порядковыми номерами 17, 25. Укажите тип каждого элемента.

^ 3. Какую массу хлорида натрия следует добавить к 250 г его 10%-ного раствора, чтобы массовая доля соли увеличилась в полтора раза?

4. Какие факторы повлияют на увеличение выхода продукта реакции:

а) N2(г) + O2(г) ↔ 2NO(г) –Q,

б) 2ZnS(тв) + 3O2(г) ↔ 2ZnO(тв) + 2SO2(г) +Q?

5. Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса:

KCl + KMnO4 + H2SO4 → K2SO4 + MnSO4 + Cl2 + H2O


Вариант-2

1. Определите состав ядер следующих изотопов: 15N, 109Ag, 30P, 61Ni.

^ 2. Напишите электронные формулы элементов с порядковыми номерами 21, 33. Укажите тип каждого элемента.

3. 400 г 26%-ного раствора сульфата натрия выпарили, после чего массовая доля соли в растворе составила 60%. Определите массу испарившейся воды.

4. Какие факторы повлияют на увеличение выхода продукта реакции:

а) CO2(г) + C(тв) ↔ 2CO(г) – Q,

б) N2O3(г) ↔ NO(г) + NO2(г) –Q?

5. Расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса:

Na2SO3 + Cl2 + KOH → Na2SO4 + KCl + H2O


^ Контрольная работа № 2

«Вещества и их свойства»

Вариант – 1

ЧАСТЬ А

1. Общая формула оксидов:

А. ЭхОу. Б. Ме(ОН)n. В. НхАс. Г. Мeх(Ас)у

2. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции алюминия с бромом равен:

а) 1; б) 2; 3) 3; г) 4.

3. Переменную степень окисления в соединениях проявляет:

А. Барий. Б. Кальций. В. Медь. Г. Цезий.

4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого:

А. SiH4 Б. PH3 В. H2S Г. HCl.

5. Ионное уравнение реакции

H+ + OH- =H2O

соответствует взаимодействию:

А. Гидроксида калия и азотной кислоты.

Б. Гидроксида бария и серной кислоты.

В. Гидроксида лития и хлорида бария.

Г. Аммиака и бромоводородной кислоты.

6. Окислительные свойства усиливаются в ряду элементов:

А. С – N – P – As. Б. Si – C – N – O.

В. F – O – N – C. Г. P – Si – C – B.

7. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого:

А. NaCl. Б. NO. В. H2O. Г. KOH.

8. Формулы продуктов взаимодействия концентрированной серной кислоты с серебром:

А. H2 и Ag2SO4 В. H2S, H2O и Ag2SO4.

Б. SO2, H2O и Ag2SO4. Г. Реакция не идет.

9. Превращение, которое невозможно осуществить в одну стадию:

А. C2H6 → C4H10. В. FeCl2 → Fe(OH)2.

Б. Cu → CuCl2. Г. Fe(OH)2 → Fe(OH)3.

10. Установите соответствие.

Левая часть молекулярного уравнения:

Правая часть ионного уравнения:

1. Ca + 2H2O =

2. CaCl2 + Na2CO3 =

3. CaO + 2HCl =

4. Ca(OH)2 + 2HCl =

5. CaCO3 + 2HCl =


А. = Ca2+ + H02 + 2OH-.

Б. = CaCO3↓.

В. = Ca2+ + 2H2O.

Г. = Ca2+ + CO2 + H2O.

Д. = Ca2+ + H2O.




ЧАСТЬ Б.

12. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

1 2 3

CuCl2 ← Cu → CuSO4 → Cu(OH)2.

Для перехода 1 составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

13. Какие ионы присутствуют в растворе гидросульфида калия?

14. Стальную проволоку массой 5 г сожгли в кислороде, при этом получили 0,1 г углекислого газа. Вычислите массовую долю (в %) углерода в этой стали.


Вариант 2

ЧАСТЬ А.

1. Общая формула оснований:

А. ЭхОу. Б. Мe(ОН)n. В.НхAc. Г.Мх(Ac)у.

2. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции, схема которой

S + HNO3 → H2SO4 + NO, равен:

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

3. Переменную степень окисления в соединениях проявляет:

А. Алюминий. Б. Барий. В. Железо. Г. Рубидий.

4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у вещества, формула которого:

А. HNO2. Б. HPO3. В.HAsO3. Г. HNO3.

5. Ионное уравнение реакции

CO2-3 + 2H+ = H2O + CO2

соответствует взаимодействию:

А. Карбоната натрия и уксусной кислоты.

Б. Карбоната кальция и азотной кислоты.

В. Гидрокарбоната кальция и соляной кислоты.

Г. Карбоната бария и муравьиной кислоты.

6. Гидроксид хрома (III) можно получить при взаимодействии:

А. Хлорида хрома (III) с гидроксидом калия.

Б. Нитрата хрома (III) с гидроксидом меди (II).

В. Оксида хрома (III) с серной кислотой.

Г. Оксида хрома (II) с соляной кислотой.

7. Окислительные свойства ослабевают в ряду элементов:

А. P – N – O – F. Б. Br – Cl – F – I.

В. Cl – S – P – As. Г. B – C – N – P.

8. Формулы продуктов взаимодействия концентрированной азотной кислоты с цинком:

А. H2 и Zn(NO3)2 В. NO, H2O и Zn(NO3)2.

Б. NO2, H2 и Zn(NO3)2. Г. Реакция не идет.

9. Превращение, которое невозможно осуществить в одну стадию:

А. SiO2 → H2SiO3. В. Al(OH)3 → Al2O3.

Б. Fe(OH)3 → FeO. Г. CH3COOH → NH2CH2COOH.

10. Установите соответствие.

Левая часть молекулярного уравнения:

Правая часть ионного уравнения:

1. Fe + 2HCl =

2. Fe2O3 + 6HCl =

3. FeO + 2HCl =

4. Fe(OH)2 + 2HCl =

5. Fe(OH)3 + 3HCl =

А. = Fe2+ + 2H2O.

Б. = Fe3+ + 3H2O.

В. = Fe2+ + H2O.

Г. = Fe2+ + HO2.

Д. = 2Fe3+ + 3H2O.


ЧАСТЬ Б.

12. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: 1 2 3

FeCl2 ← Fe → FeCl3 → Fe(OH)3.

Для перехода 1 составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

13. Какие ионы присутствуют в растворе ортофосфорной кислоты?

14. Смесь кальция и оксида кальция массой 7,8 г обработали избытком воды. В результате реакции выделилось 2,8 л водорода (н.у.). Рассчитайте массовую долю кальция в смеси.

^ Система оценивания

Задания 1, 3 – 9 части А по 1 баллу; задания 2, 10 части А и 13 части Б по 2 балла; задание 12 и 14 части Б по 3 балла.

17 – 20 баллов оценка «5»

13 – 16 баллов оценка «4»

8 – 12 баллов оценка «3»


^ Тестирование «Химические реакции»

Вариант 1

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соответствие

1. Характеристика реакции, уравнение которой 4Fe + 6H2O + 3O2 = 4Fe(OH)3:

^ А. Соединения, ОВР, обратимая.

Б. Замещения, ОВР, необратимая.

В. Соединения, ОВР, необратимая.

Г. Обмена, не ОВР, необратимая.

2. Какая масса угля вступает в реакцию, термохимическое уравнение которой

С + О2 = СО2 + 402 кДж, если при этом выделяется 1608 кДж теплоты?

А. 4,8 г. Б. 48 г. В. 120 г. Г. 240 г.

3. Характеристика реакции, уравнение которой



^ А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.

Б. Изомеризации, гомогенная, каталитическая.

В. Полимеризация, гетерогенная, каталитическая.

Г. Присоединения, гетерогенная, каталитическая.

4. Окислитель в реакции синтеза аммиака, уравнение которой

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q:

А. N0. Б. Н0. В. Н+1. Г. N-3.

5. Щелочную среду имеет водный раствор соли, формула которой:

А. AlCl3. Б. KNO3. В. K2CO3. Г. FeCl3.

6. Формулы группы ионов, которые могут одновременно существовать в растворе:

А. SO32- , K+, H+, SO42- .

Б. Mg2+, Na+, Cl-, NO3- .

В. Na+, Al3+, OH-, SO42-.

Г. Fe2+, OH-, Ba2+, NO3- .

7. Краткое ионное уравнение

Ва2+ + SO42- = ВаSO4

отображает взаимодействие серной кислоты и вещества:

А. Бария. В. Нитрата бария.

Б. Гидроксида бария. Г. Оксида бария.

8. Гидролизу не подвергается:

А. Белок. В. Целлюлоза.

Б. Сульфат цинка. Г. Этилен.

9. Установите соответствие.

Левая часть уравнения реакции в молекулярном виде:

Правая часть краткого ионного уравнения:

1. СaCO3 + 2HCl = 2. Na2CO3+ 2HCl = 3. Na2 CO3 + CaCl2 = 4. CaCO3 + H2O + CO2 =

А. = CaCO3↓. Б. = CaCO3↓ + H2O. В. = Ca2+ + CO2↑+ H2O. Г. = CO2↑ + 2H2O. Д. = Ca2+ + 2HCO3-.


ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

10. Составьте уравнение реакции горения водорода. Дайте полную характеристику данной химической реакции по всем изученным классификационным признакам.

Вариант 2

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа и на соотнесение

1. Характеристика реакции, уравнение которой

2 КClО3 = 2КCl + 3O2 ↑:

^ А. Реакция замещения, ОВР, обратимая.

Б. Реакция разложения, ОВР, необратимая.

В. Реакция разложения , не ОВР, необратимая.

Г. Реакция обмена, не ОВР, необратимая.

2. Какое количество теплоты выделяется при взаимодействии 5,6 л водорода (н.у.) с избытком хлора (термохимическое уравнение: H2 + Cl2 = 2НCl + 92,3 кДж)?

А. 2,3 кДж. Б. 23кДж. В. 46 кДж. Г. 230 кДж.

3. Характеристика реакции, уравнение которой



^ А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.

Б. Гидратации, гомогенная, каталитическая.

В. Гидрирования, гетерогенная, каталитическая.

Г. Дегидратации, каталитическая, гомогенная.

4. Восстановитель в реакции , уравнение которой

2СО +О2 = ↔ 2СО2 + Q:

А. С+2. Б. С+4. В. О0. Г. О-2.

5. Кислотную среду имеет водный раствор соли, формула которой:

А. КCl. Б. ZnSO4. В. Na2CO3. Г. NaNO3.

6. Формулы группы ионов, которые могут одновременно существовать в растворе:

А. SO42- , Na+, OH-, Ba2+ .

Б. Cu2+, K+, OH-, Cl- .

В. H+, Na+, Cl-, SO42-.

Г. H+, Ca2+, NO3- , CaCO3↓. .

7. Для осуществления реакции, ионное уравнение которой

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

можно использовать раствор гидроксида натрия и вещество, формула которого:

А. CuO. Б. CuS. В. CuCl. Г. CuCl2.

8. Гидролизу подвергается:

А. Ацетилен. В. Целлюлоза.

Б. Нитрат калия. Г. Этанол.

9. Установите соответствие.

Левая часть уравнения реакции в молекулярном виде:

Правая часть краткого ионного уравнения:

1. Fe + 2HCl = 2. FeO + 2HCl = 3. Fe(OH)2 + 2HCl = 4. Fe(OH)3 + 3HCl =

А. = Fe3+ + 3H2O. Б. = 2Fe3+ + H2O. В. = Fe2+ + H2O. Г. = Fe2+ + 2H2O. Д. = Fe2+ + H2↑.


ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

10. Составьте уравнение реакции взаимодействия магния с соляной кислотой. Дайте полную характеристику данной реакции по всем изученным признакам.


^ Практическая работа №1 «Идентификация неорганических и органических соединений».

Цель работы: Определение качественного состава неорганических веществ, распознавание выданных веществ с помощью качественных реакций.

Вариант -1

1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфида натрия, хлорида железа (III) и серной кислоты. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

№п/п

Реактивы

H2SO4

Na2S

FeCl3

1.

NaOH










2.

FeSO4











Уравнения соответствующих реакций:


Вариант - 2

1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфата калия, хлорида аммония и карбоната натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

№п/п

Реактивы

NH4Cl

Na2CO3

K2SO4

1.

CuSO4










2.

BaCl2











Уравнения соответствующих реакций:

Учебно-методические средства обучения

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2006-2009.

  2. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223, [1] с.: ил.

  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.

  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.

  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.



^

Дополнительная литература для учителя


  1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.

  2. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000

  3. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000

4. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / А.А.Каверина, М.Г. Снастина, Н.А.Богданова – М.: Вентана-Граф, 2006.

5. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.


Интернет–ресурсы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)

1. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

2. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена.

3. http://www.chemnet.ruэлектронная библиотека по химии.

4. Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ФИЗИКОН. ДРОФА. 2005-2008 гг.

5. Подготовка к единому государственному экзамену по химии. ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2006-2008 гг.

6. Подготовка к ЕГЭ по химии (теоретический материал, задания, тренажер), Дрофа – 2007-2009 гг.

7. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 – 11 классы. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.

8. Открытая Химия. Полный интерактивный курс химии. ФИЗИКОН, 2002.


Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы


        1. Печатные пособия

1.1. Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (11 кл)

1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2. Учебно-лабораторное оборудование

2.1. Набор моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.

2.2. Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).

2.3. Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».

^ 3. Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор № 1и 2 ОС «Кислоты».

3.2. Набор № 3 ОС «Гидроксиды».

3.3. Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».

3.4. Набор № 5 ОС «Металлы».

3.5. Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы».

3.6. Набор № 9 ОС «Галогениды».

3.7. Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

3.8. Набор № 11 ОС «Карбонаты».

3.9. Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты».

3.10. Набор № 14 ОС «Соединения марганца».

3.11. Набор № 15 ОС «Соединения хрома».

3.12. Набор № 16 ОС «Нитраты».

3.13. Набор № 17 ОС «Индикаторы».

3.14. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Мультимедийные программы по всем разделам курса химии 11 класса.

4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по учебному курсу «Химия» 10 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна
О. С. Габриелян, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования...

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по учебному курсу «Химия» 8 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и авторской программы Габриелян О. С., опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11...

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по природоведению для основного общего образования (Базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса...

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по литературе для 4 класса базовый уровень на 2012- 2013 учебный год Составила учитель Чалая С. А. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство разработана на основе

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по литературе для 8 класса базовый уровень на 2012- 2013 учебный год Составила учитель Целых Н. М. Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации: : автор Т. Ф. Курдюмова. Литература 8 класс

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по геометрии 8 класс (уровень базовый) Программа
Бурмистрова Л. А. Геометрия 7 Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по химии для 8 класса на 2012-2013 учебный год Учитель химии Самарина Т. М
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по биологии для 7 класса базовый уровень на 2012 2013 учебный год Составила учитель Попова Т. П
Министерством образования Российской Федерации: Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень) 10 класс
Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-фз)

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» 11 класс Базовый уровень Учитель : Нестерова Наталия Николаевна iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса базовый уровень на 2012- 2013 учебный год Составила учитель Целых Н. М. Пояснительная записка
Примерной программы авторского коллектива Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной и др

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы