Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г icon

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г




Скачать 342.15 Kb.
НазваниеУчебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г
Дата конвертации09.04.2013
Размер342.15 Kb.
ТипУчебник

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, 2 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г./, авторской программой В. С. Кузина, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./.

Учебный предмет изучается во 2 классе, рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).

УМК учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  1. Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2010 г.;

  2. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.


^ Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
^ Компетенции, формируемые на уроках изобразительного искусства:

  • ценностно-смысловые: формирование системы знаний и представлений об окружающей действительности через практическую деятельность учащихся;

  • общекультурные: установление связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, общекультурная направленность курса;

  • учебно-познавательные: учебные задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности, самостоятельной разработки образа предметов, поиска и воплощения художественного образа, отвечающего поставленным условиям;

  • информационные: учащиеся учатся работать с различными источниками информации;

  • коммуникативные: формирование различных видов речевой деятельности;

  • социально-трудовые: знакомство с различными профессиями, выполнение различных ролей.



В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возраст­ные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творче­ской деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действитель­ности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущно­сти изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразитель­ном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эсте­тического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, ис­тория, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувство­вать практическую направленность уроков изобразительного ис­кусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчест­ве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное раз­витие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценоч­ного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выби­рать разнообразные художественные материалы: карандаш, ак­варель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки полу­чаются на цветной и тонированной бумаге.

^ Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действитель­ности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью. Предметы для рисования с натуры во II классе ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов. В I классе дети научились определять и называть цвета, в кото­рые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника.

^ Рисование на темы — это создание композиции на темы окру­жающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произ­ведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенство­вать умения применять эффекты светотени, передавать про­странственное расположение предметов, выделять композицион­ный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

^ Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполне­ние упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетиче­ского, трудового и патриотического воспитания. Простые и кра­сивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

В общей системе обучения изобразительному искусству важ­ное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Аппликация — это составление изображения на основе скле­ивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

^ Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

^ Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

^ Результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

^ Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

^ Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

^ Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

^ Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

^ Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Форма организации занятий – урок, преимущественно комбинированного типа, с использованием ИКТ

Формы и средства контроля: оценка по пятибалльной системе творческих работ обучающихся, проведение устного опроса на знание основных понятий.

Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы контроля и самоконтроля.



^ Здоровьесберегающий компонент.

На уроках изобразительного искусства используются: физминутки, гимнастика для глаз, беседы по ТБ:- «Организация рабочего места»; - «Техника безопасности при работе с красками»; - «Техника безопасности при работе с клеем»; - «Техника безопасности при работе с пластилином».


Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов;

  • рисование на темы - 8 часов;

  • декоративная работа– 11 часов;

  • лепка – 3 часа;

  • беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.


Характеристика деятельности учащихся

В течение учебного года учащиеся должны получить началь­ные сведения:

- о деятельности художника (что может изобразить худож­ник— предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Го-родец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

- об основных цветах солнечного спектра в пределах набо­ров акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеле­ный, голубой, синий, фиолетовый), о главных красках (красная, желтая, синяя);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми крас­ками, об элементарных правилах смешения главных красок для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания жел­той и красной красок, зеленый — от смешивания желтой и си­ней, фиолетовый — от смешивания красной и синей).

^ К. концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предме­тах декоративно-прикладного искусства (что больше всего по­нравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

— верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать каранда­шом — без напряжения проводить линии в нужных направлени­ях, не вращая при этом лист бумаги;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуаше-вые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в преде­лах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

- определять величину и расположение изображения в за­висимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысло­вую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше; изображать предметы, располо­женные на первом плане, крупнее равных по размерам, но уда­ленных предметов;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоратив­но-обобщенных форм растительного мира, а также из геометри­ческих форм;

- лепить простейшие объекты действительности (листья де­ревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти.


^ Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

1

Мы рисуем осень

8

2

Мы рисуем сказку.

8

3

Мои друзья.

10

4

«С чего начинается Родина…»

8




Итого

34



Содержание тем учебного курса.

1 раздел. Мы рисуем осень

ЗУНы: 1.Знать:Тёплые и холодные цвета в живописи.

  • Правила работы с акварельными красками.

  • Понятие «орнамент».

  • Известные центры народных худож-х промыслов России.

  • Правила работы с пластилином.

  • Понятие «натюрморт».

  • Понятие «пейзаж».

  • Правила рисования с натуры.

  • Элементы растительного узора, украшающую русскую матрёшку.

  • Понятие «перспектива».

  • Понятие «ось симметрии».

  • Элементы узоров Жостово, Полхов-Майдана и др..

  1. Уметь:Различать основные и составные, холодные и тёплые цвета в живописи.

  • Выполнять рисунок с натуры.

  • Работать кистью и акварельными красками.

  • Выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента.

  • Последовательно проводить работу над рисунком по представлению.

  • Использовать линию симметрии в построении рисунка.

  • Лепить овощи и фрукты

  • Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

  • Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования.

  • Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок.

  • Передавать в темат-х рисунках пространственные отношения.

  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

2 раздел. «Мы рисуем сказки»

ЗУНы: 1.Знать:Известные центры народных худож-х промыслов России.

  • Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада.

  • Правила рисования с натуры.

  • Понятие «орнамент».

  • Понятие «анималистика»

  • Понятие «иллюстрация»

  • Творчество художников- сказочников: Билибина, Васнецова.

2. Уметь:Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования.

  • Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок.

  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

  • Рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорции и цветовой окраски.

  • Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

  • Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

  • Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет.

  • Выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет.

  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

  • Уметь выполнять силуэты животных.

3 раздел. «Мои друзья»

ЗУНы: 1.Знать:Знать о линии и пятне как худож-выразительных средствах живописи.

  • Основные жанры и виды произведений ИЗО.

  • Понятие «пейзаж».

  • Технику работы с пластилином, правила лепки.

  • Понятие «батальный» жанр

  • Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада.

  • Известные центры народных худож-х промыслов России.

  • Понятие «сюжетная композиция»

  • Особенности дымковской игрушки

  • Творчество художников-анималистов: Ватагина, Серова.

2. Уметь:Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

  • Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

  • Выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

  • Выполнять рисование по памяти и представлению.

  • Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

  • Выполнять коллективную творческую работу.

  • Лепить фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.

  • Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

  • Уметь выполнять силуэты животных

  • Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования.

  • Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

  • Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет.

4 раздел. «С чего начинается Родина?»

ЗУНы: 1.Знать:Правила рисования с натуры Понятие «перспектива».

  • Основные жанры и виды произведений ИЗО.

  • Понятие «пейзаж».

  • Понятие «смешанная техника».

  • Творчество выдающихся российских художников 19 века: Репина, Шишкина, Левитана, Сурикова…

  • Главные художественные музеи России.

  • Правила работы с акврелью.

  • Тёплые и холодные цвета.

2. Уметь:Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

  • Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

  • Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

  • Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет.

  • Высказывать простейшие высказывания о картинах и предметах Д-ПИ.

  • Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять.

  • Рисовать праздничный салют, используя различную технику.

  • Последовательно проводить работу над рисунком.

Содержание программы

^ РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ) (16 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению неслож­ных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполне­ние в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с пере­дачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непо­средственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное распо­ложение и цвета изображаемых предметов. Развитие способно­сти чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

^ Примерные задания:

1) рисование с натуры, а также по памяти и по представле­нию (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);

г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т. п.);

  1. выполнение графических и живописных упражнений.



^ РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Ознакомление с особенностями рисования тематической ком­позиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объ­ектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым яв­лениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, вооб­ражения, фантазии.

^ Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем люби­мую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование произведений литературы: русских на­родных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; сти­хотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и яго­ды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» по М. Ильину и Е. Сегал.

^ ДЕКОРАТИВНАЯ РАБОТА (11 ч)

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного ис­кусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознаком­ление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

^ Примерные задания:

а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике или украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

и) выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоратив­но переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.

АППЛИКАЦИЯ

Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение.

^ Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геомет­рических и растительных форм, составление из них декоратив­ных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бу­маги;

б) составление сюжетных аппликаций на темы: «Празднич­ный салют», «Моя любимая игрушка».

^ ЛЕПКА (3ч)

Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

^ Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с на­туры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

в) лепка тематических композиций на темы: «Бегущий спортсмен», «Летчик в комбинезоне»;

г) лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.

^ БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И КРАСОТЕ ВОКРУГ НАС (4ч)

Основные темы бесед:

— прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников);

— родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Николая Ромади­на, звуки дождя в живописи);

— городские и сельские пейзажи;

— художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

— композиция в изобразительном искусстве;

— художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);

— художники-анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);

— выдающиеся художники второй половины XIX века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;

— главные художественные музеи России;

— русское народное декоративно-прикладное искусство (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, бо­городская деревянная игрушка, архангельские и тульские печат­ные пряники, русская народная вышивка).

^ Рекомендуемые для бесед произведения искусства

И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Мо­сковская снедь. Хлебы.

К- П ет р о в-В о д к и н. Натюрморт с черемухой.

Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя лу­на; Розовый вечер.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд).

А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюр­морт. Полевые цветы; Полевой букет.

И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Бе­резовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март.

Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождем.

А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов.

A. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка. И. Крамской. Автопортрет.

B. Васнецов. Автопортрет; Аленушка; Иван-царевич на Сером волке; Ковер-самолет; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.

И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам.

В. В а т а г и н. Рисунки и скульптуры животных.

М. Куку нов. Рисунки животных.

В. Серов. Рисунки животных и иллюстрации.

Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации).

И. Репин. Автопортрет; Портрет Л. Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки.

В. Суриков. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка.

К. Маковский. Дети, бегущие от грозы.

Ци Б а й ш и. Пион.

Л. Дюрер. Кролик (рисунок).

Л. и С. Ткачевы. Детвора.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  •   как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  •  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  •   общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

  • Критерии оценивания знаний и умений

  • Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

  • Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

  • Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

  • Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены



Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс

Программа: Изобразительное искусство В.С.Кузин - М.: Просвещение, 2011 г.

Всего: 34 часа (1 час в неделю)

№ урока

Название темы

Вид занятий

Кол-во часов

Дата план



т

1

^ Мы рисуем осень




8







1.1

Рисование с натуры простых по форме листьев. «Красота осенних листьев»

Рисование с натуры

1







1.2

Лепка по памяти овощей и фруктов

Лепка

1







1.3

«Дары осени» Рисование с натуры фруктов и овощей

Рисование с натуры

1







1.4

Родная природа в творчестве русских художников

Беседа

1







1.5

Рисование на тему «Мы рисуем осень»

Рисование по памяти и впечатлению

1







1.6

Рисование узоров с образцов декоративно- прикладного искусства «Осенний узор» (карандаш)

Декоративная работа

1







1.7

Рисование узоров с образцов декоративно- прикладного искусства «Осенний узор» (гуашь)

Декоративная работа

1







1.8

Рисование на тему

«Богатый урожай»

Рисование по памяти и представлению

1







2

^ Мы рисуем сказку.




8







2.1

Декоративная работа «Мы

рисуем сказочную птицу»

Рисование стилизованных и декоративных форм

1







2.2

Рисование с натуры или по памяти птиц

Рисование с натуры или по памяти

1







2.3

«Мы готовимся к рисованию сказки» Рисование с натуры или по памяти гуся

Рисование с натуры или по памяти

1







2.4

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси- лебеди» (карандаш) Художники-сказочники

Рисование иллюстрации к сказке

1







2.5

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси- лебеди» (акварель)

Рисование иллюстрации к сказке

1







2.6

Лепка птиц и животных с натуры, по памяти или представлению.

Лепка

1







2.7

Декоративное рисование элементов городецкой росписи

Декоративная работа

1







2.8

Рисование с натуры елочных игрушек

Рисование с натуры

1







3

^ Мои друзья




10







3.1

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш)

Рисование на тему

1







3.2

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (гуашь)

Рисование на тему

1







3.3

Рисование с натуры игрушечных животных. «Друзья детства»

Рисование с натуры

2







3.4

«Мои любимые игрушечные животные». Рисование орнаментальной полосы

Декоративная работа

2







3.5

Аппликация «Моя любимая игрушка».

Аппликация










3.6

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

Рисование композиций на выбранный сюжет о служебных собаках

2







3.7

Гжель. «Волшебная тарелка»

Декоративная работа










3.8

Мы любим спорт. Лепка фигуры человека в движении

Лепка










3.9

Декоративная работа «Мы любим родную природу»

Декоративная работа

1







3.10

Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш, акварель)

Рисование по памяти и представлению

1







4

^ С чего начинается Родина




8







4.1

«С чего начинается Родина».

Рисование на тему (карандаш, акварель)

Рисование по памяти и впечатлению на заданную тему

1







4.2

Выполнение коллективной работы –фриза «Здравствуй, весна!»

Рисование на тему










4.3

Рисование с натуры воздушного шарика

Рисование с натуры

1







4.4

«Цветы нашей Родины» Рисование с натуры простых по форме цветов

Рисование с натуры










4.5

Составление сюжетной аппликации «Праздничный салют».

Аппликация










4.6

Рисование с натуры натюрморта «Школа»

Рисование с натуры










4.7

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины ХIХ века”.

Беседа

1







4.8

Декоративная работа «Наши любимые узоры.В гостях у народных мастеров» Рисование узоров из декоративно переработанных форм растительного мира

Декоративная работа

1









Материально-техническое обеспечение

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  2. Репродукции картин разных художников.

  3. Муляжи для рисования (2 набора)

  4. Серии фотографий и иллюстраций природы.

  5. Фотографии и иллюстрации животных.

  6. Тела геометрические (1 набор)

  7. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  8. Таблицы последовательного рисования по темам и классам

  9. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

    1. Коллекция для видео «Чудеса Света»

    2. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»


Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

2.В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.

3.О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. -Волгоград: Учитель, 2008г.

4.Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство – 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.


для учащихся:

  1. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.

  2. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

  3. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

  4. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

  5. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

  6. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

  7. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.



интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:www.Nachalka.com.

  3. http:www.viku.rdf.ru.

  4. http:www.rusedu.ru.

  5. http://school-collection.edu.ru/

  6. www.center.fio.ru

  7. http://www.maro.newmail.ru

  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

  9. http://www.int-edu.ni

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconИнформация о программах и списках учебников
Неменская Л. А. «Изобразительное искусство». Учебник для 1 класса. М: «Просвещение», 2011

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconУчебники для 3 класса Жунусова Е. Познание мира. Алматы: Атамура, 2010 Ибрагимов У. Ш. Изобразительное искусство. Алматы: Атамура,2010 Кайырбекова А. Казахский язык. Алматы: Атамура,2010

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconУчебник для 6 класса. М., «Мнемозина», 2007. Программа: Математика 5-11 классы. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М., «Дрофа», 2002
Учебник: Виленкин Н. Я. и др. Математика. Учебник для 6 класса. М., «Мнемозина», 2007

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconРабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы, авторы Кузин В.
Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconПрограмма по курсу «Изобразительное искусство» Пояснительная записка
Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию...

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconИзобразительное искусство в 3 классе 1 час в неделю Авторы программы
Рабочая программа по изобразительному искусству ( 3класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного...

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconРабочая программа по факультативному курсу для 8 класса
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: «Дрофа», 2010 г iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы