Семинар «легко ли быть учеником?» icon

Семинар «легко ли быть учеником?»




Скачать 43.63 Kb.
НазваниеСеминар «легко ли быть учеником?»
Дата конвертации28.06.2013
Размер43.63 Kb.
ТипСеминар

Психолого-педагогический семинар

«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ УЧЕНИКОМ?»


Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знании и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.

Ребенку, который учится с интересом учиться легче, у него лучше внимание и память. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Если работа не нравится, она воспринимаётся как более тяжелая, быстрее наступает утомление, воспринимаемое как перегрузка.

У ребенка гораздо меньше, чем у взрослого развиты воля и сознательность и об этом нельзя забывать. «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать», - писал А.Энштейн. У ребенка, которому школа не привьет интереса к умственному труду, не возникает желания углублять свои знания.

Интерес к учебе проявляется в учебной мотивации, которая к сожалению неуклонно снижается из года в год при переходе из начальной школы в среднее звено, а затем и в старшие классы.


^ Средние показатели учебной мотивации.


Начальные классы

5-е классы

7-е классы

21,6 балла

18,2 балла

16,3 балла


^ Сравнительный анализ мотивационной анкеты.


Ответы

1-4 кл.

5 кл.

7 кл.

1. В школе нравится

92%

81%

72%

2. Иду в школу с радостью

53%

46%

5%

3. Хочу выполнять домашние задания

51%

44%

43%

4. Готовлю домашние задания для закрепления и лучшего усвоения материала

67%

64%

62%

5. Не обрадуюсь завышенной отметке

37%

33%

17%

6. В школе привлекает сам процесс учения

81%

78%

73%


20% семиклассников не задают вопросы на уроке и только 20% читают дополнительную литературу систематически.

^ Что же снижает интерес к учебе и способствует школьной перегрузке:

  1. Монотонность и однообразие упражнений и заданий.

  2. Преобладание информативно-констатирующего типа подачи учебного материала, без упора на раскрытие и выведение его логического смысла.

  3. Невладение приемами мыслительной деятельности. Учащиеся пытаются запомнить материал механически, что приводит к большим затратам времени, скуке и недовольству, отвращению к учебе и перегрузке.

  4. Процесс учения не удовлетворяет познавательную потреб­ность. Социальные мотивы учения преобладают над познаватель­ными.

  5. Отсутствие связи изучаемых понятий с практической жизнью. Школьник часто не понимает чему именно он учится настоящий момент и как это связано с тем, что он учил раньше и что будет учить потом. Они понимают, что нужно выучить, но не понимают зачем.

  6. Неуверенность в своих силах, конфликтная самооценка порождают школьную тревожность. Тревожность рождает снижение работоспособности, что приводит к ухудшению учебной деятель­ности. А это в свою очередь повышает тревожность - замкнутый психологический круг.

  7. Несоответствие возможностей (способностей) ребенка уровню сложности материала. Если ребенок не понимает и не справляется о задачей, то это ведет к снижению учебной мотивации и ухудшению учебной деятельности. И наоборот, интеллектуально развитые дети испытывают скуку, если материал слишком легкий и подается на низком познавательном уровне.

  8. Любой из этих компонентов может стать причиной учебной перегрузки, а особенно, если они присутствуют в комплексе.


^ Психолого-педагогические предпосылки

повышения эффективности обучения.


  1. Развитие познавательных интересов за счет самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера.

  2. Разнообразие учебного труда.

  3. Понимание нужности и важности изучения данного предмета, связь материала с жизнью.

  4. Соответствие трудности материала уровню развития ученика.

  5. Частая проверка знаний и оценка деятельности учащихся повышает интерес к учебе, дает обратную связь учителю. Необходимо давать высказаться каждому ученику, особенно если он этого желает. Невозможность ответить, когда ученик выучил, становится одной из причин нежелания учиться.

  6. Обучение учащихся приемам учебного труда, навыкам интеллектуальной работы.

  7. Ориентировать на получение знаний, а не отметки. Изменить требования к ответу. Для хорошего ответа не достаточно простого воспроизведения информации.

  8. Способствовать формированию адекватной самооценки, путем снижения тревожности, повышения уверенности в своих силах, снижения страха неудачи, чтобы не боялись ошибиться. При этом чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, осознал свою способность преодолевать трудности, испытывал эмоциональный подъем в связи с успешным выполнением сложного задания. Только тогда ученик сможет сказать, что учебный труд ему сладок и приятен.


2001 г.

Материал к семинару подготовила

педагог-психолог Иванова Е.Э.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Семинар «легко ли быть учеником?» iconСоветы родителям на каждый день: Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко»
Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», не бойтесь повторять это

Семинар «легко ли быть учеником?» iconБудь вежливым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим
Жизнь дана на добрые дела. Легко ли быть добрым человеком? Существуют несложные правила, которые сделают вас более внимательными,...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconСеминар 6 обязательства и договоры: понятие и виды. Условия действительности договора
Концепция договора в континентальной и англо-американской системах права. Каким условиям должно отвечать соглашение, чтобы могли...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconСеминар по проблеме: «Подготовка учащихся к егэ» 15 февраля семинар по подготовке волонтёрской группы «Мы за здоровый образ жизни»
«Учебно-методическое обеспечение электронные образоавательные ресурсы в современной школе»

Семинар «легко ли быть учеником?» iconДокументы
1. /Семинар по преемственности/1 А класс.doc
2. /Семинар...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconХарактеристика: Доступность: 45
Кано не очень популярный, но сила у него немереная, да и скоростной чувак! Кано не так легко научится играть, но если поиграть им...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconIndex (Италия) wetbond специальный клей для керамогранита проблема
При смешивании с водой wetbond принимает вид полужидкой пасты, легко поддающейся разглаживанию, которая должна быть нанесена на всю...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconСценарий литературно-музыкальной композиции «Незабвенный, милый образ» (Посв. «Дню матери»)
До недавних пор этот день – День матери – проходил у нас незаметно, да и в календаре он появился не так давно. Так легко ли быть...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconНовости спорта
Уважаемые дамы, я спешу поздравить Вас с праздником 8 Марта! Желаю быть такими прелестными, как в строчках у Марины Цветаевой. Говорят,...

Семинар «легко ли быть учеником?» iconУстановление нирвикальпы вечер перед днем сахасрары
Поддерживать Сахасрару открытой было бы очень легко, если бы западный мозг мог понимать и осознавать вашу Мать. Когда ваша Мать является...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы