Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 icon

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5




Скачать 317.36 Kb.
НазваниеСодержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5
Дата конвертации07.04.2013
Размер317.36 Kb.
ТипРеферат

Содержание


Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5

1.1. Основные положения концепции человеческого капитала 5

1.2. Человеческий капитал и проблема распределения доходов 9

1.3. Воспроизводство человеческого капитала 12

Глава 2 Характеристика процессов формирования человеческого капитала в современных экономических системах 15

2.1. Человеческий капитал как важная составляющая международной конкурентоспособности 15

2.2. Влияние глобализации на особенности формирования человеческого капитала 16

Глава 3 Роль человеческого капитала в современной экономике 19

3.1. Методы оценки человеческого капитала 19

3.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал 21

Заключение 28

Список литературы 30



Введение



Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индуст­риальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления1.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный по­тенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.

Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание.

Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории2. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность выбранной темы.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;

- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;

- выявить роль человеческого капитала в современной экономике.
^

Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике

1.1. Основные положения концепции человеческого капитала



Рабочая сила является главным движущим фактором процесса производства, а общественное воспроизводство в широком, народнохозяйственном, аспекте есть возобновление производства товаров и воспроизводства самой рабочей силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-теоретиков.

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования налично данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала3.

Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.

В целом эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа4.

Центральная методологическая установка «чикагской школы» человеческого капитала – объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов – перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе – ради получения больших доходов в будущем.

Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности5.

К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:

1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

В целом неоклассическая теория рынка труда содержит:

1) теорию спроса на труд, которая включает в себя теорию предельной производительности и связанный с нею аппарат производственных функций;

2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. Человеческий капитал, - как определяют его большинство экономистов, - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.

Образование и здравоохранение - это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности.

Охрана здоровья делает человека способным к более интенсивному и продолжительному труду. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и охрана здоровья связаны с действительным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение представляют собой отдельные моменты в производстве рабочей силы.

Как показывают расчеты, в 1969 г. в США средний пожизненный доход (life-time income) мужчин с высшим образованием превосходил пожизненный доход мужчин со средним образованием примерно на 210 тыс. долл. В том же 1969 г. стоимость четырех лет пребывания в колледже равнялась в среднем 5,2 тыс. долл.

Следовательно, разница в пожизненных доходах примерно в 40 раз или почти на 205 тыс.долл. превышала прямые издержки обучения в высшем учебном заведении.

Если же рост образовательной подготовки связан с получением дополнительного заработка, превосходящего стоимость подготовки, а это, как видим, именно так, то можно, конечно, охарактеризовать затраты на приобретение образования как возрастающую стоимость. Но сказать, что это капитал, то есть самовозрастающая стоимость, было бы нелепо. Ценность квалификации возрастает не сама: непременным условием является здесь труд ее носителя.

Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора: «Студенты учатся, что представляет собой работу. Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью»6.

Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.

Но, отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

Что же тогда означает выдвижение понятия «человеческий капитал»? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. «Воспроизводство рабочего класса, - писал он, - включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение». Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек»7.

^

1.2. Человеческий капитал и проблема распределения доходов



Особое значение для западной политэкономии имеет распределительный аспект теории человеческого капитала. Обычно в центре внимания западных экономистов находилось так называемое функциональное распределение, т.е. распределение дохода по факторам производства - труду, земле и капиталу. В концепции человеческого капитала вводится еще один фактор - человеческий капитал. В нем основной аспект сделан на личном распределении доходов, достающихся владельцам этого четвертого фактора.

«Два классических фактора производства - капитал и труд, - пишет шведский экономист А. Линдберг, - могут быть, видимо, подразделены следующим образом: капитал - на природные ресурсы, воспроизводимые материально-вещественные активы и финансовые активы, а труд - на чистый (однородный) труд, человеческий капитал и природные способности».

Его высказывание иллюстрируется следующей схемой:

ФакторыДоходы

Капитал в традиционном смысле (физический капитал):

1) Природные ресурсы традиционная рента.

2) Воспроизводимые материально-вещественные активы прибыль на капитал.

3) Финансовые активы процент.

Человеческий капитал и труд:

1) Воспроизводимый человеческий капитал доход на человеческий капитал.

2) Природные способности рента на природные способности.

3) Чистый труд в узком смысле чистая заработная плата.

В итоге непонятно, что же должно остаться на долю «труда в узком смысле»: ведь все качественные характеристики работника являются или унаследованными «природными способностями» или приобретенными в процессе обучения и воспитания.

Приведенная выше схема послужила основой для огромного числа эконометрических исследований, перенесла анализ проблем распределения из макроэкономической сферы, где речь идет о распределении национального дохода между общественными группами, классами, в сферу микроэкономики - в сферу личного распределения доходов. Основная проблема: какова связь между качеством труда и его оплатой и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?

Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.

Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной8.

В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей для них причины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма предпочтения времени» (т.е. степень его предпочтения настоящих благ будущим), тем активнее он уже сегодня заботится о своем завтрашнем и послезавтрашнем дне.

На практике это может выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья».

Как образование, так и деятельность, связанная с поддержанием здоровья, предполагает несение текущих издержек ради будущих выгод, и представляется вполне очевидным, что индивидуумы отличаются друг от друга по степени своей готовности совершать такие дальновидные инвестиции9.

^

1.3. Воспроизводство человеческого капитала



Некоторые тенденции и взаимосвязи в общественно-экономическом и историческом процессах носят фундаментальный характер, поэтому их необходимо учитывать при разработке стратегии развития страны на перспективу.

Хорошо известно, что под влиянием прогресса в области техники и технологии роль человека в воспроизводственном процессе постоянно изменяется. Творения великих итальянских скрипичных мастеров напоминают о временах, когда качество продукции целиком определялось носителями профессиональных навыков и секретов. Потом наступил этап, когда работник рассматривался как некий придаток машины. Сейчас маятник решительно качнулся в сторону увеличения значимости человека в производстве.

Круг областей, где профессиональные (в том числе и социально-коммуникативные) навыки, умения, способности осваивать ноу-хау играют решающую роль, постоянно расширяется. Он охватывает как раз те сферы деятельности, которые характерны для перехода экономики в постиндустриальную фазу. Успех фирм, занимающихся, например, разработкой программного обеспечения или применяющих новейшие биотехнологии, в огромной степени определяется квалификацией их работников. Бессмысленно ставить к сложному, иногда уникальному оборудованию или приборам работников, не обладающих должной квалификацией или недобросовестно относящихся к труду. Успех лечения и эффективность образования напрямую зависят от профессиональных и человеческих качеств врача и преподавателя.

Очевидно, что уже в ближайшие годы Россия не сможет решать экономические проблемы за счет простого наращивания численности занятых в народном хозяйстве. Все большее значение будут приобретать качественные характеристики человеческого капитала - уровень квалификации, способность к получению знаний на протяжении всей трудовой жизни и т.д.

Сдвиги в структуре спроса на рабочую силу относятся к числу базовых закономерностей ближайшего десятилетия. В тех секторах экономики, где рост происходит на новой технологической основе, численность работников, может и не увеличиться. Однако требования к их профессионально-квалификационному составу существенно изменятся: потребуются кадры, обладающие новыми профессиями или существенно более высокой квалификацией в рамках имеющихся профессий.

Там, где рост происходит на старой технологической основе, спрос на рабочую силу значительно увеличивается. Появляются вакансии по уже существующим профессиям и специальностям. Речь идет не просто о повторении пройденного, а скорее о старых технологиях в новой "обертке". Предприятия, даже если производят продукцию на базе старых технологий, действуют в новой рыночной среде, а значит, нуждаются в таких работниках, которые обслуживают сферу обращения производимых товаров, т.е. имеют маркетологов, специалистов по рекламе и т.д. В условиях обострения конкуренции с зарубежными, а теперь и с отечественными товаропроизводителями (даже в случае использования старых технологий) резко повышаются требования к качеству продукции, а значит, и к качеству труда. Можно ожидать, что постепенное улучшение технико-технологического обеспечения бюджетного сектора экономики (по мере расширения, например, поставок нового медицинского или обучающего оборудования, компьютерного программного обеспечения и т.д.) повлечет за собой соответствующий квалификационный рост работников.

Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом10.
^

Глава 2 Характеристика процессов формирования человеческого капитала в современных экономических системах

2.1. Человеческий капитал как важная составляющая международной конкурентоспособности



С экономической точки зрения конкурентоспособность означает способность страны достичь высокого экономического роста. Одним из важнейших показателей в этом аспекте представляется, в частности, уровень благосостояния ее граждан, основным параметром которого являются постоянный прирост среднедушевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Создавая и поддерживая среду, обеспечивающую конкурентоспособность своих экономических субъектов, государство обеспечивает высокую конкурентоспособность нации в целом.

Состояние экономик стран мира показывает их очевидную связь с накопленным человеческим капиталом и эффективностью его использования. Чем успешнее экономика, тем выше уровень и дольше продолжительность жизни населения страны. Чем больше доход на душу населения, тем выше уровень образования общества, и наоборот, чем выше интеллект человека, тем больше его доход. Аналогичны утверждения по отношению к здоровью человека. По логике, высокая конкурентоспособность, обеспечивая динамичный экономический рост, способствует высокому уровню и качеству жизни населения. С другой стороны, высокому уровню благосостояния соответствуют высокий уровень культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки, хорошее состояние здоровья, являющиеся важнейшими факторами повышения конкурентоспособности, особенно в условиях формирования новой экономики, основанной на максимально полном использовании знаний и способностей людей. В то же время рост благосостояния играет роль двигателя развития экономики и ее конкурентоспособности, создавая и расширяя спрос на товары и услуги лучшего качества. И, наконец, меры, направленные на повышение качества жизни населения (к примеру, улучшение жилищных условий, транспорта, телекоммуникаций, здравоохранения и т.д.), улучшая жизнь народа, одновременно способствуют модернизации соответствующих и развитию сопутствующих им отраслей, одновременно обеспечивая занятость населения.

В мире немало стран, осуществляющих подъем экономики за счет сырьевых ресурсов, когда добывающий сектор является финансовым источником для перерабатывающих и других отраслей экономики. Общим для стран производящих углеводородное и другое сырье, является то, что они развиваются по одному сценарию, где все зависит от рыночной конъюнктуры цен на сырьевые продукты. В целом доходы от добывающего сектора дают этим странам хорошую возможность подъема экономики и развития человеческого потенциала11.

^

2.2. Влияние глобализации на особенности формирования человеческого капитала



Новое тысячелетие диктует свои условия, и это не только связано с локальными или национальными изменениями в укладе и образе жизни различных народов, но и, прежде всего, в смене парадигмы социально-экономического развития человечества. На современном этапе развития человечества парадигма не только меняется, но и усложняется. Объекты исследования различных экономических процессов на протяжении столетий эволюционируют от простых систем к сложным саморазвивающимся системам. Переход к новой парадигме социально-экономического развития характеризуется, прежде всего, кризисом современной парадигмы. Проблемы современной экономики связаны с тем, что данная наука отошла от основной цели своей деятельности, которая заключается в создании определенных благ для человека и в рациональном удовлетворении его потребностей. Основные цели экономики были направлены на количественное повышение экономического роста, при этом не учитывались экологические факторы, то есть то, как этот рост скажется на здоровье людей и что останется в наследие будущим поколениям. В своей работе известный экономист В.К. Фальцман подробно описывает проблему двойственной оценки экономического роста. Он утверждает необходимость перехода от количественного экономического роста к качественному, о необходимости преумножения не только национального дохода, но и сохранения национального богатства для будущих поколений. Современная социально-экономическая парадигма должна поменять отношение к человеку в экономике и представить его в виде «человеческого капитала», который будет работать как на самого человека, так и на общество в целом.

Одной из главных особенностей развития мировой экономики на современном этапе является усиливающийся процесс глобализации, который оказывает значительное влияние на формирование человеческого капитала12.

Глобализация – процесс системный, объективный и необратимый и, несмотря на все свои противоречия, данный процесс активно развивается в условиях современности, создает единое мировое пространство и возвышает требования к самой человеческой жизни. Следовательно, глобализация сильно влияет на формирование человеческого капитала, так как повышаются требования к уровню образования и квалификации. Человеческий капитал в эпоху глобализации обретает новые свойства, такие как: адаптивность; мобильность; увеличение скорости получения информации; постоянное изучение новых технологий и их практическое применение; сужение пространства и времени; интерактивное общение.

Глобализация внесла сильные коррективы в формирование человеческого капитала, так же как и человеческий капитал повлиял на развитие глобализации. Данные процессы взаимосвязаны и, следовательно, при их анализе необходимо учитывать их взаимное влияние друг на друга. Только правильное применение и формирование человеческого капитала сможет решить глобальные проблемы современной экономики, так как в случае человеческого капитала речь идет не только об одном конкретно взятом человеке, но и о человеческом капитале компаний, о человеческом капитале государства, о глобальном человеческом капитале.

Глобализация трансформирует уровни человеческого капитала и усложняет его структуру. При этом глобализация мировой экономики дает новые возможности для качественного развития человеческого капитала, для большей реализации потенциала людей, главное, чтобы эти возможности способствовали рациональному общественному прогрессу, не противоречащему самой природе человека13.
^

Глава 3 Роль человеческого капитала в современной экономике

3.1. Методы оценки человеческого капитала



Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание. Применение понятия «человеческий капитал» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Итак, можно сказать, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек, а:

1) приобретенный запас знаний, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;

2) использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника;

3) увеличение доходов способствует заинтересованности работника, что приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал.

Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро- так и на микро-уровнях.

Микро уровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:

  • повышение квалификации уже принятых работников;

  • медицинское обследование;

  • оплата больничных листов нетрудоспособности;

  • затраты по охране труда;

  • добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;

  • оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;

  • благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом будет выше, чем произведённые затраты14.

На макро-уровне мы рассматриваем социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а также льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.

Для оценки человеческого капитала применяют следующие методы:

- оценка произведенных человеческим капиталом (индивидуумом) доходов (экономическая оценка);

- количественная оценка приобретённых человеком запаса знаний, навыков, способностей;

- специальные навыки (специальный человеческий капитал) - количественная оценка;

- по способу инвестирования в человеческий капитал - капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры (экономическая оценка);

- оценка человеческого капитала на микро- и макро-уровнях;

- интегральная оценка человеческого капитала, включающая как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого капитала;

- матрица социальных счетов - макроэкономическая оценка человеческого капитала;

- ценовая оценка человеческого капитала по объёму инвестиций и отражение суммовой стоимости в валюте баланса фирмы (предприятия) - экономическая оценка.

Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, и прилагаемые методы расчета необходимо сравнить и проверить практически и выявить наиболее приемлемую методику оценки человеческого капитала15.

^

3.2. Показатели эффективности вложений в человеческий капитал



Инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности. Поэтому вопрос оценки рисков и экономической эффективности весьма актуален, особенно в условиях современных экономических реалий.

Социально-экономическое развитие в начале нового тысячелетия характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора.

Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим, инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.

В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода).

Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

6. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.

7. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал оценивают по формуле:

К= [Прибыль - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) (1)

Одним из показателей экономической эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП (2)

где ВНП - валовой национальный продукт; ФО - денежная оценка общего фонда образования.

Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

Z = Х2—Х1 / Y (3)

Z - коэффициент эффективности инвестиций; X2 - величина интеллектуального капитала в конце периода; X1 - величина интеллектуального капитала в начале периода; Y - инвестиции в интеллектуальный капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется учитывать следующие составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); затраты на образование, повышение квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

Инвестиции в образование работника образуют его человеческий капитал и через определенное время приносят (отдачу) доход своему владельцу.

Yn = X0 + RCn, (4)

где Yn - заработки человека, имеющего п лет образования; Хо - заработки человека, имеющего нулевое образование; R - текущая норма отдачи вложений в образование; Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.

После процедуры определения издержек образования и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с величиной издержек, приведенных к одному моменту времени путем дисконтирования. Разность между дисконтированными величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования, которая рассчитывается по формуле:

NPV = SUM Bnt Cnt – SUM (1 + i) (1 + i) при t=0 t (5)

где NPV - чистая приведенная стоимость; Bt - доход от образования в момент времени t; Сt - издержки обучения в момент времени t; n- число периодов времени; i - норма процента.

Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы отдачи от образования. Наиболее часто используется следующий метод: для каждого периода времени от 0 до n рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма отдачи представляет собой такую норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек:

NPV = SUM Bnt Cnt – SUM (1 + r) (1 + r) при t=0 t (6)

где г - внутренняя норма отдачи.

Чем выше r, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:

N

SUM (E - C )

t=n t t

------------- = 0,

t(1 + r) (7)

где t - возраст человека; Et - прирост заработной платы человека после получения высшего образования в возрасте t; Сt - издержки получения высшего образования человека в возрасте t; n - возраст, в котором индивид начал учиться в высшем учебном заведении (колледже); N - возраст, в котором человек прекращает свою трудовую деятельность, уходя на пенсию;

r - норма прибыли на высшее образование.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

r = (DB – Dc) / Со, (8)

где DB - пожизненные заработки лиц с высшим образованием; Dc - пожизненные заработки лиц со средним образованием; Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

Исследования, в которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или профессиональное, среднее образование показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых - 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование16.

Многие мировые лидеры современной экономики уже осознали важность и сбалансированность инвестиций в человеческий капитал, их пользу для собственного роста и процветания. Всемирно известная компания "Дюпон" провозгласила четыре ключевых стратегических направления развития:

1) инвестиции в своих работников;

2) широкое присутствие фирмы в деловых и производственных кругах стран, на территории которых размещены производственные мощности компании;

3) масштабные научные исследования и опытно-конструкторские разработки в различных направлениях деятельности компании;

4) приверженность высоким этическим стандартам, охране труда, безопасности, сбережению окружающей среды.

В Японии развитие человеческого капитала рассматривается как приоритетное направление информационно-технической революции и пользуется государственной поддержкой.

Несмотря на то что, во-первых, инвестиции носят сугубо индивидуальный характер, во-вторых, многие компании считают инвестиции в человеческий капитал рискованными, так как имеет место возможность перехода высококвалифицированных специалистов в другую компанию, тем не менее большинство компаний осуществляет инвестирование в человеческий капитал, что позволяет обеспечивать доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала17.

Заключение



В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки
и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий
капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в
трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в I960 г.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала
встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование
пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители
школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и
др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков
обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,
эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в
человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.
В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение
сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и
оборудование.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

В сегодняшней российской ситуа­ции на фоне победного шествия Америки в политической, экономической и военной областях все чаще высказываются мнения о неэффективности российского образования якобы неспособного обеспечить желанный прорыв, о необходимости реформировать нашу систему образования по об­разу и подобию американской.

К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.

Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.

Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов.
^

Список литературы





  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001

  2. Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2005, №8

  3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2007, №4, С.21-35

  4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001. – 56 с.

  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000. - 210 с.

  6. Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 1998. - Сер. 6. Экономика. - № 5

  7. Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001

  8. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23.- 907 с.

  9. Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 24.- 648 с.

  10. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1.- 545 с.; ч.2. - 551 с.

  11. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов. // Человек и труд, 2001, № 9

  12. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с.

  13. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. – М.: МИК, 2000. – 235 с.

  14. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 148 с.

1 Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000

2 Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001

3 Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 23

4 Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»: курс лекций. - М.: Палеолит: Логос, 2001

5 Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ, 2001

6 Лисовик Б.С. Труд и рынок. - спб.: изд. С.-Петербургского Университета, 2001

7 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006

8 Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2005

9 Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000

10 Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2007, №4, С.21-35

11 Маркс К. Капитал. Т.2 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 24

12 Калабихина И.Е. Гендерный фактор воспроизводства человеческого капитала // Вестник МГУ. - 1998

13 Вишневская Н. Проблемы и перспективы рынка рабочей силы. // МЭиМО, 2005, №8

14 Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: учебник для вузов. – М.: МИК, 2000

15 Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2000

16 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., «Экономика труда (Экономическая теория труда)»: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006

17 Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,2-е изд. - Т. 25, ч.1


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание введение 3 глава теоретические аспекты маркетинговой деятельности на предприятии 5
Анализ деятельности службы маркетинга на предприятии, разработка маркетинговых программ 19

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание Введение Глава Теоретические основы анализа использования прибыли Предприятия
Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconОрганизационно-экономические формы дилерской деятельности на российском рынке содержани е введение Глава ТеоретиЧеские основы становлениЯ и развитиЯ посредниЧеского предпринимательства

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание введение 3 глава выработка финансовой стратегии на предприятии (фирме) 5
Модели оптимального портфеля ценных бумаг и возможности их практического применения 23

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconДокументы
1. /Селиванов - Теоретические основы/Глава 1.doc
2. /Селиванов...

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание Введение Глава Исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления
Исследование технологических подходов (методов) анализа систем управления

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание Введение 3 Глава Земельные отношения в России 5
...

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconСодержание введение 3 глава теория развития и функционирования транспортного комплекса россии 4
Транспорт как особая сфера экономической деятельности. Его структура и значение. Понятие ктс. Назначение 4

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconТеоретические основы управления маркетингом в гостиничном бизнесе
Теоретические аспекты управления маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 5 iconРеферат Содержание Введение Глава Концепция построения системы фсс «Транстелесат»
В работе рассчитываются основные энергетические параметры линии спутниковой связи Санкт-Петербург – Калининград. В системе использованы...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы