Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» icon

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»




Скачать 107.01 Kb.
НазваниеТема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Дата конвертации31.07.2013
Размер107.01 Kb.
ТипПрезентация

Конспект урока по чтению

(УМК «Гармония» О.В.Кубасова)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок-исследование.

Технологии и методики: подготовка к исследовательской деятельности, проблемные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Цель: провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» со сказкой Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Образовательно-развивающие задачи:

1. Развивать навыки исследовательской деятельности.

2. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

3. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки.

4. Совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

5. Развивать познавательные УУД, в частности, логические - аналитическое мышление.

6. Развивать коммуникативные УУД.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

2. Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую деятельность.

3. Воспитывать самостоятельность и осознанность чтения.

Оборудование:

  1. Тексты сказок:

  • Братьев Гримм «Белоснежка»

  • А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2.Таблицы для сравнительного анализа.

3.Компьютер

4. Мультимедиапроектор.

5. Экран.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация к уроку (Power Point)

Раздаточный материал: Карточки для составления таблицы


Ход урока


^ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания


1.Оргмомент


- Ребята, кто может продолжить вот эти строки….

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

-Кто автор этих строк?

- Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературного чтения?





А.С.Пушкин

Со сказками Пушкина





Слайд 2



2.Актуализация знаний учащихся.


- Что мы знаем о Пушкине?


- Основой многих сказок Пушкина явились народные волшебные сказки.

- Давайте вспомним признаки народной волшебной сказки.

Рассказ о поэте.


В ней есть:

- сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.;

- волшебные предметы: …..

- фантастические персонажи: леший, колдунья, Баба Яга;

- превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;


Слайд3-6

Приложение 1


Слайд7-11


3. Определение темы и целей урока


-Определите, кто эти персонажи и из каких сказок ?


- Напомню вам, что немецкие учёные- филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких учёных можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок.


-Чем схожи эти иллюстрации (названия произведений)?

- Итак, при сопоставлении названий мы начали выявлять сходство и отличие литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и народной сказки «Белоснежка и семь гномов».

- Скажите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?


Определите тему исследования.


^ Какие этапы в исследовании нужно пройти?


Какую можно выдвинуть гипотезу?



-А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

- Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов».


Мы сопоставим две сказки и попробуем исследовать их содержание.


Народная основа «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»


^ Алгоритм исследования:

выдвинуть гипотезу; подвергнуть сопоставлению

содержания произведений; обобщить результаты;

сделать выводы.


-Предположим, что сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» является авторской, а не народной.

Слайд12


Слайд 13


Слайд 14

4. «Открытие нового знания»


Физминутка.


Анализ образа главных героев.

- Для проверки гипотезы сопоставим обработанный народный вариант сказки «Белоснежка» со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-Предложите форму записи?


- По каким параметрам будем проводить сопоставление?

РАБОТА В ГРУППАХ – заполнение таблиц, разбить на части составление таблицы отдельно по параметрам.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу, сопоставив первые три параметра. Найдите подтверждение в тексте.


^ ПРОВЕРКА ПО ПАРАМЕТРАМ

1). Сопоставление главных персонажей.

- Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.

- Назовите героев, которыми сказки отличаются друг от друга.

Мы установили, что по данному параметру сказки имеют сходство и отличие.

2). События.

-Кем и как изгнаны героини сказок?

-Докажите цитатой из текста.


- Как мачеха пытается убить падчерицу?

-Прочитайте это в тексте.


- Кто и как разыскивает героиню?

-Прочитайте это в тексте.


3). Концовка

- Чем заканчиваются сказки?

- Прочитайте отрывок из текста.


4).Определение жанра и языка произведений.

-Каким языком написаны сказки?


- Давайте проведём гимнастику для глаз.

Повторяйте движения глазами, как на слайде за движущимися фигурами.


Обобщение

- Назовите сходство сказок.

- Назовите отличие.


- Сформулируйте вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.


-Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?


-Как это показано в тексте?


-Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил и выразил свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни через образ главных героев.


-просмотрите отрывок №1,

назовите черту характера молодой царевны, описанную в этом фрагменте.


-В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (красавица-душа, милая девица, моя душа и т.д.)


Просмотрите отрывок № 2


-С помощью чего поэт создаёт неповторимый, индивидуальный характер королевича Елисея?


Посмотрите следующий отрывок


-Как ещё автор показывает тему преданности и любви в своей сказке?


Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское добавление к народному сюжету.

С темой любви и верности связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибшего ради своей хозяйки.

-В отличие от народной сказки, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.



Сравнения записать в виде таблицы. В первый столбик –особенности народной сказки, а во второй- сказки Пушкина.


(герои; основные события – изгнание главной героини, попытка убийства, поиски; концовка; жанр)


Мать, мачеха, жених, семь друзей ( читают отрывок в тексте)


7 гномов ≠ 7 богатырей.


Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.

Мачеха трижды

пытается убить

падчерицу ≠ черница приходит один раз с яблочком.

Принц случайно

находит Белоснежку≠ Жених, королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Мачеху убивают ≠ Мачеха умирает от тоски и зависти.


Сказка братьев Гримм написана в прозе, а сказка А.С.Пушкина написана в стихах, красивым литературным языком.


Дети называют ещё раз сходство и отличия.


Сказка Пушкина – это авторское произведение, т.к. поэт создаёт свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом и героями и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.


-Братья Гримм написали сказку о своём народе для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

-Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.


Просмотр видеосюжетов (по фрагментам сказки)

-С помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения героини, показывает отношение к героине других персонажей.


Просмотр видеосюжета

(по фрагментам сказки)

С помощью описания поисков своей невесты, обращения к солнцу, месяцу, ветру.

Просмотр видеосюжета

(по фрагментам сказки)


-Пушкин показал тему преданности с помощью пса Соколки, который погиб ради своей хозяйки



На партах у каждого тексты обеих сказок.


Приложение 2


В ходе обсуждения составляется сравнительная таблица.

Слайд 15

( на слайде появляются символы: сходство -синий цвет, различия –красный и жёлтый).


^ Слайд гимнастика для глаз.


Слайд 16


Слайд 17


Слайд № 18

Итог урока


Домашнее задание

-В начале нашего исследования мы предположили, что сказка Пушкина является авторской. Подтвердилась ли наша гипотеза?


-Каким образом мы это проверяли?


Какой вы сделали вывод?


-Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты текста. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту для выставки к «Часу творчества».

-Спасибо всем за работу.

-Да, мы определили, что сказка Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» отличается от народного аналога

и является авторской.


-Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.


Сказка А.С.Пушкина является авторской сказкой.





Слайд № 19



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconПлан конспект урока по чтению и развитию речи на тему: Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Подготовила и провела: учитель 7 класса Каменева Л. Д. г. Белгород 2012 год
Тема урока: Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». (1 урок по теме)

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconСказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Система образов
Урок литературы в 5 классе по теме: пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconУрок 10 Свобода и ответственность. Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «ответственность»
Перед каким моральным выбором оказалась Чернавка в сказке о «Мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина?

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconА. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне» Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Царевна-лягушка», «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» и другие русские народные сказки

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconКонтрольная работа (дкр) Предмет: литература Автор: Маккоева Галина Рудольфовна Тема: Русские народные волшебные сказки (5 класс, I четверть)
«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Мудрая дева», «Лиса и дрозд»

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconТема урока Содержание урока
Особенности жанра былин как песен сказаний о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconКонтрольная работа по литературе(тестирование). Пушкин и Лермонтов 7 класс 2 вариант Назовите годы жизни каждого из поэтов М. Ю. Лермонтов А. С. Пушкин А) 1814-1841
Д. С. Мережковский писал: «Пушкин светило, Лермонтов светило русской поэзии»

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» icon5 (№38) (январь 2012г.) Шутова Мария, 5 «а» класс Сказка рядом
Я хочу рассказать всем о новогодней сказке, в которой мы с одноклассниками очутились в самое Рождество. А подарили нам ее родители,...

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconПоложение о проведении областного Пушкинского фестиваля
Областной Пушкинский фестиваль «Мой Пушкин» (далее – Фестиваль) проводится в рамках Всероссийского детского литературного фестиваля...

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» iconА. С. Пушкин "Повести Белкина". Тема и идейный смысл одной из них
Слово о полку Игореве". Основные образы. Идея патриотизма. Чтение наизусть отрывка из "Слова о полку Игореве"

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы