Скачать 342.15 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, 2 класс, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г./, авторской программой В. С. Кузина, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», / М.: Дрофа, 2011./. Учебный предмет изучается во 2 классе, рассчитан на 34 часов (1 час в неделю). УМК учебного предмета «Изобразительное искусство»:
^ приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. ^
В основу программы положены: — тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности; — единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; — яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности; — система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания; — система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью; — соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; — направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. ^ (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью. Предметы для рисования с натуры во II классе ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов. В I классе дети научились определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во II классе знакомятся с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств, средств передачи мысли, чувств художника. ^ — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. От учащихся требуется самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы и передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему. Важно также совершенствовать умения применять эффекты светотени, передавать пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. ^ осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре. В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п. ^ основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. ^ В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 часов (1 час в неделю). ^ При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. ^ На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат). К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. ^ Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. ^ а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. ^ Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). ^ • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. ^ • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. ^ • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Форма организации занятий – урок, преимущественно комбинированного типа, с использованием ИКТ Формы и средства контроля: оценка по пятибалльной системе творческих работ обучающихся, проведение устного опроса на знание основных понятий. Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:
^ На уроках изобразительного искусства используются: физминутки, гимнастика для глаз, беседы по ТБ:- «Организация рабочего места»; - «Техника безопасности при работе с красками»; - «Техника безопасности при работе с клеем»; - «Техника безопасности при работе с пластилином». Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
Характеристика деятельности учащихся В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения: - о деятельности художника (что может изобразить художник— предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре; - о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Го-родец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке; - об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), о главных красках (красная, желтая, синяя); - об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешения главных красок для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — от смешивания желтой и синей, фиолетовый — от смешивания красной и синей). ^ - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник); — верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; - правильно разводить и смешивать акварельные и гуаше-вые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме; - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения; - передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше; изображать предметы, расположенные на первом плане, крупнее равных по размерам, но удаленных предметов; - выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм; - лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению; - составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти. ^
Содержание тем учебного курса. 1 раздел. Мы рисуем осень ЗУНы: 1.Знать:Тёплые и холодные цвета в живописи.
2 раздел. «Мы рисуем сказки» ЗУНы: 1.Знать:Известные центры народных худож-х промыслов России.
2. Уметь:Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования.
3 раздел. «Мои друзья» ЗУНы: 1.Знать:Знать о линии и пятне как худож-выразительных средствах живописи.
2. Уметь:Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
4 раздел. «С чего начинается Родина?» ЗУНы: 1.Знать:Правила рисования с натуры Понятие «перспектива».
2. Уметь:Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
Содержание программы ^ (16 ч) Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. ^ 1) рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски): а) бабочек; б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т. д.); в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша); г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды); д) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т. п.);
^ Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. ^ а) рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»; б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» по М. Ильину и Е. Сегал. ^ (11 ч) Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи. ^ а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике или украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка; и) выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы; г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным; д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда. АППЛИКАЦИЯ Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трех главных цветов и их смешение. ^ а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; б) составление сюжетных аппликаций на темы: «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка». ^ Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций. ^ а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению; б) лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению; в) лепка тематических композиций на темы: «Бегущий спортсмен», «Летчик в комбинезоне»; г) лепка по мотивам народных игрушек несложной формы. ^ Основные темы бесед: — прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников); — родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи); — городские и сельские пейзажи; — художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты; — композиция в изобразительном искусстве; — художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин); — художники-анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.); — выдающиеся художники второй половины XIX века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан; — главные художественные музеи России; — русское народное декоративно-прикладное искусство (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка). ^ И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы. К- П ет р о в-В о д к и н. Натюрморт с черемухой. Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый вечер. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд). А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет. И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март. Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождем. А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов. A. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка. И. Крамской. Автопортрет. B. Васнецов. Автопортрет; Аленушка; Иван-царевич на Сером волке; Ковер-самолет; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства. И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам. Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам. В. В а т а г и н. Рисунки и скульптуры животных. М. Куку нов. Рисунки животных. В. Серов. Рисунки животных и иллюстрации. Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации). И. Репин. Автопортрет; Портрет Л. Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки. В. Суриков. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка. К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. Ци Б а й ш и. Пион. Л. Дюрер. Кролик (рисунок). Л. и С. Ткачевы. Детвора. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся Этапы оценивания детского рисунка:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс Программа: Изобразительное искусство В.С.Кузин - М.: Просвещение, 2011 г. Всего: 34 часа (1 час в неделю)
Материально-техническое обеспечение ^
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Учебно-методическое обеспечение для учителя: 1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2.В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г. 3.О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. -Волгоград: Учитель, 2008г. 4.Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство – 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011. для учащихся:
интернет-ресурсы:
|
![]() | Неменская Л. А. «Изобразительное искусство». Учебник для 1 класса. М: «Просвещение», 2011 | ![]() | |
![]() | Учебник: Виленкин Н. Я. и др. Математика. Учебник для 6 класса. М., «Мнемозина», 2007 | ![]() | Заместитель директора школы по увр моу сош №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин |
![]() | Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию... | ![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству ( 3класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного... |
![]() | «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |
![]() | «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... |