Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной icon

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной




НазваниеСловарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной
Гурова Е.А
Дата конвертации12.09.2013
Размер445 b.
ТипДокументы


Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю.А. Поташкиной

  • Автор презентации: Гурова Е.А., учитель начальных классов МОУ «Великомихайловская СОШ»

  • Учитель высшей категории; «Почетный работник общего образования РФ»; стаж работы 28 лет


  • «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - так образно и точно охарактеризовал наш язык К.Г. Паустовский.



  • «… Что такое язык… для чего дано слово? – читаем в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского. – Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мыслей… Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы для мысли,

  • которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом и, уж конечно, тем буду умнее».



  • В этих словах – суть роли языка в жизни человека и одновременно – важность постоянного обогащения словарного запаса, а значит – и одна из основных задач учителя.

  • В чем причины недостаточной эффективности словарной работы?

  • Контрольно - проверительные виды упражнений.

  • Механический характер работы над ошибками.

  • Отрыв словарно – орфографической работы от изучения основного грамматико – орфографического материала.

  • Ведение специальных словарей не всегда себя оправдывает. Как правило, ученик лишь один раз записывает слово в словарь и больше к нему не возвращается.

  • Нужны обязательные упражнения, направленные на запоминание зрительно – графического образа слова.



Словарная работа – обязательный этап урока по технологии Ю.А. Поташкиной

  • Эти «словарные» слова объединены в наборы, или «порции», по 6 слов в 1-3 классах и по 9 слов в 4 классе.



Этапы словарной работы

  • На I этапе - знакомство со словами. Для чего весь набор записывается на доске или отдельном плакате с указанием ударения и ошибкоопасных мест. Ребята выясняют лексическое значение каждого слова и вносят их в тетради.

  • Попутно вспоминаем об однозначности и многозначности слов, подбираем синонимы, антонимы, фразеологизмы к отдельным из них.

  • Ввести новые слова можно по-разному: в виде связного рассказа, путем демонстрации репродукций, иллюстраций, фотографий.

  • Когда во втором классе пришло время знакомить детей с порцией «словарных» слов №4, я рассказала ребятам такую семейную историю.

  • Отец моей мамы, мой дедушка, был солдатом Великой Отечественной войны. Он был младшим командиром, и погиб как герой в тяжелейших боях под Москвой. Когда в День Победы в столице нашей Родины гремят залпы праздничного салюта, я с болью и гордостью думаю о своем дедушке, которого, к сожалению, никогда не видела.



  • Также легко можно проиллюстрировать такие наборы:

  • – Воробей, свиристель, синица, соловей, сорока, канарейка. Василёк, колокольчик, одуванчик, пион, ромашка, фиалка (1 класс);

  • – Качели, карусели, лестница, песок, песочница, скамейка (2 класс);

  • – Абрикос, ананас, апельсин, банан, лимон, мандарин (3 класс);

  • – Бегемот, горилла, гиена, дракон, кабан, кашалот, кенгуру, мамонт, крокодил (4 класс). И другие.



Этапы словарной работы

  • На II этапе - ежеурочная отработка правильного произношения и написания.

  • Осуществляется она, во-первых, путем хорового скандирования по слогам сначала графического оформления слова, а затем - орфоэпического:

  • Мо-ло-ко - [ма-ла-ко]

  • Крос-сворд - [красворт]

  • Во-вторых, эффективны разнообразные развивающие, акцентирующие внимание на данных словах виды и приемы работы.

  • Любимы ребятами различные игры:

  • «Верни слово!»

  • «Орфографический поцелуй»

  • «Словесный бой»

  • Составление кроссвордов



  • Сформированные тематически блоки позволяют вести разнообразную работу по развитию устной и письменной речи учащихся.

  • В 3 и 4 классах эта работа углубляется сочинениями-миниатюрами, стихами собственного сочинения и т.п.

  • Например, вот какой рассказ предложил своим одноклассникам ученик 2 класса Иван Г.-Б.

  • Петя приехал к бабушке на каникулы. Он зашел в дом и увидел свой любимый абажур, который напоминал маленького щенка. На веранде в корзине лежали яблоки, а на столе стоял графин. Бабушка позвала Петю завтракать и налила ему молоко. Потом Петя пошёл на речку и встретил своих старых друзей Сашу и Ваню. Они ловили рыбу и рассказывали друг другу смешные истории. Петя забыл, что пора обедать. Друзья не заметили, как прошло время. Пришла бабушка и позвала всех домой ужинать.

  • А вот такое сочинение-миниатюра получилось у второклассницы Кристины З.

  • Каждый вокзал живет своей оживленной жизнью. На перроне всегда множество пассажиров. Каждый из них внимательно вглядывается в подходящий поезд, чтобы найти свой вагон. И вот вагон найден, чемоданы и весь остальной багаж погружены в него. Теперь можно спокойно отправляться в любое путешествие!



Этапы словарной работы

  • На III этапе - всевозможные виды контроля, позволяющие следить, как идет запоминание, какие слова вызывают затруднения.

  • Пока играем в «Верни слово», у доски 3 учащихся: один диктует, а двое записывают слова, а затем весь класс проверяет.

  • На другом уроке диктант - кроссворд, составленный одним из учащихся.

  • А еще самые различные диктанты из 10-12 самых трудных слов, с самопроверкой, взаимопроверкой, зрительные, графические и др.

  • В заключение в конце недели контрольный словарный диктант, в который включаются слова последнего набора и те из предыдущих, в которых были допущены ошибки.

  • Систематичность, отлаженность словарной работы позволяют добиться того, что дети, встречая трудное слово, автоматически разбивают его на слоги и откладывают в свой «компьютер» на долгую память.



Результативность опыта



  • Из представленных диаграмм видно, что в системе работы по данной технологии знания учащимися слов с непроверяемыми написаниями находятся под постоянным контролем. Качественные результаты контрольных словарных работ довольно высоки и стабильны. К концу 4 класса учащиеся практически безошибочно справлялись с контрольными словарными диктантами.

  • Диаграмма №2

  • Диаграмма качественных результатов

  • контрольных словарных диктантов

  • за 2007 – 2008 учебный год



  • В 2008 – 2009 учебном году в первый класс ко мне поступили 23 ученика, с которыми мы также продолжили работать в режиме эксперимента по технологии обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной. Обучение было безотметочным до второго полугодия 2 класса.



Результативность участия учащихся 1 – 2 классов в интеллектуальных конкурсах в 2008 – 2010 г.г.



По результатам Всероссийского молодёжного чемпионата «Старт» 2009-2010 уч. г. мой ученик Котиков Александр стал Федеральным победителем, за что награжден грамотой и медалью.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconДоклад на тему "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"
Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «бессоюзное предложение. Знаки препинания»
Словарная работа (по лексическому значению определить слово, грамотно его записать.)

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconМастер класс: Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. Учитель начальных классов
Моу сош №1 г. Талдома «Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически...

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconПлан работы окружного методического объединения учителей русского языка и литературы 2010-2011 учебный год
Методическая тема: «Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы как условие формирования ключевых компетенций»

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconКомпьютерные технологии на уроках русского языка
Мicrosoft Word, программа Point Power, позволяющая создавать презентации, программа Мicrosoft Publisher, с помощью которой возможно...

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconПроцессы деривации и терминологизации в подсистеме русского языка (на материале номинаций биологически активных добавок)
Работа выполнена на кафедре современного русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconАнализ работы шмо русского языка, литературы и английского языка. 2011 2012 учебный год
«Применение наглядности на уроках английского языка и литературы» (С. В. Немцова)

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconОрганизация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка (из опыта работы) Юсупова Гульфина Мазитовна, учитель русского языка и литературы моу «Карьёвская средняя общеобразовательная школа»
Юсупова Гульфина Мазитовна, учитель русского языка и литературы моу «Карьёвская средняя общеобразовательная школа»

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconРумянцева Екатерина Васильевна
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством икт»

Словарная работа на уроках русского языка в системе развивающего обучения по технологии Ю. А. Поташкиной iconМбоу «Кечушевская средняя общеобразовательная школа»
I. Некоторые формы и приёмы работы с сильными учащимися на уроках русского языка

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы