Использование методики ктд в воспитательном процессе icon

Использование методики ктд в воспитательном процессе




Скачать 111.78 Kb.
НазваниеИспользование методики ктд в воспитательном процессе
Дата конвертации02.08.2013
Размер111.78 Kb.
ТипДокументы

Использование методики КТД в воспитательном процессе.

В настоящее время уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Технология коллективной творческой деятельности, разработанная ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников, описана довольно подробно. Суть ее предельно проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии педагога, воспитателя как подсказчика, помощника, советчика. Дети сами проводят свои КТД, сами оценивают их, обсуждают, если в этом есть необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле.

Педагог лишь подводит ребят к пониманию задач, к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе; передает им свой опыт по ходу дела. Взрослый руководитель принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Он ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла; постоянно опирается на микрогруппы своего класса (отряда): звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого ребенка в том или ином КТД.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

КТД - форма работы, которая направлена на:

- развитие творческих способностей;

- развитие интеллектуальных способностей;

- реализацию коммуникационных потребностей;

- обучение правилам и формам совместной работы.


Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

КТД различаются по форме, по характеру практической пользы для себя, для друзей по коллективу, для улучшения окружающей жизни, для своей школы, лагеря, для всех людей. Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества, с пользой для страны.

Форма и содержание КТД зависят от возраста ребят.

Общественно-политические коллективные дела.

Ребят не надо уводить от общественных и политических дел. Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос.

В нашем образовательном учреждении традиционными стали: операции «Забота», «Подарок ветерану»; смотр строя и песни «Аты-баты, шли солдаты»; дети взяли шефство над могилой ветерана ВОВ Сыроварова. Запоминающими были коллективные творческие дела: «Семь Я» (к Дню семьи), устный журнал «Давайте вспомним о войне» (к 65-летию Победы), «Мы низко кланяемся тебе, мамочка» (к Дню матери) «Мы в космос держим путь!» и многие другие.

Трудовые коллективные дела.

Главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без помощи детей. Главное в том, что, трудясь на благо людей, школьник растет гражданином своей страны. Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы: «Кому мы поможем?», «Для чего будем делать это дело?», «Ради чего идем на поле? » и т. п.

Конкурсы по благоустройству и озеленению пришкольного участка, участие в акции «Я люблю свою деревню», шефство над территорией возле обелиска участникам ВОВ; «Мастерская Деда Мороза»; озеленение школьного здания

Познавательные коллективные дела.

Даже пассивное участие в познавательных делах класса, отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

Проведение различных интеллектуальных игр, конкурс «Ученик года», проведение предметных недель, турнир Всезнаек, встречи с интересными людьми. Познавательные мероприятия были проведены с привлечением Совета ветеранов деревни Казаково: игра «Что? Где? Когда?» («Уголок России – отчий дом»), «Русская печь», «Моя родословная». Ветераны – активные помощники педагогов и частые гости в школе.

Экологические коллективные дела.

Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - одна из воспитательных задач. Операции «Птичья кормушка», «Вперёд, спасатели!», «Борьба с королём Мусором»; выпуск и распространение экологических листовок «Чистая деревня»-экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – основная цель этой работы.

Интеллектуальная экологическая игра «По лесным тропинкам», День воды - внеклассное мероприятие «Мать-водица – всему царица», к Дню птиц – устный журнал «Здравствуй, птичья страна!», внеклассное занятие «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Спортивные коллективные дела.

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - немаловажная составляющая развития ребенка. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Проведение Недели здоровья, состязание «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», спортивные праздники, участие в акции «Мы за здоровый образ жизни»

Досуговые коллективные дела.

Многие формы КТД упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные.

Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, дети предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

«Новогодний бал», «Выпускные вечера», «Праздник-безобразник», день рекордов Гинесса, «Луковые посиделки» и другие.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Покажем это на примере одного коллективного творческого дела.

^ Коллективное творческое дело – устный журнал «Давайте вспомним о войне»,

к 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
В современном российском обществе продолжает понижаться значимость таких понятий, как «Родина», «любовь к Отечеству», «военный долг», «патриотизм». Поэтому проведение внеурочных мероприятий патриотической тематики является обязательным в системе воспитательной и образовательной работы с учащимися.

Данное мероприятие имеет следующие цели:

  1. расширение знаний детей о Великой Отечественной войне;

  2. воспитание уважения к истории своей страны, гордости за её героическое прошлое;

  3. воспитание готовности к защите своей Родины;

  4. знакомство с жизнью и деятельностью ветеранов ВОВ;

  5. развитие артистических способностей, навыков выразительного чтения, коммуникативных способностей учащихся.

Ожидаемый результат.

Чётко и правильно организованное, данное мероприятие должно создать высокий эмоциональный настрой у всех присутствующих, способствовать формированию патриотических чувств, уважения к людям старшего поколения, гордость за свою страну.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии нами была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившейся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, нам предстояло ответить на следующие вопросы:

-Какова основная идея КТД?

(вспомнить страницы истории ВОВ )

-В какой форме будет проходить КТД?

( ^ КТД будет проходить в форме устного журнала)

-Кого привлечь к участию?

( В подготовке и проведении участвуют ребята начальных классов)

-К кому обратиться за помощью?

( ^ В подготовке КТД помощь окажут работники Лодыгинской с/библиотеки, председатель Совета ветеранов д.Казаково, классные руководители )

-Когда провести стартовую беседу?

( ^ Стартовая беседа проводится за месяц до проведения мероприятия )

Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается: Где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен план конкретного КТД. На сборе-старте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:

-Что и для кого будем делать?

(будем рассказывать и вспоминать страницы истории ВОВ, пригласить тружеников тыла и детей войны)

-С кем вместе это будем делать?

(^ Вместе с работниками библиотеки, председателем Совета ветеранов д.Казаково, классными руководителями )

-Кто будет участником?

(Обучающиеся начальной школы)

-Кто и кому будет помогать?

( Взаимопомощь)

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.

^ 1 страница. «Этапы большого пути» - готовит библиотекарь с/библиотеки.

2 страница «Города-герои» - готовят учащиеся 4 класса.

3 страница «Всё для фронта, всё для победы» - готовит председатель Совета ветеранов.

4 страница «Застыли мальчишки в суровом солдатском строю» готовят учащиеся 2 и 3 классов.

^ 5 страница «Как дороги мне песни о войне» - готовит музыкальный руководитель.

Подарки для тружеников тыла и детей войны – готовят члены кружка «Умелые ручки».

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Наше мероприятие длилось около часа. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Необходимо иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

В подготовке и проведении коллективных творческих дел педагоги нашей школы тесно сотрудничают с учреждениями социума: Лодыгинской сельской библиотекой, Советом ветеранов д.Казаково, Лодыгинским СДК, фельдшером ФАПа, сотрудниками ОГИБДД и ПЧ-30,сотрудниками музея.

Много интересных КТД проводится в период работы лагеря с дневным пребыванием, вот некоторые из них: интеллектуальная игра «Славься, Каргополь родной!», эрудит-лото «Мы живём в Архангельской области», конкурсная программа «Не дразните огонёк», познавательно-игровая программа «Перекрёсток»; развлекательные программы: «Каменный век», «Шляпное сражение», «Форт Боярд» и многое другое.

В лагере с дневным пребыванием вместе с отдыхом продолжается расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.

Коллективные творческие дела (КТД) – это полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

То, что происходит в каникулы – это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: смены круга общения, обновление формы деятельности.

Цель лагеря: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; обеспечение спортивно-оздоровительного, познавательного, интересного, содержательного отдыха.

Коллективные творческие дела помогают каждому ребёнку проявить себя, уже в 3-4 классе многим ребятам можно доверить провести занятие в 1 классе или в детском саду, выступить на классном празднике. Некоторые учащиеся выступают на общешкольных праздниках в роли ведущих.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconИспользование методики ктд в воспитательном процессе моу казаковская начальная школа-детский сад
Устный журнал «Здравствуй, птичья страна!», «Земля- наш дом, но не мы одни в нём живём»

Использование методики ктд в воспитательном процессе icon«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе залог успешной воспитательной работы с обучающимися» Цель педагогического совета
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе залог успешной воспитательной работы с обучающимися»

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconОтче т гбоу спо «Медногорский медицинский колледж» за I семестр 2012 – 2013 учебного года
«Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью формирования профессиональной компетентности и развития...

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Ош с. Большая Ока, мобу сош д. Юнусово, мобу сош с. Дуван-Мечетлино им. Х. Я. Фаткуллина, мобу лемезтамакская сош д. Кутушево им....

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconИнформация об учебно-воспитательном процессе

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного
...

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconПлан работы рмо учителей биологии на 2009-2010 уч г. Тема: " Повышение качества образования через использование икт в учебном процессе"
Использование икт на уроках биологии и во внеурочной работе открытый урок Рыженковой

Использование методики ктд в воспитательном процессе icon18. 02. 2010г. Выступление на педагогическом совете учителя физической культуры моу верхнетойденская сош логвиненко А. В. на тему: «Системные эффекты использования современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Выступление на педагогическом совете учителя физической культуры моу верхнетойденская сош логвиненко А. В. на тему: «Системные эффекты...

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconПоложение о библиотеке
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...

Использование методики ктд в воспитательном процессе iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы