Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений icon

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений




Скачать 100.01 Kb.
НазваниеРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений
Дата конвертации10.09.2013
Размер100.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
1. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/О направлении методических рекомендаций к Базисному учебному плану начального общего образования в 2011-2012 учебном году (1 класс).doc
2. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/О направлении перечня объектов .doc
3. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/Об организации учебного процесса первоклассников в адаптационный период.doc
4. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/о буп.doc
5. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/о введении третьего часа.pdf
6. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/о внесении изменений 119.doc
7. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/о внесении изменений 180.doc
8. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/о создании рабочей группы.doc
9. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/об организации работы по переходу.doc
10. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/об утверждении плана.doc
11. /ФГОС.РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ/план ннш.doc
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных общеобразовательных учреждений
Приказ №224 о базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период
План мероприятий по обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта
Приказ №954 г. Нижний Новгород
Приказ №180 о создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
План мероприятий по внедрению Федерального государственного стандарта начального общего образования
План реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 – 2015 годов

Министерство образования Нижегородской области

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Нижегородской области


Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений



12.04.2011 № 316-01-52-1430/11




О направлении методических рекомендаций к Базисному учебному плану начального общего образования в 2011-2012 учебном году (1 класс)





В целях реализации:

  • плана мероприятий по обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ министерства образования Нижегородской области от 17.09.2010г. № 1065);

  • подготовки школ Нижегородской области к введению стандарта в 1-х классах

министерство образования Нижегородской области направляет методические рекомендации к Базисному учебному плану начального общего образования в 2011-2012 учебном году (первый класс) для использования в работе.

Приложение: на 8 л. в эл. виде.


Министр С.В.Наумов


Шмелёв Виктор Николаевич

434-14-55


Приложение

к письму министерства образования Нижегородской области

от 12.04.2011316-01-52-1430/11


Методические рекомендации к Базисному учебному плану начального общего образования в 2011-2012 учебном году

(первый класс)


Переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области осуществляется поэтапно:


Учебный год

ФГОС - стандарты второго поколения

ГОС – стандарты первого поколения

2011-2012 учебный год

1 класс

2,3,4 классы

2012-2013 учебный год

1 и 2 классы

3 и 4 классы

2013-2014 учебный год

1,2,3 классы

4 классы

2014-2015 учебный год

1,2,3,4 классы

-


В соответствии с пунктом 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010) (далее – ФГОС НОО) учебный план общеобразовательного учреждения является составной частью (разделом) основной образовательной программы начального общего образования.

Пунктом 15 ФГОС НОО установлено, что основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативная часть).

Согласно изменениям в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", внесенным Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены полномочия по разработке базисных учебных планов. Таким образом, стандарт общего образования стал федеральным (однокомпонентным).

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, в соответствии с ФГОС НОО, состоит из двух частей – обязательной части и вариативной. Обязательная часть направлена на реализацию основного содержания программ учебных предметов.

Базисный учебный план начального общего образования, в т.ч. для 1-го класса, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (М. Просвещение, 2010). Данный план является основой для разработки учебного плана конкретной общеобразовательной школы, имеющей первую ступень обучения.

По-прежнему, учебный план состоит из инвариантной (обязательной для изучения всеми учащимися) и вариативной (формируется участниками образовательного процесса) частей. Вариативная часть состоит только из часов, находящихся в пределах максимальной нагрузки, т.е. внеурочная деятельность не относится к вариативной части.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 года № 373" (далее - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241) были внесены изменения в ФГОС НОО, и внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что учебный план школы заканчивается строкой "максимально допустимая недельная нагрузка", в соответствии с которой и осуществляется финансирование. Таким образом, строка "всего к финансированию" будет соответствовать строке "максимально допустимая недельная нагрузка".

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010, учебная нагрузка в первых классах увеличивается до 21 учебного часа в неделю. Данное увеличение поясняется пунктом 10.20. данного документа "…рекомендуется проводить не менее 3-х часов физической культуры в неделю, предусмотренных в объёме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается".

Таким образом, учитывая новые СанПиНы, вступающий в силу с 1 сентября 2011 года, и приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года №889 "О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в 1-х классах общеобразовательных учреждений (школ) Нижегородской области с 1 сентября 2011 года в обязательном порядке вводится третий час физической культуры и увеличивается максимально допустимая недельная нагрузка с 20 часов до 21 часа.

Для методического сопровождения перехода на трёхчасовую программу кафедрой теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГОУ ДПО НИРО разработана, апробирована и используется в учебном процессе авторская программа профессора В.Т.Чичикина "Физическая культура для учащихся 1-4 классов" (экспертное заключение НМЭС от 03.01.2001 г.)

Организация учебного процесса первоклассников в рамках пятидневной учебной недели исключает вариативную часть учебного плана.

В 1-м классе рекомендуется в соответствии с СанПиН 2.4.2.28-10 организовывать ступенчатый режим: сентябрь-октябрь 3 урока по 35 минут, ноябрь-декабрь – 4 урока по 35 минут, январь-май – 4 урока по 45 минут.

При выборе учебно-методических комплексов следует руководствоваться Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 №2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год"), где представлены четыре системы учебников:

  • (Раздел I) (1.«Начальная школа ХХI века», 2. «Перспектива», 3. «Школа России», 4. «Школа 2100»);

  • учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту) (Раздел II),

  • учебники, представляющие завершённые предметные линии (раздел 2), в том числе, входящие в системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, УМК «Гармония» и др. Раздел 2 Федерального перечня учебников.

Образовательное учреждение может выбрать предлагаемую систему учебников из раздела I или сформировать учебно-методический комплекс (УМК) на основе набора учебников из завершенных предметных линий в соответствии с целями и задачами образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Рекомендуется комплектовать УМК из тех учебников, в которых сохраняется единство концептуальных основ, содержания и планируемых результатов.

При комплектовании УМК школа имеет право предоставить учителям-предметникам, преподающих в начальных классах иностранный язык, физическую культуру, изобразительное искусство, музыку, технологию, выбор учебников из учебников Федерального перечня.


В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания».

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

В ФГОС НОО предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное.

Планирование и организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется на основе диагностики интересов и потребностей детей, возможностей ресурсного обеспечения эффективной занятости детей различными формами внеурочной деятельности. Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей, организуемых образовательным учреждением самостоятельно, должно быть оформлено соответствующим образом (утверждённые учебные программы, учебные планы; оформленный журнал посещаемости).


Наряду с определением направлений (видов) внеурочной деятельности необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в рабочих программах объединений дополнительного образования (кружков, клубов, секций, студий и т.д.) и в документах перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях.

Рабочая программа объединения дополнительного образования разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей. Она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения.

Организация внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением осуществляется в пределах рабочего времени ставок педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, старших вожатых и других единиц в соответствии с утвержденным штатным расписанием учреждения».

Финансовое обеспечение внеурочной деятельности предусматривается в пределах выделенных средств учреждению на оплату труда данных специалистов.

Кроме того, в соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 (пункт 17 главы III "Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования") при отсутствии возможности реализации внеурочной деятельности, образовательное учреждение в рамках соответствующих муниципальных заданий, формируемых учредителем, должно использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Для реализации данных направлений внеурочной деятельности образовательные учреждения Нижегородской области могут использовать программы, имеющие экспертные заключения Научно-методического экспертного совета (НМЭС) ГОУ ДПО НИРО и сертифицированные областным экспертным советом (ОЭС) министерства образования Нижегородской области. Данные программы опубликованы в сборнике программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» (Н. Новгород: НИРО, 2011).

Кроме этого, образовательное учреждение вправе использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:

  • школьного методического объединения учителей-предметников;

  • педагогического совета школы;

  • районного экспертного совета, НМЭС ГОУ ДПО НИРО;

  • областного экспертного совета министерства образования Нижегородской области.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 внесены изменения в ФГОС НОО, которые исключили количественные показатели объёма времени, отводимого на организацию внеурочной работы, как в рамках конкретного класса, так и в целом за учебный год.

Следовательно, количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности (в целом и по конкретным направлениям), определяет образовательное учреждение самостоятельно.

Количество учащихся (воспитанников) в группе в рамках внеурочной деятельности составляет не менее 12 человек.

В случае возникновения проблем по следующим вопросам необходимо обращаться:

  • организация учебного процесса – В.Н.Шмелёв, начальник отдела дошкольного и общего образования (434 14 55);

  • организация внеурочной деятельности – Г.Л. Макарова, начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания

(434 31 34);

  • методика организации учебного процесса и внеурочной деятельности – С.К. Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО

  • (417 59 96).




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений
...

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Руководителям государственных общеобразовательных учреждений
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconМинистерство образования Нижегородской области
...

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconМинистерство образования Нижегородской области
...

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений iconРуководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы