Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара icon

Программа дисциплины "Чтение с листа" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара




Скачать 135.04 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "Чтение с листа" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара
Дата конвертации02.08.2013
Размер135.04 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины "Чтение с листа"


по специальности 073101 Инструментальное исполнительство

специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов).

Гитара.


2013


Одобрена предметно-цикловой Составлена в соответствии с

комиссией Государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по

специальности


Заместитель директора по учебной

Председатель _______ работе _________


Автор: Nagekidori

Рецензенты:


^ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.


1. Цели и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности (тематический план).

4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8. Методические рекомендации.

9. Перечень основной учебной литературы.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.


Рабочая программа специальной учебной дисциплины «Чтение с листа» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

Курс «Чтение с листа» – составная часть профессиональной подготовки студентов. В результате изучения комплекса специальных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, а также успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику присваиваются квалификации: «Артист оркестра, ансамбля», «Концертмейстер», «Преподаватель игры на инструменте».

^ Цель курса:

– подготовка специалистов, которые должны обладать необходимыми для их самостоятельной профессиональной деятельности музыкально-исполнительскими навыками и знаниями;

^ Задачи курса:

– овладение навыком чтения с листа и умения быстро разобрать новое произведение

– воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, овладение различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения, работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость), правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.


В результате изучения дисциплины «Чтение с листа» студент должен:

иметь практический опыт:

– чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

– репетиционно–концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля, оркестра;

– исполнения партий в различных камерно–инструментальных составах, в оркестре;

уметь:

– читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;

– использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

– психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

– использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

– применять теоретически знания в исполнительской практике;

– пользоваться специальной литературой;

– слышать все партии в ансамблях различных составов;

– согласовывать свои исполнительские намерения и находить

совместные художественные решения при работе в ансамбле;

– использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;

– работать в составе народного оркестра;

знать:

– сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

– ансамблевый репертуар для различных составов;

– оркестровый репертуар для данного инструмента;

– художественно–исполнительские возможности инструмента;

– основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

– закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

– выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

– базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

– профессиональную терминологию;

– особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.


Максимальная учебная нагрузка составляет 54 часов.

Обязательная учебная нагрузка 36 часа.

Самостоятельная учебная нагрузка 18 часов.

Контрольными мероприятиями, промежуточными формами аттестации являются зачеты, которые проводятся в каждом семестре.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


В результате освоения дисциплины «Чтение с листа» у студентов должна сформироваться общая и профессиональная компетенция (ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТИ.



^ Наименование разделов и тем

Количество часов,

отведенное на изучение дисциплины

Максимальное

Обязательные

^ Самостоятельная работа

Всего

в т.ч. индивидуальных

в т.ч. практических

I курс, I семестр

Раздел 1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа

15

9

9

9

6

Тема 1.1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Тема 1.2. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Тема 1.3. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Раздел 2. Работа над произведениями.

9

6

6

6

3

Тема 2.1. Школа М. Каркасси в редакции А. Иванова-Крамского.

9

6

6

6

3

Итого:

24

15

15

15

9

I курс, II семестр

Раздел 3. Этюды на разные виды техники.

14

10

10

10

4

Тема 3.1. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

3

2

2

2

1

Тема 3.2. Изучение этюдов М. Джулиани.

3

2

2

2

1

Тема 3.3. Изучение этюдов М. Каркасси.

3

2

2

2

1

Тема 3.4. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

5

4

4

4

1

Раздел 4. Работа над произведениями.

16

11

11

11

5

Тема 4.1. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина До мажор (соч.71 no 1).

3

2

2

2

1

Тема 4.2. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Соль мажор (соч.71 no 2).

5

3

3

3

2

Тема 4.3. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Ре мажор (соч.71 no 3).

8

6

6

6

2

Итого:

30

21

21

21

9

ВСЕГО:

54

36

36

36

18

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.



^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала.

(с примерным репертуарным планом)

Объём

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа

Тема 1.1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 1-4

5

1, 2, 3

Тема 1.2. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 5-8

5

1, 2, 3

Тема 1.3. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 9-12 (в зависимости от способности учащегося к чтению с листа и игре на классической гитаре)

5

1, 2, 3

Раздел 2. Работа над произведениями.

Тема 2.1. Школа М. Каркасси в редакции А. Иванова-Крамского.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, часть 3. 50 прогрессирующих пьес, No 1-45

9

1, 2, 3

Раздел 3. Этюды на разные виды техники.

Тема 3.1. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

Сор Ф. Этюды соч. 31 No 1-7

3

1, 2, 3

Тема 3.2. Изучение этюдов М. Джулиани.

Джулиани М. - Этюды, соч. 100 No 1-10

3

1, 2, 3

Тема 3.3. Изучение этюдов М. Каркасси.

Каркасси М. Этюды соч. 60 No 1-8

3

1, 2, 3

Тема 3.4. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

Сор Ф. Этюды соч. 31 No 8-19

5

1, 2, 3

Раздел 4. Работа над произведениями.

Тема 4.1. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина До мажор (соч.71 no 1).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 1

3

1, 2, 3

Тема 4.2. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Соль мажор (соч.71 no 2).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 2

5

1, 2, 3

Тема 4.3. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Ре мажор (соч.71 no 3).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 3

8

1, 2, 3

Всего:




54





Используемые сокращения:

Уровни освоения - 1, 2, 3 - ознакомительный, репродуктивный, продуктивный. ^ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Оценка работы студента осуществляется на контрольных уроках, зачетах. Работа, которая систематически проводится в классе над развитием навыков самостоятельной работы и чтения нот с листа, может проверяться на специальных контрольных уроках.


^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: добиваться яркого, выразительного, содержательного исполнения; самостоятельно работать над музыкальным произведением; анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально-теоретических дисциплин; проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами.

знать: большое количество музыкальных произведений, различных по времени создания и стилю, жанру и форме; музыкальную литературу для избранного инструмента; исполнительский опыт, рекомендации и советы крупнейших музыкантов.

зачеты, контрольные уроки.

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.



  1. Джулиани М. 24 легких этюда для гитары, соч. 100. Leipzig, 1960.

  2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1970.

  3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Советский композитор, 1990.

  4. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре (под ред. А. Иванова-Крамского) - М., 1962

  5. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. Л.1987.

  6. Guitar music from the 16-18 century – Leipzig, 1970.

  7. Hunt Oliver – Musicianship & Sight Reading for Guitarists, London, Musical New Services Ltd., 1977.

  8. Klassiker der Gitarre. Bd 1.Leipzig,1977; Bd 2-1978; Bd 3 -1979; Bd 4-1980; Bd 5-1981.

  9. Собственные сборники, созданные для обеспечения необходимым нотным материалом (сборники этюдов Ф.Сора, М.Джулиани, М.Каркасси).

  10. http://musped.narod.ru.



^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Для изучения дисциплины «Специальный класс» необходимы гитара, пульт, подставка под ногу, ноты, методическая литература, пианино, стулья, зеркало, метроном, видеофильмы и аудиозаписи с исполнениями произведений, входящих в программу обучения.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


В профессиональную компетенцию музыканта-педагога входит не только умение отбирать высокохудожественный репертуар, но и умение в довольно короткий срок профессионально овладеть им. Учащийся должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение инструментом, в том числе и бегло читать с листа нотный текст. Исполнительская подготовка учащегося должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

Владение навыками чтения с листа - это наработанный в процессе изучения разнохарактерных произведений опыт. Работа над репертуаром позволяет освоить многие встречающиеся трудности. При изучении группы пьес, схожих между собой по характеру, однородности фактуры, вырабатывается определенный автоматизм исполнения однотипных произведений.

В практической музыкально-педагогической деятельности любого музыканта умение читать нотный текст с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает репертуар, дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах. Конечно, развитие данного умения происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и различные сложившиеся музыкальные способности, и психофизиологические свойства личности исполнителя и многое другое.

Музыкальная культура педагога складывается в умении анализировать структуру произведения, тонко чувствовать стиль, жанровую специфику, владеть художественной артикуляцией, естественной музыкальной фразировкой, в знании законов музыкальной композиции, в умении пробуждать творческую инициативу детей. Одним из главных ключей к овладению произведением является изучение его фактуры. Фактура дает образ, образ подсказывает звуковое решение и это приводит к нахождению наиболее рациональных технических приемов. Содержательное исполнение вытекает из многоплановости фактуры.

Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность - неоценимое качество. Исполнение тем богаче, тем больше умеет слышать сам исполнитель. Этому, конечно же, способствует наличие богатого ассоциациями воображения, эмоционально чуткой реакции на особенности гармонии, тембра, ритма и т.д.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Советский композитор, 1990.

2. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Музыка, 1983.

3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Музыка, 1987.

4. Изнаола Р. - Путь к виртуозности (пер. на рус. - сайт http://terraguitar.ru) – 1997

5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. На принципах техники Ф. Таррега (под. Редакцией И.Поликарпова) – М.: Советский композитор, 1977.

6. Руднев, С. Русский стиль игры на классической гитаре - Тула: Издат. дом "Ясная Поляна", 2002

7. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре (под ред. А. Иванова-Крамского) - М., 1962

8. Сагрерас Х. Школа игры на гитаре. М., 1996.

9. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь.- М.: Музыка, 1995

10. Теннант С. Качай нейлон (пер. на рус. - сайт http://terraguitar.ru), 2000

11. Aguado D. Escuela de guitarra - Second Edition François de Fossa (1775–1849), French text, Paris: Richault, n.d.(ca.1826). Plate 1656.R (на фр. языке)

12. Aguado D. Nouvelle méthode de guitare, Op.6 – Paris: the composer (1834 или раньше)

13. Hunt Oliver – Musicianship & Sight Reading for Guitarists, London, Musical New Services Ltd., 1977.

14. Iznaola R.- Rest Stroke and Free Stroke Revisited

15. Iznaola R.- Kitharologus-The Path to Virtuosity - USA, Mel Bay Chantarelle, 1997

16. Roch, Pascual. A Modern Method for Guitar. School of Tarrega. Vol. 1-3. New York: G. Schirmer Inc., 1921

17. Sor F. Méthode Complète pour la Guitare - First edition - Paris: L'auteur, 1830 (на фр.языке); First edition (1st German edition), Bonn: N. Simrock, n.d.[ca.1830]. Plate 2810 (на нем.и фр.языках); Napoléon Coste extended edition incorporating new exercises, lessons and studies, Paris: Schoenenberger, n.d.[1851]. Plate S. 1726, Paris: Lemoine, n.d.(after 1875). Plates 15655, 15591 HL. (на фр. и исп. языках); A. Merrick, English text, London: Robert Cocks & Co., n.d.(ca.1832). (на англ. яз.)

18. Tennant S. Pumping Nylon: The Classical Guitarist's Technique Handbook - Nathaniel Gunod (Editor) - USA, Alfred Publishing Co., Inc. - 1995

19. Tennant S. Basic Classical Guitar Method - Nathaniel Gunod (Editor) - USA, Alfred Publishing Co., Inc. - 2004


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма дисциплины "Специальный класс" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара
Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма предназначена для организации подготовки студентов-выпускников к сдаче комплексного государственного экзамена по специальности. В программу комплексного государственного экзамена по специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»
Маркетинг», специализации 1-26 02 03 01 «Рекламная деятельность» включаются следующие учебные дисциплины общепрофессионального и...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconЩипковые музыкальные инструменты
Музыкальная мастерская «Высокая нота» оказывает услуги по изготовлению, ремонту и реставрации музыкальных инструментов. Предлагаем...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма вступительного экзамена Журналистика (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Специальности: 10. 01. 10 «Журналистика»
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма экзамена кандидатского минимума Журналистика (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Специальности: 10. 01. 10 «Журналистика»
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма экзамена кандидатского минимума Журналистика (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Специальности: 10. 01. 10 «Журналистика»
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма экзамена кандидатского минимума Политические институты процессы и технологии (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Специальности: 23. 00. 02 «Политические институты процессы и технологии»
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconПрограмма вступительного экзамена Политические институты процессы и технологии (наименование дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки) Специальности: 23. 00. 02 «Политические институты процессы и технологии»
Программа разработана в соответствии с учебным планом основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconДавыдов Анатолий Васильевич, проф., доктор геолого-минералогических наук рабочая программа дисциплины
Учебный план специальности подготовки дипломированных специалистов 230201 "Информационные системы в технике и технологиях" (гин)

Программа дисциплины \"Чтение с листа\" по специальности 073101 Инструментальное исполнительство специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов). Гитара iconОоо «МедАрсенал»
Межрегиональная выставка-ярмарка медицинского оборудования, инструментов и расходных материалов с секцией «Стоматологическое оборудование,...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы