Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков icon

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков




Скачать 175.38 Kb.
НазваниеАхмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков
Дата конвертации05.11.2013
Размер175.38 Kb.
ТипДокументы

Ахмедова Е.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Осташков


Единственная красота –

это здоровье”.

Г.Гейне.

  1. ОБОСНОВАНИЕ.


Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

Анализ школьной жизни убеждает в том, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время между ними наблюдается разрыв, не обеспечивается единство учебного и воспитательного процесса. Загрузка памяти ученика обширной информацией отодвинула на задний план формирование у детей нравственно здорового образа жизни. К сожалению, экономические трудности, нестабильность многих семей, низкий духовно-нравственный уровень населения, привели к тому, что сегодня для многих семей школа стала единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижений, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

А ведь воспитание – это процесс организации здорового образа жизни и сознательного поведения детей, создание условий для развития личности. В концепции модернизации российского образования этой проблеме уделяется большое внимание: “планируется провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в школах условий для сохранения и укрепления здоровья детей…”1

В словаре русского языка Ожегова С.И. понятие “здоровье” рассматривается как правильная нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье, в нашем понимании слова, лежит в основе благополучия любого человека. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

  • на 50% - от социальных условий и образа жизни

  • на 25% - от состояния окружающей среды

  • на 15% - от наследственной программы

  • на 10% - от уровня здравоохранения.

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия. Однако в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Поэтому проблема воспитания в каждом школьнике мотивации к сохранению здоровья актуальна. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем потом добиваться его восстановления. Здоровье – действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Физиологическое здоровье учащихся должно рассматриваться как важнейшая социальная, личностная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья учащихся в одно из самых приоритетных направлений работы школы. Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Реальность педагогической действительности, когда нет четких ориентиров воспитательной работы, заставило меня обратиться к проблеме формирования здорового образа жизни моих воспитанников, как основополагающей проблеме воспитания.



  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Предметом исследования, а также целью данной комплексной воспитательной системы, является поиск наиболее оптимальных средств сохранения нравственного, физического и психического здоровья учащихся, формирование у детей устойчивого, систематического стремления к здоровому образу жизни, поэтапное создание в школе условий для развития личности, ее познавательных и созидательных способностей. Данная система воспитательной работы обращена, прежде всего, к ребенку, его уму, душевному состоянию, практическим действиям. Если родители и учителя не увидят важности трех человеческих качеств: умственного, физического и нравственного здоровья, то они никогда не смогут помочь ребенку стать личностью.

Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом. Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для интеллектуального, физического, нравственного развития детей. Для решения поставленных задач необходимо создание соответствующего морально-психологического климата в классе и в школе, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, помогает в формировании жизненной позиции.

Данная система воспитательной работы представляет собой экспериментальный курс и рассчитана на реализацию в течение 7 лет, предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Система выстраивается ступенчато в зависимости от психолого-возрастных и физиологических особенностей возраста школьников.

Воспитательные задачи и цели детализированы на каждом возрастном этапе.

^ 1 ступень (5-6 классы).

Девиз: Поможем детям открыть себя.

Цели: развитие личности ребенка, совершенствование интеллекта, формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. оказание помощи адаптации учащихся к средней ступени обучения;

  2. воспитание у учащихся мотивации обучения, значимости образования;

  3. формирование потребности в творческой деятельности, развитие познавательных интересов, участие в кружковой работе по интересам;

  4. укрепление здоровья детей;

  5. формирование положительных привычек и поступков, негативного отношения к асоциальным явлениям в окружающей жизни;

  6. накопление у детей опыта бесконфликтных, деловых взаимоотношений, создание микрогрупп в коллективе в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, классного самоуправления;

  7. изучение личности учащихся, семейно-бытовых условий, социума родителей;

  8. способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, об окружающем мире, приобщение к национальным традициям.

^ 2 ступень (7-8 классы).

Девиз: поможем детям развить себя.

Цели: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности, развитие навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;

  2. развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества;

  3. создание условий для поддержки стабильного здоровья детей;

  4. формирование полового самосознания, развитие навыков здорового образа жизни;

  5. сознательное соблюдение нравственных и этических норм поведения;

  6. развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности;

  7. социализация личности через КТД (коллективные творческие дела);

  8. профилактика правонарушений подростков.

^ 3 ступень (9 - 11 класс).

Девиз: поможем подростку наладить общение с миром.

Цели: воспитание духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на глубокие нравственные ценности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

  1. обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащегося;

  2. понимание физиологии здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни, как гарантии здоровья будущего поколения;

  3. развитие коммуникативных качеств и школьного ученического самоуправления;

  4. дальнейшее развитие социального самосознания, формирование гражданской ответственности и правового самосознания;

  5. развитие нетерпимости к асоциальным явлениям;

  6. социализация личности в социуме.

Принципы организации здоровьесберегающих технологий:

  • системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней: администрации школы, психолога, врача, педагогов;

  • комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;

  • индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);

  • позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);

  • гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).

Успешность осуществления поставленных целей будет во многом зависеть от включенности классного руководителя, учащихся и родителей в процесс реализации данной программы, заинтересованности каждой из сторон.

Критериями эффективности функционирования данной системы является:

  • отношение всех учащихся к учебе и здоровому образу жизни,

  • качественный рост воспитанности учащихся, выражающийся в развитии личности и сущностных сфер человека,

  • взаимодействие различных социальных институтов, участвующих в воспитательной работе: школы, семьи, учреждений дополнительного образования и других.


Педагогическое действие – привлечение самих учащихся к учебно-воспитательной работе, когда ребенок становится и объектом и субъектом воспитания. Мое отношение к личности ученика базируется на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит дела на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Поэтому я стараюсь вести воспитательную работу в рамках классных часов, внеклассных, внеурочных специально подготовленных мероприятий и коллективных творческих дел.

Для решения задач и достижения поставленных целей, необходимо использовать совокупность методов, указанных в схеме 1.



  1. ^ НАПРАВЛЕНИЕ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Основные направления учебно-воспитательной работы следующие:

  • перестройка учебного процесса, введение инновационных технологий и методов обучения, обеспечивающих современное качество образования,

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в школе условий для сохранения и укрепление здоровья детей,

  • в воспитательной работе используются направления деятельности: познавательное, спортивно-оздоровительное, нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое, трудовое, аналитико-диагностическое, воспитание семьянина.



Разработана программа “Здоровье” – программа оздоровительной работы на 7 лет и курс этикета “Академия вежливых наук”, “Фонд идей” - калейдоскоп возможных форм работы с учащимися.


Связь видов и форм воспитательной работы приведены в таблице:



Виды и цели деятельности

Активные формы организации деятельности

1.

Познавательное: формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию, обогащает представление учащихся об окружающем мире.

Интеллектуальный марафон, олимпиады, конкурсы, турниры, учебные семинары, конференции, интегрированные уроки, все виды игровой деятельности, КТД, школьные праздники, поездки.


2.

Спортивно-оздоровительное культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела, нетерпимость к асоциальным явлениям и вредным привычкам.

Программа “Здоровье”, общешкольные и классные дни здоровья, походы выходного дня, неделя здоровья, подвижные игры, малые школьные олимпийские игры, турпоходы, беседы, диспуты, выпуск санбюллетений и плакатов, мониторинг “Здоровья”, оздоровительные тренинги, встречи с медработниками.

3.

Трудовое: направлено на создание, сохранение и преумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам существования человека.

Учебно-производственный труд, общественно-полезный по самообслуживанию, трудовые десанты, трудовые методики (“операции”, “ремонтники”)

4.

Нравственное: формирование нравственных чувств, вооружение учащихся знаниями о морали и этических нормах поведения, воспитание семьянина.

Уроки общения, культуры поведения, диспуты, выпуски минигазет, курс этикета “Академия вежливых наук”, десанты милосердия, этические игры, фестивали, праздники, семейные вечера

5.

Гражданско-патриотическое: содействие социализации личности, включая их в сопереживания проблемам общества, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, развитие национального самосознания.

Походы “По местам боевой славы”, фестивали “Я на земле родился русской”, диспуты, беседы, встречи с ветеранами, посещение музеев, выставок, посещение кинофильмов военной тематики, клуб интересных встреч, конкурс сочинений, стенд ”Мой Осташков”

6.

Экологическое: воспитание бережного отношения к природе, лесу, животным.

Экологический десанты, открытая трибуна, акции “Берегите птиц”, ”Берегите первоцветы”, выпуск плакатов,

7.

Художественно-эстетическое: привить любовь к искусству, к прекрасному, способность к художественному мышлению.

Поездки, посещение выставок, музеев, выставки рисунков, поделок, букетов.

8.

Свободное общение: организует взаимообогащающий досуг детей, когда их общение свободно от предметной цели, когда целью их деятельности является общение с другим человеком, как ценностью.

Школьные праздники, “огоньки”, дни именинников, дискотеки, прогулки, семейные вечера отдыха, концерты, встречи друзей, походы выходного дня.

9.

Аналитико-диагностическое: постоянный анализ всех проводимых мероприятий (в т.ч. самоанализ КТД), всех направлений воспитательного процесса для внесения корректив

Наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, мониторинг всех видов деятельности.

  1. ^ ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.



Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - это часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе принадлежит семье. И.Брандт сказал: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”.

Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и, поэтому школа должна стать ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Безусловно, школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья при этом должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер. Для этого надо приобщать родителей к педагогическому процессу, организовывать информационно-педагогические встречи, знакомить с результатами учебно-воспитательной работы, проводить классные часы, родительские собрания, открытые смотры знаний, совместные семейные вечера.

Ш.А.Амонашвили писал: “Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду”.2

С целью повышения уровня воспитательной работы, школа налаживает сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. На схеме 2 представлена социокультурная среда класса.


  1. ^ ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Что же дает такая программа? Постепенный, планомерный переход от одной ступени к другой, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. ”Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного восприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности”3,- писал В.А.Сухомлинский. Новый подход к воспитанию дает возможность оперативно корректировать процесс воспитания, позволяет проектировать будущие результаты, как по отдельным учащимся, так и по возрастным группам, по всему классу в целом. Диагностирование и прогнозирование воспитательного процесса – одна из ключевых задач теории и практики воспитания сегодня.

Ориентировочные нормы развития учащихся (по возрастам) на каждой ступени приведены в таблице:

Потенциал личности

Возраст

Младший – школьный, 1ступень

подростковый,
2 ступень,

Старший - школьный,
3 ступень

Познавательный

Формирование внутреннего плана умственных действий, основы логического мышления и запоминания, владение основными навыками учебной деятельности.

Развитие абстрактного и гипотетического мышления, дифференциация учебных интересов, умение пользоваться рациональными приемами учебного труда.

Умение творчески мыслить, формировать и аргументировать свою точку зрения, навык самоконтроля в учебной деятельности.

Творческий

Поиск своей творческой индивидуальности в разных сферах деятельности.

Выбор области приложений своих творческих возможностей, развитие устойчивых интересов.

Творческое отношение к собственной жизни, потребность в самоопределении.

Ценностный

Рефлексия. Знакомство с общечеловеческими ценностями. Умение сопоставлять и понимать разные точки зрения.

Образ ”Я”. Приоритеты личных ценностей, умение анализировать различные взгляды на явления мира.

Концепция “Я”. Система личностных ценностей, осмысление общечеловеческих ценностей, личное мировоззрение, открытие внутреннего мира.

Коммуникативный

Развитие взаимоотношений между детьми, знание норм и правил в коллективе и следование им в своих поступках

Умение самостоятельно строить свои отношения внутри группы сверстников и со взрослыми. Межличностная рефлексия.

Сформированность системы социальных ролей.



Хочется надеяться, что выпускник будет осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, обладать умением вести самоанализ, уметь анализировать и прогнозировать ситуации, соблюдать правовые и этические нормы поведения, стремиться к самосовершенствованию.

Анкетирование показало, что 96,2% опрошенных учащихся класса и их родителей очень довольны тем, что их дети учатся именно в этом классе, в этой школе.

Старт программы был дан в сентябре 2001/02 учебного года, за прошедшие годы класс стал победителем школьного конкурса “Самый здоровый класс”, «Самый туристический класс», награжден дипломами. За годы учёбы ребята очень сдружились. Создан творческий, сплочённый коллектив единомышленников, принимающий активное участие в жизни класса, школы, города, способный всегда протянуть руку помощи и поддержки нуждающимся.



1 Концепция модернизации российского образования до 2010г.//Вестник образования , 2002, №6.

2 Ш.А.Амонашвили. ”Единство целей”, М.: Просвещение,1987г.

3 В.А. Сухомлинский. ”Павлышевская средняя школа”, М.: Просвещение, 1979г.




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconПринято на собрании утверждаю согласовано трудового коллектива Директор Председатель первичной моу «Средняя моу «Средняя профсоюзной организации моу общеобразовательная общеобразовательная «Средняя общеобразовательная школа №2» школа №2» школа №2» Протокол №2 от 11.
Решения Совета, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для директора школы (далее – «Директор»), ее работников,...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков icon6 «Б» класс моу «сош №1» г. Осташков Классный руководитель Ахмедова Е. В
Тверская область одной из первых в России отмечает новый региональный праздник День герба и флага

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconПояснительная записка к учебному плану
Учебный план моу «Фоминская средняя общеобразовательная школа» является документом, реализующим основную образовательную программу...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconМоу «Карьевская средняя общеобразовательная школа» на 2010-2011 учебный год
Правительства РФ от 19. 03. 2001 г. №196 (в редакции от 10. 03. 2009 г. №216); Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconНастройка настольной системы с помощью графических утилит Ахмедова Е. В. Моу «сош №1» г. Осташков
В k-меню поочередно подводите указатель мыши к пунктам Приложений и ознакомьтесь с перечнем программ, которые установлены на вашем...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconПриказ №62-п от 24. 12. 2008г по моу «Новосёлковская средняя общеобразовательная школа» «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в моу «Новосёлковская средняя общеобразовательная школа»
«О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в моу «Новосёлковская средняя общеобразовательная школа» Нелидовского района...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconФайловая система Ахмедова Е. В. Моу «сош №1» г. Осташков
Конечно, файл, содержащий обычные данные, сильно отличается от файла, предназначенного для обращения к устройству, поэтому в Linux...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconИстория linux и пспо ахмедова Е. В. Моу «сош №1» г. Осташков
Впервые Compatible Time Sharing System (ctss) была запущена в 1961 г на модифицированном компьютере ibm 7094 и посредством коммуникационного...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №18» 663319, Красноярский край г. Норильск, пл. Металлургов, дом 23, а/я 1016
...

Ахмедова Е. В. Моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Осташков iconМоу «Шувойская средняя общеобразовательная школа»
Заключение экспертной комиссии о благоустройстве и оснащении моу «Шувойская средняя общеобразовательная школа»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы