Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка icon

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка




Скачать 152.86 Kb.
НазваниеПрограмма по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка
Дата конвертации06.04.2013
Размер152.86 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая программа

по биологическому краеведению 7 класс

пояснительная записка


Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

«Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.

Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.

Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

Практических работ – 8, экскурсий – 6. Контрольных работ – 1.

Уроки с использованием ИКТ: 3 – 6; 9 – 11; 13 – 15; 19; 26; 27; 29


^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7. Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружа-ющей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Биологическое краеведение».


Учащиеся должны знать/понимать


– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.


Учащиеся должны уметь


– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.


Литература.


1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.
3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Бондаренко Г.В. Фауна Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин - та, 1997.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.
6. Строев К.Ф. Краеведение. М. «Просвещение» 1974,. 142с.
7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.


MULTIMEDIA-поддержка курса «Биологическое краеведение»

«Биологическое краеведение» (электронное издание). Составили: Дмитриева Наталья Владимировна, методист по биологии кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО, Сосновская Регина Леонидовна, учитель биологии высшей категории Физико - технического лицея №1г. Саратова . Техническая поддержка Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры инф-орматики СарИПКиПРО (2009 год).

 




^ Тематическое планирование по Биологическому краеведению 7 класс (35 час.)



Дата

Коррек-

ция

уро-ка

Тема урока

Тип урока

Экскурсии и практические работы

ИКТ

Домашнее

задание

Введение в биологическое краеведение (2 час.)







1

^ Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

Урок -лекция с элементами беседы







С.3-6







2

^ Природные условия. Биоразнообразие Саратовской области. Эк. №1.

Урок изучения нового материала.

Экскурсия №1 «Природа род-ного края и методы ее иссле-дования».




Оформить отчёт

^ Раздел 1. Растительный мир (10 час.)


Тема 1. Флора Саратовской области (2 час.)







3

Грибы. Споровые растения.

Урок изучение нового материала.




Презентация: «Грибы».

С. 7; §1.1







4

^ Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Пр. №1.

Урок изучения и применения знаний и умений.

Практическая работа №1 Со школьными определителями растений и животных.

Презентация: «Голосеменные и покрытосеменные растения».

§1.2

Тема 2. Растительность Саратовской области (8 час.)







5

Лесная растительность. П/р. №2.

Урок изучения нового материала.

^ Практическая работа №2 «Ознакомление с методами гер-баризации растений, правилами оформления гербария».

Леса Саратовской области.

§1.3







6

^ Степная растительность. П/р. №3.

Урок изучения и закрепления знаний и умений.

Практическая работа №3

«Изучение ядовитых, лекар-ственных трав края по гербар-ным экземплярам».

Растения степи.

§1.4, с. 24-27







7

Полупустынная растительность. Эк. №2.

Урок применения знаний.


Экскурсия №2 «Изучение флоры поселка и его окрестнос-тей.




§1.4 с. 27-28







8

^ Луговая растительность. П/р. №4.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа №4

«Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период».




§1.5







9

^ Прибрежно – водная растительность. П/р. №5.

Урок изучения нового материала.

Практическая работа №5 «Характеристика растительного сообщества».

Растительность пойм.

§1.6







10

^ Растения, обитающие на меловых и песча-ных породах.

Урок изучения нового материала.




Растительный покров меловых обнажений.

§1.7







11

^ Растения засолённых почв.

Урок –практикум..

Составление рефератов об интересных растениях района.

Растения засолённых почв.

§1.7







12

Контрольная работа №1 по теме «Растительность Саратовской области».

Урок контроля знаний.







§1.1-1.7
^

Раздел 2. Животный мир. (9час.)








13

Разнообразие животных. Фауна. Зональ-ность. В лесу. П/р. №6.

Урок изучения и закрепления нового материала.

^ Практическая работа №6 Составление списков местных животных и растений.

Животный мир области.

§2.1







14

Разнообразие животных: беспозвоночные. В степи.

Комбинированный урок.





Презентация: «Беспозвоночные животные.

§2.2, 2.5







15

Разнообразие животных: позвоночные. Около водоёма.

Комбинированный урок.




Презентация: «Позвоночные животные».

§2.3







16

Птицы и млекопитающие нашего края. Водные животные. Эк. №3.

Урок экскурсия.

Экскурсия №3 Наблюдения за птицами.




§2.4







17

Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. П/р. №7.

Урок изучения и закрепления нового материала.

^ Практическая работа №7 Зарисовка животных.













18

Сельскохозяйственные животные. Эк. №4.

Урок экскурсия.

Экскурсия №4 «Экскурсия на зооферму».




§2.7







19

Вредители сельского хозяйства.

Комбинированный урок.




Вредители сель-ского хозяйства.

§2.8







20

Животные города.

Урок- практикум.

Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.




§2.9







21

Животный мир.

Урок проверки знаний и умений.







§2.1­-2.9

Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края.







22

Основные понятия о геохронологии.

Урок-повторение.







§3.1







23

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Урок изучения новых знаний.







§3.2







24

Ископаемые позвоночные.

Урок актуализации знаний и умений.







§3.3







25

Ранняя история Земли. Палеозойская эра. П/р. №8.

Урок- практикум.

Практическая работа.№8. «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».




§3.4







26

Мезозойская эра.

Комбинированный урок.




Презентация: «Мезозойская эра».

§3.5







27

Кайнозойская эра.

Комбинированный урок.




Презентация: «Кайнозойская эра».

§3.6







28

Живое прошлое Саратовской области.

Урок обобщения. Проверка знаний и умений.







§3.1-3.6

Раздел 4. Охрана природы родного края.







29

«Красная книга Саратовской области».

Урок-практикум.




«Красная книга Саратовской области».










30

Охраняемые территории Саратовской области. Эк. №5.

Урок-экскурсия.

Экскурсия№5 «Весенние явления в природе»




Оформить отчёт







31

Особо охраняемые природные террито-рии.

Комбинированный урок







§4.2, с. 86-89







32

Памятники природы.

Комбинированный урок.







§4.2, с. 89-91







33

Глобальное влияние человека на природу Саратовской области. Эк. №6.

Урок закрепления знаний и умений.

Экскурсия№6. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.




Оформить отчёт
^

Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба» (1 час.)








34

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.

Урок актуализации знаний и умений.

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.




Подготовить проекты.







35

Растительный и животный мир Саратов-ской области.

Урок повторения.







Раздел 1 и 2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по физике в 10 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Лебедева В. Н. Пояснительная записка
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа»

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма по информатике 4 класс Пояснительная записка
Икт, соответствующим стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа построена с учетом принципов системности,...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconДокументи
1. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/1. Титульный лист.doc
2....

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма По курсу «Изобразительное искусство» 3- 4 класс Пояснительная записка
На основании примерных программ Минобнауки рф,,содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма по физике 11м класс по учебнику Мякишев Г. Я., Буховцев «Физика-11» 2010год пояснительная записка
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма курса «технология» 4 класс Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа по православной культуре 5 класс Учитель: Гузеева. Т. В. 2012 год пояснительная записка
Используемые программы: Авторская программа по православной культуре для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев под...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconОбразовательная программа по информатике и икт 11 класс август 2011 г. Пояснительная записка
Шабалинское муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новотроицкое Шабалинского...

Программа по биологическому краеведению 7 класс пояснительная записка iconПрограмма по математике 7 класс Структура программы
Программа по математике состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика курса, место предмета в учебном...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы