О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 98.42 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер98.42 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления


Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Право»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году









Преподавание права в 2008/2009 учебном году в Челябинской области осуществляется в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. №1089, приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказом Главным управлением образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего образования» от 01.07.2004 г., приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год» от 05.05.2008 г., методическим письмом Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Право» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» и настоящими рекомендациями ГОУ ДПО ЧИППКРО.

Правовое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Образовательным учреждениям в образовательной программе следует учесть изменение места учебного предмета «Право» в содержании общего образования: право более широко представлено в основной и старшей школе, что создает минимально необходимые предпосылки обеспечения средствами учебного предмета правовой социализации учащихся, охватывающей весь период с 11 до 17 лет. В начальной школе государственный стандарт общего образования предусматривает включение содержательной линии права в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир». На этапе основного общего образования право включается в качестве модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание», на который из общего объема учебного времени отводится не менее 35 учебных часов. На ступени среднего (полного) общего образования «Право» представлено как самостоятельный учебный предмет на базовом и профильном уровнях.

В старшей школе на базовом уровне предусмотрено изучение права в двух вариантах: в рамках интегрированного курса «Обществознание» (суммарный ресурс учебного времени на два года – 140 часов, 2 часа в неделю, из них на право – не менее 35 часов); в качестве самостоятельного предмета (из расчета 35 часов по 1 часу в неделю в Х или ХI классах).

В качестве самостоятельного предмета право включено в число профильных общеобразовательных курсов федерального компонента в социально-экономическом, социально-гуманитарном, социально-правовом и других проектируемых профилях, содержательное и ресурсное наполнение которых определяется индивидуально каждым образовательным учреждением, исходя из принципа вариативности и реального спроса на конкретные образовательные услуги. С точки зрения задач профильного изучения права наиболее эффективным представляется формирование социально-правового профиля. С целью подготовки к организации профильного обучения рекомендуется в основной школе вводить изучение права в качестве самостоятельного предмета в 7, 8-9 классах за счет использования часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента общеобразовательного учреждения из расчета 1 час в неделю, а в IX классе 2 часа в неделю. Это даст возможность использовать преимущества специализации, осуществить предпрофильную подготовку учащихся. Для организации на этом этапе углубленного изучения права, рекомендуется использовать учебные программы и пособия Российского фонда правовых реформ по праву для 5-11 классов.

В случае, если право выбирается для изучения на профильном уровне, на его изучение выделяется 140 часов – по 2 часа в неделю в X и XI классах. Рекомендуемый оптимальный объем учебного времени, позволяющий реализовать практическую направленность курса, -3-4 часа в неделю как в Х, так и ХI классе.

Правовая проблематика в основной и старшей школах может изучаться в составе элективных курсов – обязательных курсов по выбору учащихся, на которые выделяются часы регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения. В практике правовой подготовки в образовательных учреждениях Челябинской области накоплен положительный опыт преподавания таких элективных курсов, как «Основы избирательного права», «Из истории права», «Основы правоведения», «Права потребителей», «Права ребенка». Рекомендуется обратить внимание на внедрение новых элективных курсов: «Основы уголовного права, криминологии и судебной психиатрии как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних», разработан специалистами Челябинского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации и элективного курса «Права и ответственность ребенка» (Кожин Ю.А. М., Русское слово, 2008).

Образовательные учреждения на сегодня имеют широкие права в области выбора учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание права. Главным требованием при этом является соответствие учебных пособий Федеральному перечню учебников, допущенных и рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.

В настоящее время учитель права обеспечен целостной системой учебно-методических комплексов по праву в основной и средней (полной) школе. В рамках реализации проекта «Правовое образование в школе» Российским Фондом Правовых Реформ были разработаны учебные программы для 5-11 классов (направленные на углубленное изучение права), учебные пособия для учащихся, методические рекомендации для учителей, хрестоматии по праву.  В федеральном перечне учебников для основной школы, по данной линии указан учебник Володиной С.И., Полиевктовой А.М., Спасской В.В. Обществознание (Основы правовых знаний), 8-9 класс – М., Новый учебник, 2004.

При изучении права на базовом уровне возможно использование следующих учебно-методических комплексов:

  1. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Ч.1,2 10,11 кл. – М., Русское слово, 2005. (В УМК входит программа, поурочное планирование).

  2. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11 кл. – М., просвещение. 2004. (Методические рекомендации).

  3. Кашанина Т.В. Основы права. 10-11 кл. – М., Вита-Пресс, 2005. (В УМК входит методическое пособие, хрестоматия).

Изучать учебный предмет «Право» на профильном уровне рекомендуется с использованием следующих учебно-методических комплексов:

  1. Боголюбов Л.Н., Лукпшева Е.А., Матвеева А.И. Право.10, 11 кл.-М., Просвещение 2007.

  2. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Ч.1,2 10 класс, Ч.1,2 11 класс – М., Русское слово, 2006.

  3. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 кл. – М., Дрофа, 2005.

Особенностью преподавания права с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования является отказ от традиционных нормативистских установок в пользу ценностного подхода к праву, от юридического догматизма к деятельностному освоению правовых механизмов, средств и способов действия.

При освоении правового содержания стандарта в основной школе необходимо уделить особое внимание правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.

В старшей школе базовый курс права должен быть направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Учитель должен учесть, что на профильном уровне в старшей школе в содержание обязательного минимума включаются дополнительно темы, обеспечивающие приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления.

В рамках реализации национально-регионального компонента содержание правового компонента рекомендуется дополнить модулем, посвященным особенностям устройства органов государственной власти и местного самоуправления в Челябинской области.

В 2008 году специалистами ЧГПУ, ЧИППКРО на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования был разработан и апробирован новый современный электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области». Данная программа позволяет образовательным учреждениям конструировать предметные линии в образовательной программе, разрабатывать календарно-тематические планирования по предметам в соответствии со спецификой учреждения, определяемой соответствующим типом и видом.

Учителю права необходимо всесторонне изучить и эффективно использовать возможности нового электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для планирования учебно-методической работы по предмету, освоения содержания федерального компонента образовательного стандарта по экономике, составления календарно-тематических планов на базовом и профильном уровне, а также при конструировании содержания и планирования элективных курсов.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. В соответствии с методическими рекомендациями Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 15.03.2007 г. № 03-519 «Об обучении правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации» в электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области» включен в качестве элективного курса по праву учебно-методический комплекс «Права человека», разработанный АПК и ППКРО и издательством «Русское слово» (авторы – Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Маков, А.Б. Суслов, В.В. Смирнов).

Изучение прав человека в образовательных учреждениях возможно следующим образом:

1.Включение вопросов по правам человека в ряд учебных предметов школьных гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественнонаучного циклов (физическая и экономическая география и др.).

2. Введение курса «Права человека», как самостоятельного учебного предмета, на всех ступенях общего образования из расчета по 1 часу в неделю, за счет часов вариативной части учебного плана, а именно: часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Обучение правам человека в условиях профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, рекомендуется осуществлять в рамках гуманитарного или социально-экономического профилей.

Концепция, учебные программы, тематическое планирование курса, методическое пособие для учителя, тексты учебников «Права человека» 10-11 класс размещены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http:www.mon.gov.ru.

Практика преподавания и изучения права показывает, что усвоение учащимися содержания образования по праву достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса (обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), метод проектов, «портфолио ученика»). Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.

Важная роль при обучении праву отводится внеклассной и внешкольной работе. Содержание внеурочной деятельности включает такие направления, как развитие школьного самоуправления: участие в работе советов школы, создание ученических советов, социальное проектирование в рамках проектов «Я - гражданин России», «Гражданский форум», участие в конкурсах, олимпиадах.

Участие в школьном, районно-городском, областном этапах Всероссийской олимпиады школьников по праву, позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений по праву, создает льготные условия поступления в высшие учебные заведения. При подготовке к олимпиадам рекомендуется использовать обновленные учебно-методические комплексы по праву, предметные журналы «Основы государства и права», «Право в школе» и электронные информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс», методическое пособие Федерального агентства по образованию «Всероссийская олимпиада школьников по праву в 2006 году» - М., АПКиППКРО, 2006.

Особую важность в обучении праву приобретает изменение системы оценивания учебных достижений учащихся. Грамотная организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, что предметом оценивания становится правовая компетентность, т.е. определенные умения и навыки. В правовом образовании очевидной является необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выявление, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Принципами оценивания достижений учащихся в изучении права являются объективность, адекватность, значимость, открытость, доступность.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в качестве самостоятельного предмета в основной и старшей (полной) школе (базовый или профильный уровень), рекомендуется проведение экзамена по выбору для учащихся 9 и 11 классов. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением об итоговой аттестации. Примерные комплекты билетов по праву для итоговой аттестации за курс средней (полной) школы (базовый уровень) опубликованы в журнале «Вестник образования» в марте 2005 г. Примерный комплект билетов по праву для итоговой аттестации за курс средней (полной) школы (профильный уровень) опубликованы в журнале «Вестник образования» в марте 2006 г.


Ст. преподаватель кафедры

общественных и гуманитарных

дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО

Т.В.Якубовская

8(351)264-01-29


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы