Программа учебной дисциплины icon

Программа учебной дисциплины




Скачать 246.54 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата конвертации19.05.2013
Размер246.54 Kb.
ТипПрограмма



БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 23»


ПРОГРАММА


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ

РАБОТ

( ОП.02.)


п.г.т. Шаблыкино


2012 год


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»» начального профессионального образования (НПО)


Организация разработчик: БОУ ОО НПО «Профессиональное

училище № 23»


Разработчик: Титарев Сергей Васильевич-

преподаватель, имеет высшую квалификационную

категорию.


Рекомендована Методической комиссией БОУ ОО НПО

«Профессиональное училище № 23».


Заключение Методической комиссии № 3 от 10.09.2012г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е


1. Паспорт Программы учебной дисциплины.


2. Структура и содержание учебной дисциплины.


3. Условия реализации учебной дисциплины.


4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.


^ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ»


1.1. Область применения Программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО (начального профессионального образования) 110800.02 « тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сельскохозяйственного производства при наличии среднего (полного) общего образования. опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Входит в отрасль страны «Сельхозмашиностроение».

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять производственные работы с учётом характеристик металлов и сплавов;

- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развёртывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;

- подбирать металлы и выполнять смазку деталей и узлов.

Знать:

- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;

- особенности строения металлов и сплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- виды обработки металлов и сплавов;

- виды слесарных работ;

- правила выбора и применения инструментов;

-последовательность слесарных операций;

- приёмы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

- свойства смазочных материалов.


1.4.^ Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки обучающегося- 85 часов,

В том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов;

Самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося- 28 часов


2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

85

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

В том числе:

Лабораторные работы


2

Практические занятия

-

Контрольные работы

2

Дифференцированный зачёт

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

В том числе:

Аудиторная самостоятельная работа


1

Внеаудиторная самостоятельная работа

28

Зачёт

1



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

^ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ


Наименование разделов

Тип урока

№ п\п

Тема и содержание учебного материала, лабораторные и практи- ческие занятия, самостоятельная и контрольная работы, тестирование, карточки-задания, зачётные задания

Объём часов

Уро- вень осво- ения

Раздел 1

Материалове-дение

Глава 1

Общие сведения о металлах и сплавах

Сообщение нового материала

1

Общие сведения о металлах и сплавах в зависимости от их состава и условий обработки, способы переработки металлов в промышленности. Чёрные металлы и сплавы (железо и сплавы на его основе). Цветные металлы и сплавы (лёгкие, легкоплавкие, благородные, обладающие химической инертностью).

2

2

Освоение новых знаний

2

Внутреннее строение металлов и сплавов ( имеют кристаллическое строение). Основы теории сплавов. Основные понятия (фаза, система, компоненты, структура, макроструктура, микроструктура, диффузия).

2

1

Изучение нового материала

3

Физические и химические свойства металлов и сплавов. Диаграммы состояния сплавов, образующих твёрдые растворы. Фазовые превращения в железоуглеродистых сплавах.

2

1

Изучение нового материала

4

Механические свойства материалов (металлов) и методы их контроля.

2

1

Проверка знаний, их коррекция

5

Контрольная работа на основе экспресс - вопросов.

1.Дайте определение науки «Металловедение» и её значение в сельхозмашиностоении.

2. На какие группы принято делить металлы и сплавы?

3. Как происходит кристаллизация металлов и сплавов?

4. Что означает термин «фаза»?

5. Сколько степеней свободы имеет двухкомпонентная система. 6. Назовите зоны на диаграмме состояния сплавов, образующих механическую смесь.

7. Назовите диаграмму состояния сплава, образующего твёрдый раствор и эвтектику.

8. Какими методами проводят испытание на твёрдость?

9. Как влияют сера, никель, титан, кремний на механические свойства сталей?

2

2

Глава 2.

Конструкционные материалы, применяемые в сельхозмашино- строении

Сообщение новых знаний с участием обучающихся

6

Железоуглеродистые сплавы. Способы получения чугуна и стали. Общие сведения о чугуне и стали (чёрные металлы), их характеристика. Качество стали по ГОСТ 1050-88. Качество высокопрочного чугуна по ГОСТ 7293-85. Сведения о металлорежущих станках.

2

1

Сообщение нового материала с участием обучающихся

7

Классификация стали и чугуна: по содержанию вредных примесей, по применению в отраслях народного хозяйства.

Марки сплавов двузначным числом ( обозначение содержания углерода в сотых долях процента, сталь 10-0,1 % углерода). Цветные металлы и их сплавы на основе титана, алюминия, меди. Неметаллические материалы. Изоляционные материалы. Баббиты.

2

1

Проблемно-поисковое занятие с применением таблицы №1, №2, №3

8

Лабораторная работа «Характеристика стали по видам, её маркировка», «Меха-нические свойства титановых сплавов по виду полуфабрика-та и марки сплава», «Область применения и способы перера-ботки пластмасс по виду пере-работки, применению».

2

3




Системати- зация контроля знаний

9

Зачётное занятие по карточкам-заданиям

(индивидуальное занятие). Тема: Материалы, применяе- мые в сельхозмашиностроении.

(Чёрные, цветные металлы, порошковые, пластмассовые, резиновые, лакокрасочные, древесные, прокладочные материалы. Клеи и герметики).

2

3







Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

8







1

Проработка конспектов занятий с выводами

2







2

Выполнение доклада

«Точечные и линейные дефекты кристаллической решетки металлов»

2







3

Доклад-исследование. Тема: «Линейные, поверхностные дефекты и диффузия»

2







4

Изготовление учебного плаката «Коммуникационные материалы с металлической матрицей, их структура»

2




Раздел 2

Слесарное дело.

Глава 1

Значение слесарного дела. Введение в профессию

Сообщение новых знаний

1

Общие сведения о слесарном деле на металлорежущих станках ( токарных, фрезерных, плоскошлифовальных, поперечно-строгальных)

2

1

Изучение нового материала

2

Организация рабочего места: техническое оснащение места слесаря ( верстак с тисками). Правила содержания рабочего места ( до начала работы, во время работы, по окончании работы). Безопасность труда при слесарной обработке. Требования к слесарным верстакам. Ручным инструментам, электроинструментам, ручному пневматическому инструменту, стационарному технологическому оборудованию. Электробезопасность.

2

1

Глава 2

Подготовительные операции слесарной обработки

Сообщение нового материала

3

Пространственная и плоскостная разметки, их инструменты (чертилки, рейсмаса, размёточные циркули, кернеры).

2

1

Сообщение новых знаний

4

Рубка металла ( удаление лишних слоёв металла с поверхностей заготовок; обрубание литья, сварных швов, кромок под сварку, обрубание кромок, разрубание на части металла, вырубание отверстий в листовом металле) с помощью слесарного зубила, крейцмейселя, канавочника, слесарных молотков, заточного станка, пневматической шлифовальной машины.







Сообщение нового материала

5

Правка металла изгибом, вытягиванием,

выглаживанием , рихтовкой с помощью правильных плит, молотков, кувалды, киянки, гладилки, рихтовальных бабок.

2

1

Изучение нового материала

6

Гибка металла, её понятие. Инструменты, приспособления и материалы для гибки листового металла и профильного проката (молотки с мягкими вставками, киянки, плоскогубцы, круглогубцы).

2

1

Изучение нового материала

7

Резка металла. Инструменты и приспособления, применяемые при резке (ручные слесарные ножовки, ручные ножницы (стуловые, силовые), труборезы, ножовка, электровибрационные ножницы, дисковая и ленточная пилы).

2

1

Контроль знаний

8

Контрольная работа в виде фронтального опроса с помощью экспресс-вопросов:

1. От чего зависит выбор положения заготовки при размётке.

2. Чем плоскостная разметка отличается от пространственной?

3. В каких случаях при пространственной разметке применяют ординатно-разметочные машины?

4. Какие работы выполняют при помощи рубки?

5. Почему угол заточки зубила, крейцмейселя и канавочника увеличивается по мере увеличения твёрдости обрабатываемого материала?

6. Почему рабочая и ударная части зубила подвергаются термической обработке, в то время как средняя часть зубила, удерживаемая в руке, остаётся незакалённой?

7. В каких случаях и с какой целью перед началом рубки на кромках заготовок выполняют фаски?

8. Почему при правке металла рекомендуют применять молоток с круглым, а не квадратным бойком?

2

3



Глава 3

Размерная слесарная обработка

Освоение новых знаний с участием обучающихся

9

Опиливание металла, его понятие и значение. Инстру-менты при опиливании поверхностей: напильники, рашпили, надфили, рукоятки. Приспособления для опиливания: рамка, плоскопараллельные намётки, раздвижные параллели.

2

2

Освоение новых знаний с участием учащихся

10

Сверление металла при обработке отверстий сквозных и глухих в сплошном материале с помощью сверла. Рассверливание отверстия.

2

2

Сообщение нового материала

11

Зенкерование- обработка предварительно просверленных, штампованных, литых отверстий для придания им более правильной геометрической формы.

2

1






Изучение нового материала

12

Развертывание ранее обработанных отверстий с высокой степенью точности и малой шероховатостью после предварительного сверления, рассверливание и зенкирование с помощью развертки.

2

1

Сообщение нового материала

13

Правила для выполнения зенкирования, развёртывания

2

1

Сообщение нового материала

14

Обработка резьбовых поверхностей. Резьба и её элементы. Винтовая линия. Типы и системы резьб (метрическая, дюймовая, трубная). Нарезание внутренней резьбы с помощью метчика. Нарезание внутренней резьбы с помощью воротки и патрона. Правила нарезания внутренней и внешней резьбы.

2

1

Освоение новой темы

15

Клёпка. Понятие о клёпке. Виды. Характеристика. Клёпочное соединение с потайной головкой и полукруглой. Приёмы клёпки.

2

1

Исследование с помощью таблиц

16

Лабораторная работа.

Тема: Правила при затачивании сверл, при обработке отверстий ручной дрелью, при работе на сверлильных машинах и характеристика приспособлений для обработки отверстий.

2

3

Проблемно-поисковое занятие

17

Самостоятельная работа.

Тема: Характеристика приспособлений для нарезания внутренней и внешней резьбы и их отличительные особенности.

2

3

Глава 4

Пригоночные операции слесарной обработки

Сообщение новых знаний

18

Распиливание и припасовка при обработке внутренних контуров детали замкнутых отверстий и незамкнутых проёмов. Правила при распиливании и при припасовке.

2

1



Сообщение новых знаний

19

Шабрение при снятии тонких слоёв материала с поверхности заготовки с помощью режущего инструмента- шабера.

2

1

Контроль знаний, умений. (оценивают ответы обу- чающиеся.)

20

Зачётное занятие по пройденному курсу.

«Как я освоил профессию «Слесарь»». (по контрольным вопросам).

1. Перечислите основные правила техники безопасности при выполнении слесарных работ.

2. Чем вызвана необходимость контроля и регулирования положения тисков по росту работающего?

3. Что является объединяющим для группы инструментов, называемых штангенинструментами?

4. Какие виды материалов применяют в машиностроении?

5. Почему в качестве конструкционных и инструментальных материалов применяют сплавы, а не чистые металлы?

6. Какие сплавы относятся к черным и как они классифицируются?

7. Какие металлы и сплавы относятся к цветным и как они классифицируются?

8. Чем вызвана необходимость использования рукавиц при разрезании металла ножницами?

9. От чего зависит выбор положения заготовки при размётке?

10. Чем отличается плоская разметка от пространственной

11. Какие работы выполняют при помощи рубки?

12. Почему при заточке крейцмейселя следует выпол-нять поднутрение реж.кромки?

13. Какие виды гибки можно выполнять в тисках?

14. Как определить размеры отверстия и стержня для нарезания резьбы?

15. Как определить размеры стержня для накатывания резьбы?

16. В чем состоит основное отличие распиливания от припасовки?

17. Чем вызвана необходимость использования приспособлений при шабрении?


















Итого:

40




^ Самостоятельная внеурочная работа обучающегося


1. Доклад «Применение шабёров-колец для шабрения вкладышей подшипников»

2. Изготовление учебного материала «Угломеры» для измерения наружных и внутренних работ

3. Чтение дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала А.М.Адаскин, В.М.Зуев «Материаловедение» М., Изд-во «Академия». Раздел «Металлообработка». Рассмотреть технологические свойства материалов, применяемых при сварке и пайке. Использование интернет-ресурсов.

4. Конспектирование темы в рабочую тетрадь обучающегося «Слесарная обработка металла» для закрепления теоретического материала с помощью учебного пособия Б.С.Покровский «Основы слесарного дела»Рабочая тетрадь. М., Изд-во «Академия».

5. Составление и разработка словаря (глоссария) из темы «Контрольно-измерительные приборы и инструменты, применяющиеся в машиностроении»

6.Ведение дневника самонаблюдения при подготовке к уроку.

7. Выполнение тренировочных упражнений обработки металлов резанием на сверлильном станке учебного заведения ( по окончании учебных занятий) под руководством мастера производственного обучения или преподавателя.

8. Подготовка устного сообщения для выступления на лекционном занятии .Тема: «Слесарные операции: правка сырого закалённого металла, подготовка заготовки к разметке плоскостной и пространственной; рубка и резка металла»

20






4





4





2






2






2






2




2






2





Уровень усвоения учебного материала в обозначении


1- ознакомительный

2- репродуктивный

3- продуктивный


3. Условия реализации учебной дисциплины.


3.1. Материально-техническое обеспечение кабинета-лаборатории.

- Основы материаловедения и технологии общеслесарных работ;

- Основы технического черчения;

- Информатики ( интернет-ресурсы).


В кабинете имеется:

1. Рабочая доска;

2. Рабочее место преподавателя;

3. Посадочные места обучающихся-25;

4. Комплект учебно-наглядных пособий «Слесарное дело».

5. Компьютеры- 13 шт.

6. Сканер;

7. Принтер;

8. Технические средства обучения:

- мультимедийная доска;

- мультимедиапроектор;

- цифровой фотоаппарат.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники

1. Учебное издание А.А.Черепахин «Материаловедение» М., издательский центр «академия»- 2008г. – 25 шт.

2. Учебное издание Б.С.Покровский «Основы слесарного дела» М., Издательский центр «Академия», 2011г.- 25 шт.

3. Пособие «Слесарное дело», М., Издательский центр «Академия», 2011г.- 25 шт.


Кабинет-мастерская для проведения учебных работ имеет:

1. Рабочее место слесаря со сверлильным станком – 19 станков

Который имеет:

- защитный экран;

- полку для инструментов;

- тиски;

- ящик для инструментов;

- планшет для инструментов;

- бортик;

-рукоятку для подъёма тисков;

- винт подъёма и опускания тисков.


Кабинет имеет:

- штанген инструменты;

- микрометрические инструменты;

- измерительные головки;

- угломеры;

-разметку плоскую и пространственную;

- ручной пневматический молоток;

- шаблоны для контроля заточки;

- заточной станок;

-инструменты для правки и рихтовки;

- приспособления для гибки металла;

- ручные ножовки и ножницы для резания металла;

- профили поперечного напильника для ручного опиливания;

- инструменты для обработки отверстий ( свёрла, зенкер, развёртка);

- приспособления для обработки отверстий ( быстросменный патрон);

- шаберы;

- инструменты для паяния металлов;

- клепальный молоток.


4. Кадровое обеспечение образовательного процесса дисциплины

«^ Основы материаловедения и технология

общеслесарных работ»



№ п\п

Фамилия, имя, отчество преподавателя

Дата рождения

Должность

Образование

Квалифика-ционная категория

Пед стаж

Стаж работы в ПУ №23

1.

Титарев Сергей Васильевич

31.01. 1966г.

Директор, преподава-тель

Высшее. Орловский СХИ , 1991г, инженер-механик

Высшая категория

20 лет 3 мес

13 лет 10 мес

2.

Климов Александр Александрович

01.10. 1958г.

Мастер производ- ственного обучения

Высшее, Орловский СХИ, 1986г., ученый агроном




19 лет 10 мес.

14 лет 3 мес.



5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем Титаревым Сергеем Васильевичем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных и самостоятельных ( аудиторных и внеаудиторных) работ, выполнения учащимися индивидуальных заданий, исследований, в виде тестирования, зачётов.

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации. необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей).



5.2. Выпускник , освоивший ОПОП НПО должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

ПК 1.3.

Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4.

Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, с\х машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

ПК 2.1.

Выполнять работы по техническому обслуживанию с\х машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2.

Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других с\х машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3.

Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других с/х машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4.

Выявлять причины несложных неисправностей и тракторов, самоходных и других с\х машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 2.5.

Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные с\х машины и оборудование.

ПК 2.6.

Выполнять работы по консервации и сезонному хранению с\х машин и оборудования.

ПК 3.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств и пути следования.

ПК 3.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины оп. 03
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального Государственного стандарта (фгос) по профессии

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты с учетом профилизации по техническому, гуманитарному и сельскохозяйственному направлениям
Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Разработчик: Титарев С. В. – преподаватель боу оо нпо «Профессиональное училище №23», имеет высшую квалификационную категорию

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
...

Программа учебной дисциплины iconН. Н. Боголюбова г. Дубны Московской области «утверждаю» Директор оу приказ № от Подпись рабочая программа
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины iconН. Н. Боголюбова г. Дубны Московской области «утверждаю» Директор оу приказ № от Подпись рабочая программа
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»
...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...

Программа учебной дисциплины iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Программа учебной дисциплины iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы