О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году icon

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году




Скачать 310.27 Kb.
НазваниеО преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер310.27 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков












О преподавании физики в общеобразовательных

учреждениях Челябинской области

в 2008-2009 учебном году





Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений












Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания должно проводиться при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает обучающихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики основного общего образования строится на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Курс физики среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. В содержание курса физики для базового уровня включены знания и умения, наиболее значимые для формирования общей культуры. На профильном уровне, кроме знания и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки.

Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году должно осуществляться в соответствии с ОБУП (приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 01 июля 2004 г. № 01-678 и приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008 № 04-387). В основу ОБУП положен федеральный базисный учебный план, который разработан на основе федерального компонента стандарта общего образования. Соответственно продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. В соответствии с областным базисным учебным планом на обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года). На старшей ступени обучение должно быть организовано на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне не менее 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах).

Примерными программами курса физики предусмотрен резерв свободного учебного времени (в основной школе в объеме 21 часа, в средней школе при обучении на базовом уровне   14 часов и на профильном уровне   35 часов) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

На любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики посредством предоставления возможности выбора элективных курсов по физике.

При большом числе обучающихся, желающих изучать физику углубленно, образовательное учреждение имеет право, за счет часов вариативной части учебного плана, добавлять к 5 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение физики. Содержание учебного материала, дополняющего программу по физике профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей физики могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике и астрономии.

Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных учебных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося.

Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько функций:

– дополнять содержание профильного курса;

– развивать содержание одного из базовых курсов;

– удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Курс физики предусматривает формирование у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (приложение 1).

Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году должно осуществляться по учебникам в соответствии c приказом Министерства образования и науки РФ от 13.12.2007г. № 349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008-2009 учебный год». Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих официальных источниках:

  • «Вестник образования» - официальное издание Минобрнауки («Вестник образования» №1, 2008 г.);

  • официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru (приказ от 13 декабря 2007 г. №349);

  • официальный сайт Федерального совета по учебникам http://fsu.edu.ru

Обязательного требования к оформлению титульного листа учебника Минобрнауки не устанавливает, обязательным является прохождение процедуры экспертизы. Результаты экспертизы – это утвержденный перечень учебников.

В таблице 1 приведен список учебников прошедших экспертизу и рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.


Таблица 1


Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008-2009 учебный год


№п/п

в «Перечне…»

Авторы, название учебника


Класс

Издательство

Основное общее образование

543

Гуревич А.Е. Физика

7

Дрофа


544

Гуревич А.Е. Физика

8

Дрофа

545

Гуревич А.Е. Физика

9

Дрофа

546

Перышкин А.В. Физика

7

Дрофа

547

Перышкин А.В. Физика

8

Дрофа

548

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Дрофа

549

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. Физика / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.

7

Просвещение


550

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. Физика / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.

8

Просвещение

551

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. Физика / Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.

9

Просвещение

552

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика

7

Дрофа

553

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика

8

Дрофа

554

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика

9

Дрофа

555

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

7

Просвещение

556

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

8

Просвещение

557

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

9

Просвещение


558

Шахмаев Н.М., Бунчк А.В., Дик Ю.И. Физика

7

Мнемозина

559

Шахмаев Н.М., Бунчк А.В. Физика

8

Мнемозина

560

Шахмаев Н.М., Бунчк А.В. Физика

9

Мнемозина

Среднее (полное) общее образование

755

Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. Физика. Механика (профильный уровень) /под ред. Мякишева Г.Я.

10

Дрофа

756

Мякишев Г.Я. Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика (профильный уровень)

10

Дрофа

757

Мякишев Г.Я. Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика. Электродинамика (профильный уровень)

10-11

Дрофа

758

Мякишев Г.Я. Синяков А.З. Физика. Колебания и волны (профильный уровень)

11

Дрофа

759

Мякишев Г.Я. Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика (профильный уровень)

11

Дрофа

760

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Илекса

761

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Илекса

762

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. Физика (профильный уровень) / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф.

10

Просвещение

763

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. Физика (профильный уровень) /Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф.

11

Просвещение

764

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

765

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

766

Тихомирова С.А. Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

10

Мнемозина

767

Тихомирова С.А. Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

11

Мнемозина


Таким образом, в образовательном процессе в основной школе могут быть использованы учебники следующих авторов: Гуревич А.Е.; Перышкина А.В. и Гутник Е.М.; под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.; Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е.; Фадеевой А.А., Засова А.В. и Киселева Д.Ф.; Шахмаева Н.М. и Бунчк А.В.. В средней школе при организации обучения физике на базовом уровне рекомендуется использовать следующие учебники: Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б.; Генденштейна Л.Э. и Дика Ю.И.; на профильном уровне: под ред. Мякишева Г.Я.; под ред. Пинского А.А. и Кабардина О.Ф..

В таблице 2 приведен список учебников, имеющих гриф «допущено …», для определения перспективы использования учебников, для ознакомления учителей физики с новыми учебниками, их особенностями и другими составляющими учебно-методических комплектов, с опытом использования конкретных учебных пособий, с требования к учебникам и изменениями, происходящим в связи с введением государственного стандарта образования.

Таблица 2


Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008-2009 учебный год


№п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Основное общее образование

174

Андрюшечкин С.М. Физика

7

Полиграфия

175

Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика

7

Вентана-Граф

176

Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика

8

Вентана-Граф

177

Громов С.В., Родина Н.А. Физика

7

Просвещение

178

Громов С.В., Родина Н.А. Физика

9

Просвещение

179

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

7

ВЛАДОС

180

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

8

ВЛАДОС

Среднее (полное) общее образование

233

Физика (базовый уровень) / Под ред. Богданова К.Ю.

10

Просвещение

234

Гладышева Н.К., Нурминский И.И. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

235

Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамаш С.Я. и др. Физика / (профильный уровень)

10

Просвещение

236

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. (базовый уровень)

10

Дрофа


Таким образом, если обучение физике в 2007-2008 учебном году в 7-х и 8-х классах велось по учебникам авторов Громова С.В. и Родины Н.А., а в 10-м классе по учебнику автора Касьянов В.А., то в 2008-2009 учебном году при переходе в следующий класс необходимо продолжить обучение по учебникам этих же авторов для обеспечения преемственности и выполнения требований к усвоению содержания образования.

Решение о том, по каким учебникам будут организовано обучение по предмету, принимает образовательное учреждение в соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании». При определении учебников необходимо руководствоваться следующими рекомендациями. Во первых, предметная линия рассчитана в основной школе на 3 года (7-9 класс) и в средней школе на два года (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим. Во вторых, при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. В третьих, выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию. В четвертых, информация гриф «рекомендовано …» присваивается только комплекту учебников «7-9» или «10-11», а все остальные составляющие учебно-методического комплекта (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки обучения по данным учебникам.

Особенностью преподавания учебного предмета «Физика» в 2008-2009 учебном году является завершение перехода на новые образовательные стандарты, которые направлены на реализацию принципа личностно ориентированного обучения. Для учителя даны четкие ориентиры по разделению учебного материала на обязательный для усвоения всеми учащимися и материал, предлагаемый для изучения, но не подлежащий обязательному контролю с последующей оценкой (в образовательных стандартах такой материал выделен курсивом). Процесс обучения физике ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Действенным средством мотивации учения в основной школе является возбуждение интереса к изучаемому предмету. Физика как учебный предмет обладает возможностью привлечения внимания ко всему новому, ранее невиданному, неизвестному, яркому, эффективному. Почти на каждом уроке изучение материала должно сопровождаться демонстрацией нового, неизвестного природного явления, физического эффекта. За три года обучения в основной школе в соответствии с примерной программой по физике обучающиеся должны познакомиться с более 100 демонстрациями и выполнить 64 лабораторных работы и опыта. В средней школе при изучении физики на базовом уровне за два года обучающиеся должны познакомиться с 47 демонстрациями и выполнить 16 лабораторных работ и опытов. За два года изучения физики в средней школе на профильном уровне обучающиеся на уроках должны познакомиться с 96 демонстрациями, выполнить 26 лабораторных работ и опытов, а так же практические работы в рамках физического практикума (40 часов). Кроме того, 4 часа учебного времени отводятся на проведение наблюдений и 8 часов внеурочного времени на проведение экскурсий.

Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении. При этом возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового материала с использованием исследовательского подхода и максимальное количество опытов должно переноситься с демонстрационного стола учителя на парты обучающихся. При планировании учебного процесса необходимо уделить внимание не только количеству лабораторных работ, но и видам деятельности, которые они формируют. Желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей. При этом уделить внимание формированию следующих умений: конструировать экспериментальную установку исходя из формулировки гипотезы опыта; строить графики и рассчитывать по ним значения физических величин; анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы или графика, делать выводы по результатам эксперимента.

В помощь учителям в 2008 году был создан электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области». Структурными элементами программы являются следующие составляющие для федерального компонента: элементы государственного стандарта по физике, внутрипредметные связи, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование, пояснительную записку и другие сведения по тематическому планированию. Учебный план по физике для основной школы представлен тематическими планами для учебно-методических комплектов авторов: Перышкина А.В. и Гутник Е.М.; Громова С.В. и Родины Н.А. Для средней школы представлены тематические планы учебно-методических комплектов Касьянова В.А. для базового и профильного уровней изучения предмета. Электронный ресурс позволяет самостоятельно создавать или редактировать представленный тематический план для учебно-методического комплекта, используемого в общеобразовательном учреждении при обучении физике. В рамках учебных планов образовательных учреждений (школьный компонент учебного плана) представлены три элективных курса для средней школы, их тематическое планирование, пояснительная записка и другие сведения по тематическому планированию. Это тематические планы к следующим элективным курсам: «Методы решения физических задач», авторы В.А. Орлов и Ю.А. Сауров; «Измерение физических величин», авторы В.А. Орлов и Н.И. Шефер; «Плазма – четвертое состояние вещества», авторы В.А. Орлов и С.В. Дорожкин.

Обеспечение образовательной программы «Модель содержания образования» раскрывает следующие вопросы: печатная продукция и литература по физике; информационно-коммуникативные средства, технические средства обучения, учебно-практическое и лабораторное оборудование, мебель и кадры. Обеспечение учебного предмета «физика» отдельно представлено для основной школы, средней школы с базовым уровнем изучения предмета и средней школы с профильным уровнем.

Электронный ресурс «Образовательной программы Челябинской области» позволяет просматривать, создавать и редактировать состав содержания учебного предмета, внесенного в оболочку, и отдельные элементы учебного плана. Возможности программы позволяют распечатать содержание учебного предмета на бумажном носители.

При планировании и организации внеклассной работы по предмету необходимо учесть приказ Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. № 285 «Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников». Пункт 2 «Порядка проведения олимпиад школьников» определяет основные цели олимпиад «выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризации научных знаний среди молодежи». Пункт 6 определяет сроки и формы проведения «Олимпиады проводятся ежегодно с 1 сентября по 15 мая, в один или несколько этапов, в том числе заочных и (или) с применением дистанционных образовательных технологий. Количество, наименование и формы проведения этапов олимпиады определяются положением об олимпиаде. Заключительный этап олимпиады проводится обязательно в очной форме».

Положение о всероссийской олимпиаде школьников утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. № 286. В положении отмечается, что в олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы. Олимпиада проводиться в четыре этапа, организаторами которых являются:

школьный этап – образовательные организации;

муниципальный этап – органы местного самоуправления муниципальных и государственных округов в сфере образования;

региональный этап – органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

заключительный этап – Федеральное агентство по образованию.

Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. Подготовку школьников к олимпиадам по предметам, не включенным в федеральный базисный учебный план, нужно проводить по вопросам, рекомендуемым методической комиссией Всероссийской Олимпиады. Вопросы для подготовки школьников к олимпиаде по астрономии и физике космоса представлены в приложении к инструктивно-методическому письму «О преподавании физики в образовательных учреждениях Челябинской области в 2007-2008 уч.году». Квоты на участие в каждом этапе олимпиады определяются организатором соответствующего этапа олимпиады. Квоты на участие в школьном этапе олимпиады не устанавливаются. Порядок проведения школьного этапа олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников и приведен в приложении 2.

Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету должны основываться на требованиях к уровню подготовки выпускников, установленных федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и служащих основой при разработке контрольно-измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в Челябинской области два года осуществляется в новой форме на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

В соответствии со спецификацией экзаменационная работа по физике для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов включает задания по всем тематическим разделам курса физики основной школы разного уровня сложности. Задания базового уровня сложности проверяют владение наиболее важным понятийным аппаратом школьного курса физики на уровне простого воспроизведения или действия в стандартной учебной ситуации, а также умение отвечать на прямые вопросы к тексту, извлекать информацию из таблиц и графиков. Задания повышенного уровня сложности проверяют умение применять знания в знакомой или измененной ситуации для нахождения объяснения различных явлений и процессов, при решении физических задач с использованием одного закона или формулы, строить на основе имеющихся теоретических знаний логические связные объяснения процессов и явлений в окружающей жизни. Задания высокого уровня сложности (задания с развернутым ответом) проверяют сформированность экспериментальных умений при проведении косвенных измерений физических величин и умение решать задачи на применение не менее двух законов или формул из одного или двух разделов курса физики, особенностью этих заданий является проверка не отдельных приемов, а логически связанной цепочки действий при проведении целостного исследования или решения задачи. Особенности заданий разного уровня сложности необходимо учитывать как при составлении тематических и годовых контрольных работ, так и по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Специфика отбора заданий по содержанию и уровню сложности позволяет диагностировать не только объем усвоенных учащимся содержательных элементов, но и овладение им различных видов деятельности

Экзаменационные варианты для государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике конструируются исходя из требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии со сложившейся системой проверки знаний и умений обучающихся по физике. В связи с этим при создании экзаменационных материалов не могут учитываться особенности методики преподавания предмета по отдельным вариативным учебно-методическим комплектам.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) школы по физике с 2009 года будет проходить только в форме единого государственного экзамена.

При подготовке обучающихся к итоговой аттестации необходимо обратить внимание на то, что сегодня содержание стандарта базового уровня лишь на 30% перекрывает контролируемые элементы содержания, включенные в ныне действующий Кодификатор ЕГЭ. В Требованиях к уровню подготовки стандарта базового уровня отсутствует умение решать физические задачи, которое является необходимым для продолжения образования в высших учебных заведениях, где физика является одним из профилирующих предметов. Таким образом, стандарт базового уровня не предполагает полноценной подготовки, необходимой для продолжения образования в вузе.

Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и выбирается, в основном, теми выпускниками, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приемных испытаний, то для конструирования Кодификатора и Перечня видов деятельности в 2009 году был выбран стандарт среднего (полного) образования по физике профильного уровня.

При разработке проекта модели экзамена 2009 г. был проведен тестологический анализ банка тестовых заданий ЕГЭ по физике. Было решено перевести расчетные задачи повышенного уровня (ранее использовавшиеся в качестве заданий с кратким ответом) в первую часть работы в виде заданий с выбором ответа. Во второй же части работы использовать задания на соответствие и проверять с их помощью те виды деятельности, задания для которых не конструируются в виде заданий с выбором ответа.

Содержательный анализ по видам деятельности показал явный недостаток в КИМах ЕГЭ заданий, проверяющих понимание смысла физических явлений, а также качественных задач по физике. Поэтому было принято решение увеличить долю заданий, проверяющих эти виды деятельности в первой части работы, а также добавить в третью часть одну качественную задачу с развернутым ответом.

Для поведения государственной (итоговой) аттестации выпускников средней (полной) школы по физике разработан проект модели ЕГЭ 2009 года в соответствии с которым экзамен предполагается проводить в следующих формах:

  1. Экзаменационная работа по физике. Профильный уровень (см. «Спецификацию экзаменационной работы по физике ЕГЭ 2009 г. Профильный уровень», «Демонстрационный вариант 2009 г. Профильный уровень».)

  2. Экзаменационная работа по физике. Проверка экспериментальных умений (см. «Спецификацию экзаменационной работы по проверке экспериментальных умений по физике ЕГЭ 2009 г.», «Демонстрационный вариант 2009 г. Проверка экспериментальных умений по физике»).

Экзаменационная работа по физике профильного уровня предназначена для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, изучавших школьный курс физики на профильном уровне, и призвана оценить их общеобразовательную подготовку с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, в которых физика является одним из профильных предметов. ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускника и проводится в виде письменной экзаменационной работы.

Время выполнения работы составляет 3,5 часа (210 мин). Кодификатор для ЕГЭ 2009 г. составлен на основе обязательного минимума основных образовательных программ Стандарта среднего (полного) образования по физике профильного уровня. Виды деятельности, проверка которых будет осуществляться заданиями КИМов, представлены в Перечне видов деятельности, которые составлены на основе Требований к уровню подготовки выпускников стандарта профильного уровня. Работа состоит из 35 заданий разной формы (с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом) и уровня сложности (базовый, повышенный, высокий).

Экзаменационная работа по проверке экспериментальных умений по физике предназначена для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и является дополнительным испытанием по выбору выпускника. Экзаменационная работа по проверке экспериментальных умений может проводиться в течение апреля-мая месяцев (в дни определенные Рособрнадзором) в специально оборудованных муниципальных диагностических центрах. Работа должна выполняться на реальном оборудовании, включенном в перечень комплекта «ЕГЭ-лаборатория», и оценивается двумя экспертами по письменному отчету экзаменуемого. Данная работа может быть использована для отбора выпускников при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, а также для корректировки результатов государственной итоговой аттестации по 5-ти балльной шкале.

Время выполнения работы 2 ч. (120 мин). Экзаменационная работа состоит из четырех заданий с развернутым ответом разного уровня сложности (базовый, повышенный, высокий).

Введение дополнительного испытания по проверке экспериментальных умений осуществляется постепенно по мере готовности регионов и оснащения муниципальных диагностических центров.

Рекомендуется при подготовке учащихся к итоговой аттестации использовать пособия из перечня учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях (приложение 3).


Приложение 1

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые у школьников при обучении физике в результате освоения содержания основного общего образования.

Познавательная деятельность


Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.) Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность


Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность


Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность


Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Информационно - коммуникативная деятельность


Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из ауди-визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность


Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Приложение 2


Порядок проведения школьного этапа олимпиады

1. Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.

2. Для проведения школьного этапа олимпиады организатором данного этапа олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа олимпиады.

3. Школьный этап олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий олимпиады.

4. В школьном этапе олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в олимпиаде.

5. Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае когда победители не определены, в школьном этапе олимпиады определяются только призеры.

6. Количество призеров школьного этапа олимпиады определяется исходя из квоты, установленной организатором муниципального этапа олимпиады.

7. Призерами школьного этапа олимпиады в пределах установленной квоты признаются все участники школьного этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

8. Список победителей и призеров школьного этапа олимпиады утверждается организатором школьного этапа олимпиады.

9. Победители и призеры школьного этапа олимпиады награждаются дипломами.


Приложение 3

Перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях


  1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М. : Интеллект – Центр, 2006.

  2. Единый государственный экзамен 2007. Физика: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ; авторы-составители В.А. Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов. – М. : Интеллект-Центр.

  3. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика / О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник.   М. Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

  4. ЕГЭ – 2007: Физика. Сборник заданий / Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов. – М. : Просвещение, Эксмо, 2007.

  5. Единый государственный экзамен: Физика: контрольные измерительные материалы: Репетиционная Сессия 1 / Г.Г. Никифоров, Г.А. Чижов. – М. : Вентана-Граф, 2006.

  6. Единый государственный экзамен: Физика: контрольные измерительные материалы: Репетиционная Сессия 2 / Г.Г. Никифоров, Г.А. Чижов. – М. : Вентана-Граф, 2006.

  7. Единый государственный экзамен: Физика: контрольные измерительные материалы: Репетиционная Сессия 3 / Г.Г. Никифоров, Г.А. Чижов. – М. : Вентана-Граф, 2007.

  8. Единый государственный экзамен: Физика: контрольные измерительные материалы: Репетиционная Сессия 4 / Г.Г. Никифоров, Г.А. Чижов. – М. : Вентана-Граф, 2007.

  9. Единый государственный экзамен: Физика: контрольные измерительные материалы: Репетиционная Сессия 5 / Г.Г. Никифоров, Г.А. Чижов. – М. : Вентана-Граф, 2007.

  10. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю. Закурдаева, Е.Е. Камзеева. 2-е изд., испр. – М. : Вентана - Граф, 2007 (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

  11. Физика: Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю. Закурдаева, Е.Е. Камзеева. 2-е изд., испр. – М. : Вентана - Граф, 2007 (Практикум по подготовке к ЕГЭ).

  12. : Физика: Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С.Ю. Закурдаева, Е.Е. Камзеева. 2-е изд., испр. – М. : Вентана - Граф, 2007 (Практикум по подготовке к ЕГЭ).







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconО преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-2013 учебном году
Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира,...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы