2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 icon

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7




Скачать 282.54 Kb.
Название2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7
Дата конвертации07.04.2013
Размер282.54 Kb.
ТипРеферат

Содержание


Введение 3

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 4

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7

3. Примеры изучения народных промыслов на занятиях по предмету «технология» 12

Заключение 24

Список использованной литературы 26



Введение



В учебный процесс начальной школы должно быть включено изучение богатства народной, в том числе и региональной, культуры. При ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством, народным промыслами, отражающими опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является изучение народных традиций. Именно эти виды искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче. Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям1. Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель работы – выявить значение и особенности изучения народных промыслов учащимися начальной школы на уроках трудового обучения.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- выявить сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии;

- изучить методы разработки учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии;

- рассмотреть примеры изучения народных промыслов на занятиях по предмету «технология».
^

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии



Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Начало XXI века обозначило рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных промыслов. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа2.

Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

Какие же конкретные факторы влияют на создание традиций искусства народного промысла и какова их роль в развитии и сегодняшнем состоянии местного искусства?

Называя тот или иной промысел, мы говорим: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, то есть называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь. Эта взаимосвязь нередко недооценивается и даже игнорируется. Между тем взаимозависимость местности и искусства играла и продолжает играть решающую роль не только в момент возникновения промысла, когда началась художественная обработка природного местного материала - глины, кости, дерева, но и на протяжении всей истории промысла, когда местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения постоянно в той или иной форме и степени воздействовали на его жизнь, формирование стиля и традиций.

Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Что подразумевают под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.).

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.)3.
^

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии



Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире4.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества5.

Методы, помогающие решить данную проблему.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918 году включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи - изобретения.

7.Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль, что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на постоянной работе автора по сбору патентной информации и её анализу, о чём автор неоднократно упоминает в свою публикациях. Мы считаем необходимым процитировать некоторые его высказывания. «...Имея картотеку на 500-600 примеров, можно приступать к решению задач с твёрдой уверенностью в том, что вы быстро найдёте правильный ответ... Заменяйте примеры аналогичными, но более чёткими. Источники примеров – патентные материалы, техническая литература, журналы (специальные и научно-популярные), газеты, производственный опыт и т.д.6.

Исключительно важную роль в предварительной подготовке изобретателя играет изучение патентной литературы.

Чтение патентной литературы повышает творческое мастерство изобретателя».

Мы согласны с этими тезисно - высказанными в 1969 г. Г.С. Альтшуллером мыслями о важности сбора научно-технической и патентной информации в процессе технического творчества, о том, что деятельность изобретателя по сбору информации повышает его творческое мастерство. Но вместе с тем, нельзя согласиться с подходом Г.С. Альтшуллера к сбору информации всего лишь как к важному средству предварительной подготовки изобретателя.

В работах В.П. Пархоменко, В.А. Пяткова, А.В. Чуса различные формы сбора информации также вводятся в структуру технического творчества на различных его этапах, но опять же в качестве вспомогательных, технических, нетворческих структурных единиц.

Структуры процесса технического творчества, положенные в основу разработанных в последнее время методов синтеза новых технических решений с использованием ЭВМ (А.И. Половинкин, М.Ф. Зарипов, И.Ю. Петрова и др.), включают в себя в явном или неявном виде от 8 до 17 этапов (подэтапов) сбора информации. Но авторы этих схем не рассматривали вопросы творческого характера подэтапов сбора информации, их влияния на творческий процесс в целом7.

Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли и месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.
^

3. Примеры изучения народных промыслов на занятиях по предмету «технология»



Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование этнопедагогики в своей практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего, патриотизма.

Занятие проводится в форме лекции – преподаватель излагает ученикам материал, акцентируя внимание на ключевых моментах темы8.

Учитель начинает лекцию следующими словами: Мы с вами живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров. Начинаем наше путешествие по интереснейшим местам нашей Родины.

Художественные изделия из бересты

Белая берёза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. Было у берёзы среди многих дел одно очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоду, сметану и масло. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, вазы, стаканчики и даже лапти. Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. И сегодня интерес к древнему народному промыслу не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подарившим нам эту красоту.

Богородская резная игрушка

Когда-то по воскресным дням у неприступных стен Троице-Сергиева монастыря шумел на площади весёлый торг. Много разного товара продавалось там, но самым лучшим и желанным товаром были игрушки! По преданию, сам основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и одаривал ими ребятишек. Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородского. Вырезают игрушки из липы, ольхи, осины. Инструмент у мастера нехитрый – топорик, пила да набор стамесок. А вот ножик особый – очень острый, с треугольным скосом. Его так и называют – «богородский нож». Работа идёт быстро и споро. Уверенными движениями мастер режет заготовку – и рождается чудесная игрушка. Чаще всего она не раскрашена, мы видим естественный, тёплый цвет дерева. Есть игрушки, которые двигаются, словно живые!

Резьба по дереву

Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. Сюда часто приезжали и работали известные писатели и художники. Сестра знаменитого художника Василия Поленова организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сёл изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша – братины. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века.

Городецкая роспись

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью. А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней – разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы, шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись – весёлая, праздничная. Цвета – чёрный, красный, синий, зелёный, коричневый, белый – на любой вкус!

Русская матрёшка

В конце XlX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими, весёлыми красками распишет художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй.

Золотая Хохлома

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. А сделать настоящую хохлому совсем непросто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит её и покрывает тонким слоем глины. А потом ещё её надо льняным маслом пропитать. А золот для «золотой хохломы» и не требуется! Этот секрет знали ещё иконописцы Древней руси. Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное – золотой мерцающий фон.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Лаковая живопись

В давние времена в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки. Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И ожили традиции старинных мастеров-иконописцев.

Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

Гжельская керамика

Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия – море красоты!

Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский учёный М.В.ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете… для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская… нигде не видел я белизною превосходнее».

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины – кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, чудесные узоры. Кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи.

Мастера и художники Гжели не забывают старинные традиции промысла, и, значит, сказочные, синие цветы будут цвести по-прежнему.

Дымковская игрушка

Когда-то давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу реки со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки. Ах, какие красавицы в длинных, колоколом, юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, чёрные брови дугой. Модницы хвастают друг перед другом платьями, шляпками, зонтиками. Кто-то несёт коромысло с полными вёдрами, кто-то ребёночка баюкает. Есть и весёлые музыканты, и танцоры, и кавалеры-щёголи. А всадники не только на конях: кто-то уселся верхом на хрюшку и скачет, вызывая смех окружающих.

Жостовские подносы

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы – белые, чайные, алые – раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, васильков, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А ещё можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев…

Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Поднос при любимом русском занятии чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками, баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.

Жостовские подносы нравятся всем!

Ростовская финифть

Ростов Великий славится умелыми зодчими да звонарями, но не только ими. Особо знаменитой стала ростовская финифть. Финифтью в России называют роспись специальными красками по металлу, покрытому эмалью. Это искусство очень древнее, его хорошо знали наши предки. Прошли века, но всё так же ярки и свежи красочные рисунки на эмали. Время не властно над финифтью.

Рождение художественного промысла на Ростовской земле связывают с XVIII веком. Мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти на одеждах священников, на церковной утвари, на обложках-окладах тяжлых рукописных книг. Финифть часто соседствует с золотом, самоцветными камнями, искусным шитьём, ажурными узорами скани. Скань, или филигрань, - это кружево из тоненьких гладких или витых проволочек, иногда золотых и серебряных.

Позже ростовские мастера стали изображать на рисунках не только святых и сюжеты из Священного Писания. На изящных женских украшениях расцвели нежные цветочные гирлянды, букеты. На эмалевых миниатюрах можно увидеть копии полотен известных художников, портреты знаменитых людей, картины на исторические и фольклорные сюжеты. Финифть, словно драгоценность, украшает ларцы, шкатулки, ювелирные изделия, сувениры, декоративные панно.

Красочные, мягко мерцающие картина и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.

Касли́нское чугунное литьё

В 1900 году в Париже проходила Всемирная выставка. Много удивительного можно было увидеть на ней. Выстраивались огромные очереди в знаменитый «чугунный павильон». Это была работа литейщиков и художников из уральского городка Касли́. Павильон представлял собой удивительную комнату-шатёр с ажурными, узорными стенами и потолком из чугуна. И всё в этой комнате тоже было сделано из чугуна! И картины-медальоны на стенах, и изящная мебель, и вазы, и даже посуда! Особенно торжественно чугунные узоры смотрелись на фоне тёмно-красного бархата, которым были затянуты стены. Французские газеты и журналы писали о работе касли́нских мастеров как о невиданном чуде.

А начиналось всё на южном Урале, где в 1747 году в городе Касли́ купец Коробков построил чугунолитейный завод. Сначала на нём делали обычные вещи – котлы, кувшины, решётки, ограды, детали для строительства зданий и мостов. Но высокое качество касли́нского чугуна вскоре получило широкую известность. Узорные ограды и ажурные решётки для садов, набережных, мостов везли в Петербург и другие города России. Можно вспомнить строки А.С.Пушкина, посвящённые городу на Неве: «Твоих оград узор чугунный…»

Когда мы слышим слово «чугун», то представляем себе что-то тяжёлое, грубое, простое. Вроде чёрной чугунной сковороды. Но какими изящными могут быть чугунные скульптуры! Касли́нские мастера всегда славились изящностью работы, филигранной, почти ювелирной отделкой своих творений.

Мягкими складками струится одежда всадника, у скачущего коня под гладкой, лоснящейся кожей перекатываются упругие мышцы, кровь пульсирует в жилах. Кажется, мы слышим стук его сердца. Чугун словно оживает!

В это трудно поверить, но касли́нские умельцы делали из чугуна даже украшения – кулоны, перстни, серьги, браслеты, броши, пряжки, тоненькие цепочки, ажурные ларцы и шкатулки. Даже не верится, что всё это сделано из тяжёлого металла.

Камнерезное искусство

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

В них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра.

Природные особенности камня умело использовали мастера-малахитчики, выполняя свои творения методом мозаики, когда совпадающие по рисунку кусочки малахита разрезались на тонкие пластинки и наклеивались на основу. В готовом изделии создавалось впечатление сплошного узорчатого камня.

О том, как добывали и обрабатывали самоцветные и поделочные камни, написал свои уральские сказы «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов. Нам хорошо известна история Данилы-мастера, который стремился создать каменный цветок.

Платки из Павловского Посада

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

Когда-то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. Появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.

Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.

Всем павловские платки и шали к лицу! Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнётся… Красавица!

Вологодское кружево

Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер – и нет её...

А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали её не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.

Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка. Но известно, что еще в XVII веке плели кружевные узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на сёдлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.

Славилась кружевами и старинная Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шёлк» – лён. А льняные нити – превосходный материал для плетения кружев.

Ажурные вологодские кружева – это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть те же рисунки, что и на старинных вышивках, – сказочные птицы-павы, и Древо жизни, солнце и звезды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы...

В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.

Словно какая-то загадка заключена в замысловатых узорах9.

Относительно подвижен и традиционный характер создаваемых на промысле предметов. Сохранение, как правило, родовой принадлежности к определенному кругу предметов сопровождается изменением их функций, роли в быту, что в свою очередь воздействует на образное существо произведений, приемы воплощения образа.

Функциональность предметов народного искусства - также явление исторического порядка, она не сводится только к их извечному утилитарному характеру.. Народ вынужден был в силу условий жизни проявлять свои творческие способности в украшении предметов, среди которых жил и трудился. Как правило, наиболее художественные предметы народного искусства, например, прялки, утварь, свадебный костюм, несли свою утилитарную функцию скорее символически, будучи используемы лишь в исключительных обстоятельствах общественных или семейных праздников и связанных с ними обрядов. Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

  2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

  3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя10.

Заключение



Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Использование этнопедагогики в своей практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего, патриотизма.

Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

- хорошее знание предмета и методики;

- творческий подход к работе, изобретательность;

- осознанное отношение к использованию различных форм урока в учебном процессе;

- учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы11.

Бытует неверный термин "использование", "применение" традиций. Традиции в народном искусстве можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но "использовать" - значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору. Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.

Системный анализ современной науки предполагает изучение явления или объекта в единстве его поведения и строения, функционирования и внутренней структуры. Именно диалектическое единство этих противоположностей раскрывает сложные взаимосвязи и взаимообусловленность внешних и внутренних факторов, которые определяют специфику строения и особенности поведения данной системы. Уровень современных знаний о народном искусстве позволяет рассматривать его как сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития. Но если общие закономерности народного искусства уже давно стали предметом научного знания, то более частные проявления их в местных системах народных промыслов и различных видах искусства еще ждут своей очереди12.
^

Список использованной литературы





  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2006. – 345 с.

  2. Арнольдов, А. М. Введение в культурологию: учеб. пособие для сред. проф. учреждений. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 290 с.

  3. Блонский, П.П. Избранные произведения/ П.П. Блонский. – М.: АСТ-Пресс, 2005. – 386 с.

  4. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 4. – С. 23-26

  5. Каргин, А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства/ А.С. Каргин. – М.: АСТ – Искусство, 2005. – 206 с.

  6. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности младшего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова. – М.: Владос, 2005. – 286 с.

  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. – 2003. - № 3. – С. 4-10

  8. Соловьев, Ю.А. Природная мастерская/ Ю.А. Соловьев // Коллекция идей. – 2008. – №4. – С. 38-41

  9. Петрушина, С.В. Изучение элементов русской народной культуры на уроках трудового обучения/ С.В. Петрушина // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 64-65

  10. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл.: авт.-сост. Т.Я. Шпикалова // Программы общеобразовательных учреждений России. – М.: Просвещение, 2007. – 163 с.

  11. Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. – 2005. – №3. – С.67-69

  12. Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у младших школьников/ Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. –2006. – № 2. – С. 28-32

1 Яковлева, Е.А. Развитие творческого потенциала у младших школьников/ Е.А. Яковлева // Вопросы психологии. –2006. – № 2

2 Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 4

3 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2006

4 Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. – 2005. – №3

5 Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. – 2003. - № 3

6 Кравцова, Е.Е. Психологические особенности младшего школьного возраста/ Е.Е. Кравцова. – М.: Владос, 2005

7 Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. – 2005. – №3

8 Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Вестник образования. – 2003. - № 3

9 Блонский, П.П. Избранные произведения/ П.П. Блонский. – М.: АСТ-Пресс, 2005

10 Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 4

11 Хотунцев, Ю.Л. Русская культура в образовательной области «Технология»/ Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. – 2005. – №3

12 Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 кл.: авт.-сост. Т.Я. Шпикалова // Программы общеобразовательных учреждений России. – М.: Просвещение, 2007


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconПлан работы методического объединения учителей технологии на 2011 2012 учебный год
«Поиск и реализация новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, направленных на актуализацию личностного потенциала...

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconРабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для 2 4 класс
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconРабочая программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для учащихся 10 классов
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconКурсовая работа по дисциплине: «Методика профессионального обучения»
Разработка методического обеспечения для проведения лабораторного практикума по предмету «Контроль качества сварных соединений»

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconОбразовательная программа начального общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного...

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconПояснительная записка Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности образовательного...

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconУчебник для 8 класса. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и икт: учебник для 9 класса
Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconЛабораторная работа №4 Тема: «Исследование сварочного генератора типа псо-500»
Разработка учебно-методического обеспечениялабораторной работы по теме: «исследование сварочного генератора»

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconПроектные работы учащихся 1 «А» моу сош №10 по теме «Алфавит»
Начальная школа готовится к поэтапному переходу на стандарты второго поколения. В моу сош №10 учителем Морозовой М. С. реализуется...

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7 iconПрактическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”
Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы