Федеральный институт педагогических измерений icon

Федеральный институт педагогических измерений




НазваниеФедеральный институт педагогических измерений
страница1/4
Дата конвертации05.11.2013
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ




ИНФОРМАТИКА


проекты для обсуждения:



  1. Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2008г.




  1. Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2008 г.




  1. Демонстрационный вариант КИМ 2008 г.



Москва, 2007

Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) с 2003 года проводит работы в области педагогических измерений, оценки качества образования, обеспечения эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Приоритетным направлением деятельности института является создание и апробация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. В целях реализации этого направления в ФИПИ созданы Федеральные предметные комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по 13 учебным предметам и 11 Научно-методических советов по предметам.

В сборнике представлены проекты трех документов, определяющих структуру и содержание ЕГЭ 2008 года. Они подготовлены Федеральной предметной комиссией по информатике (председатель ФПК П.А. Якушкин, к.п.н., заместитель директора школы № 1299 г. Москвы) и согласованы с научно-методическим советом ФИПИ по информатике (председатель Л.Н. Королев, член-корреспондент РАН, д. ф.-м. н., профессор, заведующий кафедрой автоматизации систем вычислительных комплексов факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова)

1. Кодификатор элементов содержания по учебному предмету для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ представляет основные элементы выносимого на проверку учебного содержания. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56) с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

2. Спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений представляет все основные характеристики контрольных измерительных материалов по учебному предмету. В ней описывается назначение и структура экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам, видам деятельности и уровню сложности, определяется система оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначаются условия проведения и проверки результатов экзамена и др. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются контрольные измерительные материалы.

3. Демонстрационный вариант КИМ представляет возможный вариант (образец) экзаменационной работы 2008 года, содержит инструкцию по выполнению работы, дает примеры типов заданий, критериев оценивания ответов экзаменуемых.

После рассмотрения на Ученом совете ФИПИ указанные проекты будут опубликованы для широкого общественного обсуждения в сети Интернет, в том числе на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru. После их утверждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими разработку КИМ ЕГЭ 2008 г. и публикуются на сайтах http://ege.edu.ru и http://www.fipi.ru.

^ Проект

Кодификатор элементов содержания по информатике

для составления контрольных измерительных материалов (КИМ)
единого государственного экзамена 2008 г.



Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к Приказам Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999г.). В связи с принятием федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), данный кодификатор носит временный характер и в 2008 г. будет заменен на новый, основанный на федеральном компоненте стандарта.

В кодификаторе каждый контролируемый элемент содержания имеет свой порядковый номер. Жирным шрифтом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждому заданию необходимо присвоить номер того элемента содержания в кодификаторе, на проверку которого, прежде всего, оно нацелено. Если задание проверяет содержание всего крупного блока, указывается сокращенный номер элемента.


^ Код бло­ка

Код кон­тролиру-емого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ












1




Информационные процессы и системы

1.1




Информация и ее кодирование




1.1.1

Различные подходы к определению понятия "информация". Виды информационных процессов. Информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах




1.1.2

Язык как способ представления и передачи информации




1.1.3

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный




1.1.4

Единицы измерения количества информации. Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации




1.1.5

Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче




1.1.6

Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи




1.1.7

Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления




1.1.8

Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII.Основные используемые кодировки кириллицы

1.2




Алгоритмизация и программирование




1.2.1

Алгоритмы, виды алгоритмов, описания алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма




1.2.2

Использование основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл




1.2.3

Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные




1.2.4

Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)




1.2.5

Структурирование задачи при её решении для использования вспомогательного алгоритма. Вспомогательные алгоритмы: функции и процедуры

1.3




Основы логики




1.3.1

Алгебра логики




1.3.2

Логические выражения и их преобразование




1.3.3

Построение таблиц истинности логических выражений

1.4




Моделирование и компьютерный эксперимент




1.4.1

Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей




1.4.2

Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)




1.4.3

Математические модели (графики, исследование функций)




1.4.4

Построение и использование информационных моделей реальных процессов (физических, химических, биологических, экономических)

1.5




Социальная информатика




1.5.1

История развития вычислительной техники




1.5.2

Нормы информационной этики (почта, публикации в Интернете и др.)




1.5.3

Правовые нормы в области информатики (охрана авторских прав на программы и данные, электронная подпись и др.)

2




Информационные и коммуникационные технологии

2.1




Основные устройства информационных и коммуникационных технологий




2.1.1

Типы компьютеров, их основные характеристики и области использования. Выбор необходимого для данной задачи компьютера




2.1.2

Основные периферийные устройства (ввода-вывода, для соединения компьютеров и др.)




2.1.3

Обеспечение надежного функционирования средств ИКТ, устранение простейших неисправностей, требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ

2.2




Программные средства информационных и коммуникационных технологий




2.2.1

Операционная система: назначение и функциональные возможности




2.2.2

Графический интерфейс (основные типы элементов управления)




2.2.3

Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы)




2.2.4.

Оперирование информационными объектами с использованием знаний о возможностях информационных и коммуникационных технологий (выбор адекватного программного средства для обработки различной информации)




2.2.5

Технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа (антивирусные программы, межсетевые экраны и др.)

2.3




Технология обработки текстовой информации




2.3.1

Ввод, редактирование и форматирование текста (операции с фрагментом текста, одновременная работа с многими текстами, поиск и замена в тексте, изменение параметров абзацев)




2.3.2

Внедрение в текстовый документ различных объектов (таблиц, диаграмм, рисунков, формул) и их форматирование




2.3.3

Автоматизация процесса подготовки издания. Верстка документа. Проверка орфографии и грамматики

2.4




Технология обработки графической и звуковой информации




2.4.1

Растровая графика. Графические объекты и операции над ними




2.4.2

Векторная графика. Графические объекты и операции над ними




2.4.3

Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа




2.4.4

Создание и редактирование цифровых звукозаписей




2.4.5

Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами

2.5




Технология обработки информации в электронных таблицах




2.5.1

Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных




2.5.2

Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных




2.5.3

Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций

2.6




Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных




2.6.1

Структура базы данных (записи и поля)




2.6.2

Табличное и картотечное представление баз данных




2.6.3

Сортировка и отбор записей




2.6.4

Использование различных способов формирования запросов к базам данных

2.7




Телекоммуникационные технологии




2.7.1

Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети




2.7.2

Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр.




2.7.3

Поиск информации в Интернет




2.7.4

Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML)

2.8




Технологии программирования




2.8.1

Чтение короткой (30-50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования)




2.8.2

Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте (10-20 строк) программы




2.8.3

Создание собственной программы (30-50 строк) для решения простых задач (см. прил.1)



Приложение 1


Задачи для самостоятельного

программирования (код элемента 2.8.3)


Школьник должен уметь писать правильно (с одной-двумя ошибками, исправляемыми при пробном запуске программы) небольшие (до 30-50 строк) фрагменты программ в пределах часа.


Примеры возможных задач (список не является исчерпывающим):


  • суммирование массива;

  • проверка упорядоченности массива;

  • слияние двух упорядоченных массивов;

  • сортировка (например, вставками)

  • поиск заданной подстроки (скажем, "abc") в последовательности символов

  • поиск корня делением пополам;

  • поиск наименьшего делителя целого числа

  • разложение целого числа на множители (простейший алгоритм)

  • умножение двух многочленов






Проект

СПЕЦИФИКАЦИЯ

экзаменационной работы по информатике

единого государственного экзамена 2008 г.


1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования.


^ 2. Содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

  • Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике: Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.;

  • Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.;

Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.


^ 3. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей:

Часть 1 (А) содержит 20 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов Части А.

Часть 2 (В) содержит 8 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов Части В.

Часть 3 (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания — высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: "Информация и её кодирование", "Алгоритмизация и программирование", "Основы логики", "Моделирование и компьютерный эксперимент", "Программные средства информационных и коммуникационных технологий", "Технология обработки графической и звуковой информации", "Технология обработки информации в электронных таблицах", "Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики.

Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по технологии телекоммуникаций и технологии программирования.

Часть 2 включает задания по темам: "Информация и её кодирование", "Основы логики", "Алгоритмизация и программирование", "Телекоммуникационные технологии". В Части 2 большинство заданий относится к повышенному уровню, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий Части 2 в целом потребует большего времени и более глубокой подготовки.

Задания Части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения по теме "Технология программирования".

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в Таблице 1.

^ Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу (40)

Тип заданий

Часть 1

20

20

50

с выбором ответа

Часть 2

8

8

20

с кратким ответом

Часть 3

4

12

30

с развернутым ответом

Итого:

32

40

100%






^ 4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности

Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационных работах ЕГЭ 2008, осуществляется на основе обязательного минимума содержания образования для средних общеобразовательных учреждений и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Распределение заданий по разделам курса информатики представлено в таблице 2.

В содержание заданий Части 1 (А) вошел теоретический материал пропорционально тому объему, который представлен в обязательном минимуме, наиболее важные вопросы информатики, которые необходимо освоить на разных уровнях, за исключением тем «Социальная информатика», «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки текстовой информации». Эти темы, как и в предшествующие годы, не включены в содержание КИМ ЕГЭ вследствие того, что, знания по этим вопросам достаточно трудно формализуются и плохо проверяются методами, принятыми в едином государственном экзамене. Результаты различных контрольно-аттестационных мероприятий (в том числе, ЕГЭ 2004-2005 г.г.) показывали, что на базовом уровне эти темы усваиваются хорошо, а ответы на эти задания недостаточно дифференцируют учащихся с точки зрения вступительного экзамена в вуз.


^ Таблица 2

Распределение заданий по разделам курса информатики


№ п/п

Название раздела

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу (40)



Информация и её кодирование

7

7

17,5



Алгоритмизация и программирование

9

13

32,5



Основы логики

5

5

12,5



Моделирование и компьютерный эксперимент

1

1

2,5



Программные средства
информационных и коммуникационных технологий

1

1

2,5



Технология обработки графической и звуковой информации

1

1

2,5



Технология обработки информации в электронных таблицах

2

2

5



Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

1

1

2,5



Телекоммуникационные технологии

3

3

7,5



Технология программирования

2

6

15




Итого:

32

40

100


В КИМ по информатике не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования;

  • системы счисления;

  • моделирование;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы программирования;

  • основные элементы математической логики;

  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;

  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;

  • создавать и преобразовывать логические выражения;

  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • решать логические задачи;

  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено в таблице 3.

^ Таблица 3

Распределение заданий по видам проверяемой деятельности


Код

Виды деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу (40)

1

Воспроизведение представлений или знаний

6

6

15

2

Применение знаний и умений в стандартной ситуации

17

18

45

3

Применение знаний и умений в новой ситуации

9

16

40




Итого:

32

40

100



^ 5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

Часть 1 (A) экзаменационной работы содержит задания, которые относятся к базовому и повышенному уровню сложности.

Часть 2 (B) содержит в основном задания повышенного уровня, а также по одному заданию базового и высокого уровней сложности.

Задания Части 3 (С) относятся к повышенному и высокому уровню. Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня 60-90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня 40-60%. Предполагаемый процент выполнения заданий части С менее 40%.

Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом. Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с кратким и развернутым ответом. Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 4.


^ Таблица 4

Распределение заданий по уровням сложности


Уровень сложности

заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу (40)

Базовый

16

16

40

Повышенный

12

14

35

Высокий

4

10

25

Итого:

32

40

100



^ 6. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). На выполнение заданий Части 1 (А) и Части 2 (В) рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут).

На выполнение заданий Части 3 (С) рекомендуется отводить 2,5 часа (150 минут).


^ 7. План экзаменационной работы

Обобщенный план экзаменационной работы 2008 года дается в Приложении. Параллельность (эквивалентность) различных вариантов работы обеспечивается за счет подбора определенного количества однотипных, примерно одинаковых по уровню сложности заданий по конкретной теме курса информатики, расположенных на одних и тех же местах в различных вариантах проверочной работы.


^ 8. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задания в экзаменационной работе оцениваются разным числом баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

Выполнение каждого задания Части 1 (А) и Части 2 (В) оценивается в один балл.

Задание Части 1 (А) считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»). Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий Части 1 (А), – 20.

За выполнение каждого задания Части 2 (В) присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»).

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий Части 2 (В), – 8.

Выполнение заданий Части 3 (С) оценивается от нуля до четырех баллов.

Ответы на задания Части 3 (С) проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев).

Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий Части 3 (С), – 12.

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 40.

Оценка, фиксируемая в свидетельстве для поступления в вуз, подсчитывается по стобалльной шкале на основе выполнения всех заданий экзаменационной работы.


^ 9. Дополнительные материалы и оборудование

Работа выполняется учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.


^ 10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам)

На экзамене в аудиторию не допускаются преподаватели информатики. Соблюдение единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц с профильным образованием по информатике.

Проверку ответов на задания Части 3 (С) осуществляют эксперты, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2008 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.


^ 11. Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».

^ 12. Изменения в КИМ 2008 г. по сравнению с 2007 г.

В КИМ 2008 г. по сравнению с 2007 г. существенных изменений нет.

Приложение

План

экзаменационной работы ЕГЭ 2008 года по информатике


Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).


^ Порядок следования заданий в КИМ может быть изменен в разных вариантах.




^ Обоз-

наче-

ние

зада-

ния в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержа-ния

по коди-

фикатору

Коды видов деятельности

(п.4

специфика-ции)

Уро-вень слож-ности зада-ния

Макс. балл за выпол-нение задания

^ Пример-

ное

время выпол-нения задания (мин.)







Часть 1
















1

А1

Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы

1.1.8.

1


Б

1

1

2

А2

Знания о методах измерения количества информации

1.1.3.

1

Б

1

1

3

А3

Умение подсчитывать информационный объем сообщения

1.1.4.

3

П

1

3

4

А4

Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера

1.1.7.

1

Б

1

1

5

А5

Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления

1.1.7.

2

Б

1

2




6

А6

Знание и умение использовать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл

1.2.2.

2

Б

1

1

7

А7

Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные

1.2.3.

2

Б

1

2

8

А8

Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)

1.2.4.

3

П

1

4

9

А9

Знание основных понятий и законов математической логики

1.3.1.

3

П

1

3

10

А10

Умения строить и преобразовывать логические выражения

1.3.2.

2

Б

1

1

11

А11

Умения строить таблицы истинности и логические схемы

1.3.3.

2

Б

1

2

12

А12

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

1.4.2.

2

Б

1

2

13

А13

Умение кодировать и декодировать информацию

1.1.5.

2

Б

1

1

14

А14

Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке

1.2.1.

2

Б

1

2

15

А15

Знания о файловой системе организации данных

2.2.3.

1

Б

1

1

16

А16

Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных

2.6.1./
2.6.2./
2.6.3./
2.6.4.

2

Б

1

2

17

А17

Знание технологии обработки графической информации

2.4.1./
2.4.2./
2.4.3./

1

П

1

2




18

А18

Знание технологии обработки информации в электронных таблицах

2.5.1./
2.5.2.

1

Б

1

1

19

А19

Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков

2.5.3.

2

П

1

3

20

А20

Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

1.2.1./
1.2.2.

2

П

1

5







Часть 2
















21

В1

Представление числовой информации в памяти компьютера. Перевод, сложение и умножение в разных системах счисления

1.1.7.

2

П

1

5

22

В2

Умение строить и преобразовывать логические выражения

1.3.2.

3

В

1

10

23

В3

Умение исполнять алгоритм в среде формального исполнителя

1.2.2.

2

Б

1

6

24

В4

Умение строить и преобразовывать логические выражения

1.3.2.

2

П

1

8

25

В5

Умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала

1.1.6.

3

П

1

3

26

В6

Умение исполнять алгоритм, записанный на естественном языке

1.2.1.

2

П

1

10

27

В7

Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети

2.7.1.

2

Б

1

3

28

В8

Умение осуществлять поиск информации в Интернет

2.7.3.

3

П

1

5










Часть 3
















29

С1

Умение прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки

2.8.1./
2.8.2.

3

П

3

30

30

С2

Умения написать короткую (10-15 строк) простую программу обработки массива на языке программирования или записать алгоритм на естественном языке

1.2.4/
2.8.3

2

В

2

30

31

С3

Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию

1.2.1.

3

В

3

30

32

С4

Умения создавать собственные программы (30-50 строк) для решения задач средней сложности

2.8.3.

3

В

4

60

Всего заданий – 32, из них по типу заданий: А – 20, В – 8, С – 4;

по уровню сложности: Б – 16, П – 12, В – 4.

Максимальный первичный балл за работу – 40.

Общее время выполнения работы – 240 мин.



Проект


Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ


Демонстрационный вариант 2008 г.


^ Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут). Экзаменационная работа состоит из
3 частей, включающих 32 задания. На выполнение частей 1 и 2 работы рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий части 3 – 2,5 часа (150 минут).

Часть 1 включает двадцать заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из восьми заданий с кратким ответом (к этим заданиям вы должны самостоятельно сформулировать и записать ответ).

Часть 3 состоит из четырех заданий. Для выполнения заданий этой части вам необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


^ Желаем успеха!


В экзаменационных заданиях используются следующие соглашения:


  1. Обозначения для логических связок (операций):

a) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается  (например, А);

b) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается /\
(например, А /\ В) либо & (например, А & В);

c) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается \/
(например, А \/ В) либо | (например, А | В);

d) следование (импликация) обозначается –> (например, А –> В);

e) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказыва­ния); символ 0 – для обозначения лжи (ложного высказывания).


2. Два логических выражения, содержащих переменные, называются равносильными (эквивалентными), если значения этих выражений совпадают при любых значениях переменных. Так, выражения А –> В и (А) \/ В равносильны, а А \/ В и А /\ В – нет (значения выражений разные, например, при А = 1, В = 0).


3. Приоритеты логических операций: инверсия (отрицание), конъюнкция (логическое умножение), дизъюнкция (логическое сложение), импликация (следование), эквивалентность (равносильность). Таким образом, А /\ В \/ С /\ D совпадает с ((А) /\ В) \/ (С /\ D). Возможна запись А /\ В /\ С вместо (А /\ В) /\ С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А \/ В \/ С вместо (А \/ В) \/ С.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Федеральный институт педагогических измерений icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано»
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»

Федеральный институт педагогических измерений iconФедеральный институт педагогических измерений
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)...

Федеральный институт педагогических измерений iconМатериалы для подготовки к егэ. Задание С1 Выписка из «Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по информатике и икт»
Выписка из «Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по информатике и икт»,...

Федеральный институт педагогических измерений iconПубликация федерального института педагогических измерений о планируемых изменениями в кимах егэ 2013 года

Федеральный институт педагогических измерений iconПеречень вопросов по разделу «Метрология»
Можете ли назвать виды и методы измерений, и пояснить семь методов прямых измерений?

Федеральный институт педагогических измерений icon2 Типографская система измерений
Для измерения линейных размеров печатных форм (главным образом, наборных) и их отдельных элементов, а также форматов полос (см. 1...

Федеральный институт педагогических измерений iconВолгодонский институт экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательнго учреждения высшего профессионального образования «южный федеральный университет» в г. Волгодонске администрация города волгодонска
Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательнго учреждения...

Федеральный институт педагогических измерений iconИнженер по автоматизации, Пермский государственный университет Кандидат технических наук
Метрологическое обеспечение производства, калибровка средств измерений теплотехнических величин, разработка методик выполнения измерений,...

Федеральный институт педагогических измерений iconУчастие в тестировании является добровольным!!!
Для выпускников 11- х классов 2013 года будет проводиться платное диагностическое тестирование с использованием контрольно-измерительных...

Федеральный институт педагогических измерений iconИнструкция для сотрудников ппэ государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме на территории Московской области в 2011 году Введение
Русскому языку и математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, разработанными...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы