О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 347.36 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер347.36 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Математика»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








Общая характеристика учебного предмета

1.1 Основная школа

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности в них отражен богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

 развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

 овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

 изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

 развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

 получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

 развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

 сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в Федеральном и областном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

 планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

 решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

 исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

 ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

 проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

 поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

1.2 Старшая школа (базовый уровень)

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

 систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

 расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

 изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

 развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

 знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности; отношения к математике как части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии.

Примерная программа рассчитана на 280 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

 построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

 выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

 самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

 проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

 самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

1.3. Старшая школа (профильный уровень)

В профильном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

 систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;

 развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

 систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;

 расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;

 развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

 совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

 формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Цели

Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю. При этом учебное время может быть увеличено до 12 уроков в неделю за счет школьного компонента с учетом элективных курсов. Примерная программа рассчитана на 420 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

 проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

 решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

 планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

 построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

 самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Преподавание дисциплин образовательной области «Математика» во всех образовательных учреждениях должно осуществляться в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  • Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

  • Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»

  • Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ ГУОиН Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004 «Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области».

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».    

  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ . № 349 от 13.12. 2007г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076« О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  • Документы МОиН Челябинской области по нормативно-правовому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2007/2008 учебном году.

  • Методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании математики в 2008-2009 учебном году».

Выбор учебников и пособий необходимо осуществлять в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 13.12. 2007г. № 349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год». В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Минобразования России. При выборе учебников следует обратить внимание на наличие тем и разделов «Вероятность» и «Стохастика», которые внесены в «Стандарты математического образования».

Н
ецелесообразно использование тех учебников и пособий, которые не содержат полного дидактического комплекта. Оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий математики базовой школы, является комплект под редакцией А.Г. Мордковича. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов. Преподавание математики в области ведется по трем основным линиям:






В связи с изменением в Федеральном перечне учебников на 2008 –2009 учебный год (приказ № 349 от13.12.2007.) учебно-методический комплекс под ред. Ш.А. Алимова не рекомендован к использованию. Однако, в школах, где используется данный УМК в целях соблюдения преемственности в 8, 9 и 11 классах необходимо закончить данную линию, а в 7 и 10 классах не выбирать данный комплекс.

Геометрия в Челябинской области ведется по учебнику Л.С. Атанасян. Данная линия является доработанной в соответствии с требованиями нормативных документов.

В помощь учителям в 2008 году был создан электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области», структурными элементами которой являются следующие составляющие: федеральный компонент государственного образовательного стандарта по математики, примерные программы, внутрипредметные связи, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование, обеспечение учебного предмета «математика»- для основной школы, средней школы с базовым и профильным уровнем изучения предмета. Возможности данного электронного ресурса: оперативный доступ к необходимым учебным материалам, самостоятельное создание или редактирование представленных тематических планов, тиражирование методической продукции электронного ресурса, представление информации на бумажных носителях. В этой программе учтены все действующие нормативные, методические требования к современному математическому образованию.

Образовательные учреждения должны выбирать программы и УМК на старшей ступени образования в соответствии с профилем классов. При отборе содержания и методики профильного изучения математики необходимо ориентироваться на примерные программы и требования к уровню подготовки учащихся (базовый, профильный, углубленный).

На изучение математики на базовом уровне предусматривается 4 часа в неделю. Материал, соответствующий обязательному минимуму содержания, в этом случае можно изучать как в рамках интегрированных курсов математики (по учебникам математики М.И. Башмакова), так и по-предметно: «Алгебра и начала анализа» в объеме 2,5 часа в неделю и «Геометрия» в объеме 1,5 часа в неделю.

Изучение математики в профильных классах имеет свою специфику: каждый профиль включает инвариантное ядро содержания, определяемое государственных образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.), и вариативную составляющую, определяемую профилем обучения.

Курс математики в классах гуманитарного профиля должен обеспечить усвоение учениками минимума знаний. Акцент в содержании математического образования делается на раскрытии роли математики как элемента человеческой культуры, развитии у школьников образного представления о математических явлениях и закономерностях.

Курс математики в классах общеобразовательного профиля дает представление о роли математики в современном мире, о способах применения математики в технике и в гуманитарных сферах.

Содержание курса математики естественнонаучного профиля ориентировано на тех учащихся, которые выбирают области деятельности, где математика играет роль аппарата, средства для изучения закономерностей окружающего мира.

В классах школ и лицеев с углубленным изучением математики содержание курса ориентировано на продолжение образования и профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.

В процессе создания системы качества Российского образования в 2008 году в Челябинской области впервые был проведен экзамен по геометрии в новой форме, целью которого было оценить общеобразовательную подготовку по геометрии выпускников IХ класса общеобразовательных учреждений.

В 2008-2009 учебном году новая форма итоговой аттестации по алгебре и геометрии сохранится, поэтому, учителям при подготовке к итоговой аттестации выпускников в 9 классах необходимо это учитывать.

В связи с введением единого государственного экзамена в штатный режим с 2009 года данный формат экзамена становится единственной формой итоговой аттестации выпускников средней школы. Согласно приказа Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», преподавание математики в ОУ может вестись на базовом или профильном уровне.

В этих условиях в 2008-2009 учебном году на уровне РФ решается вопрос о проведении ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровнях.

Целью ЕГЭ базового уровня является обеспечение государственной (итоговой) аттестации выпускников средней (полной) школы, изучавших курс математики, отвечающий образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по математике – базовый уровень. В связи с этим основная задача этого экзамена – обеспечить объективную дифференциацию выпускников школы по уровню математической подготовки для выставления объективных итоговых отметок по математике1.

При разработке модели ЕГЭ базового уровня будет учитываться преемственность новой модели с действующей в настоящее время моделью ЕГЭ (курс В) за счет сохранения:

  • Распределения заданий по частям работы, согласно их уровню сложности – базовый (Часть 1) и повышенный (Часть 2);

  • Контролируемых видов познавательной деятельности (распознавание-понимание, применение знаний в знакомой ситуации);

  • Соотношения количества заданий по геометрии и алгебре;

  • Критерия получения минимальной положительной отметки «3» на основе числа верно выполненных заданий, которое определяется с учетом количества заданий базового уровня в работе;

  • Типов используемых заданий: с выбором ответа из четырех предложенных альтернатив, с кратким ответом, с развернутым ответом.

В тоже время новая модель экзамена – ЕГЭ базового уровня – будет иметь свои особенности, обусловленные спецификой самого курса и психологическими особенностями школьников, а именно:

  • Включение в работу заданий только двух уровней сложности: базового и повышенного;

  • Уменьшение в целом уровня сложности работы – контроль следующих видов деятельности: распознавание/понимание, применение в знакомой ситуации, применение в измененной ситуации;

  • Увеличение числа заданий с наглядной основой, в которой информация предлагается в графическом виде

  • Уменьшение числа заданий с выбором ответа до 9

  • Уменьшение числа заданий в работе до 20

  • Время выполнения работы 180 минут

  • Включение в работу 3 заданий по геометрии (2 –базового и 1 –повышенного уровня) – на распознавание понятий и вычисление геометрических величин, повышенного – на вычисление геометрических величин в измененной ситуации;

  • Включение двух заданий на проверку овладения материалом раздела курса математики «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»;

  • Размещение в тексте работы ограниченного набора математических формул;

  • Разрешение пользоваться на экзамене простейшим непрограммируемым калькулятором.

Целью ЕГЭ профильного уровня является обеспечение государственной (итоговой) аттестации выпускников средней (полной) школы, изучавших курс математики, отвечающий образовательному стандарту среднего (полного) общего образования по математике – профильный уровень. В связи с этим основная задача этого экзамена – оценить общеобразовательную подготовку по математике выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в вузы. Особенностью ЕГЭ в 2009 году будет включение заданий раздела курса математики «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».

Экзамен базового уровня будет востребован выпускниками, не планирующими поступать в вузы. Экзамен базового уровня может также сдавать и выпускник-абитуриент. Он заинтересован в сдаче экзаменов по математике или на базовом или на профильном уровне. Если выпускник планирует поступать в вуз, но в школе он изучал математику на базовом уровне, то ему должна быть предоставлена возможность, сдавать ЕГЭ на профильном уровне. Следовательно, при проведении ЕГЭ выпускникам средней школы будет предоставлено право сдачи экзамена по математике на базовом или профильном уровне.

Нормативные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы мониторинга.

Единый государственный экзамен и новая форма итоговой аттестации в 9 классах рассматривается в качестве одного из составляющих элементов создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Результаты независимой оценки образованности выпускников предоставляют информацию, являющуюся индикатором состояния образовательной системы, успешности реализации образовательных программ, учебно-методического и дидактического обеспечения, степени соответствия подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов.

Результаты независимого оценивания уровня подготовки выпускников 2 и 3 ступеней образования позволяют проанализировать различные стороны математической подготовки выпускников, выявить причины недостатков, наметить пути совершенствования образовательного процесса и учебных предметов в целях повышения его эффективности. Данные по всем уровням анализа результатов оказывают позитивное воздействие на систему образования путем управленческой, методической помощи образовательным учреждениям, внедрения в практику их работы лучшего опыта.

Рекомендации, изложенные в настоящем письме, в полной мере относятся к обучению математике учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, которые получают документ об образовании установленного образца в результате усвоения содержания минимума образования, соответствующего государственным стандартам общего образования. УМК для этих классов выбирается из тех, которые названы в федеральных перечнях учебников на 2008/2009 учебный год. Никаких официальных программ федерального уровня для данных классов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, не существует. Уровень познавательных возможностей и математической подготовки учащихся определяется на основе диагностики психоло-педагогических особенностей и учитывается при отборе дидактического обеспечения рабочей образовательной программы, а также методики преподавания предметов ОО «Математика». Классы компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях имеют различную специфику, поэтому нельзя требовать от учителя неукоснительного выполнения тех рекомендаций, которые содержатся в материалах из опыта работы учителей и опубликованы в периодической печати. При составлении рабочей программы по математике для данных классов в пояснительной записке необходимо указать особенности контингента учащихся и сущность корректировки содержания учебного материала и способов учебной деятельности, учащихся при усвоении соответствующего курса. Государственная (итоговая) аттестация учащихся этих классов по математике за курс основной школы проводится в щадящем режиме с использованием «Сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы». 9 класс/ Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. Изд. 5 и более поздние. – М.: Дрофа, 2004-2008 годы.

Приложение 1

Учебно-методический комплекс учебного предмета «Математика»

1. Общие положения

    1. Учебно-методический комплекс предмета это совокупность нормативных, организационных и методических документов, спроектированных на основе программно-целевого подхода, взаимосвязанных единой методологией и организацией преподавания конкретной учебной дисциплины.

    2. Учебно-методический комплекс предмета разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету.

  1. Структура учебно-методического комплекса

2.1. Учебно-методический комплекс математики как учебной дисциплины включает комплекты документов:

  • нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Математика»;

  • программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

  • материально-техническое обеспечение преподавания предмета;

  • мониторинг учебной дисциплины.

2.2. Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания математики

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Под учебной программой подразумевают модель (проект) учебного курса, в которой определено содержание образования и способы организации его усвоения учащимися.

Учебные программы подразделяются на типовые (утвержденные МОиН РФ) и рабочие программы, которые утверждаются региональными органами управления образованием или педагогическим советом школы (как правило, это программы элективных курсов и спецкурсов, реализуемых за счет школьного компонента ОБУП).

Типовая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим:

  • учебные пособия для учащихся (учебники, тетради на печатной основе, справочники, сборники задач и упражнений, пособия для поступающих в вузы, учебная и научно-популярная литература);

  • методические пособия для учителя (стандартные и общие методики, проблемные методические руководства, периодические издания, пособия для контроля образовательных достижений учащихся).

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план.

  • электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы).

2.3. Учебно-тематическое планирование учебного процесса

Учебно-тематический план – документ, позволяющий спланировать учебно-воспитательную работу по теме, распределить учебное время на реализацию всех модулей учебного процесса (изучение нового учебного материала, совершенствование знаний и умений учащихся, контроль усвоения содержания), отобрать рациональные формы организации учебной деятельности учащихся, основные методы и приемы работы.

При создании учебно-тематического плана необходимо:

  • продумать обучающий, развивающий и воспитывающий потенциалы темы;

  • определить ее образовательные задачи по трем направлениям (обучения, воспитания, развития);

  • уточнить чередование основных дидактических целей и соответственно типов уроков;

  • выбрать форму организации и методы, используемые на том или ином уроке;

  • определить виды и формы контроля результатов обучения.

Виды учебно-тематического планирования:

    1. Полное

    2. Неполное (поурочное планирование, представляющее перечень уроков по темам).

Требования к учебно-тематическому плану

Учебно-тематический план должен включать:

  1. название темы;

  2. время, отводимое программой на ее изучение;

  3. учебно-воспитательные задачи, которые необходимо решать учителю в процессе ее преподавания;

  4. номер урока (в общей нумерации уроков и номер урока в данной теме);

  5. тему урока;

  6. форму учебного занятия (лекция, семинар, практикум, зачет и др.) или тип урока (уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся);

  7. задачи урока (обучения, воспитания, развития);

  8. планируемые результаты обучения, воспитания, развития; виды и формы контроля результатов обучения (виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работ, тестирование, математический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.).

2.4. Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

    • учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

    • учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся);

    • инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания математического образования);

    • варианты разно уровневых и творческих домашних заданий;

    • материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

2.5. Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Математика» должно быть ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по математики (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

2.6. Мониторинг учебной дисциплины

  • мониторинг уровня обученности учащихся по предмету;

  • мониторинг уровня развития учащихся (сформированности основных видов познавательной деятельности учащихся, в том числе и их творческого потенциала);

  • индекс развития познавательного интереса учащихся к изучению предмета

  • самодиагностика профессиональных умений и навыков учителя.

Приложение 2

С
труктура учебно-методического комплекта (УМК) элективного курса



Приложение 3

Программа элективного курса

  1. Название элективного курса (дисциплина, класс преподавания, общее количество учебных часов).

  2. Пояснительная записка

    1. Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс). Краткая аннотация должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом.

    2. Место элективного курса в образовательном процессе:

– место элективного курса в соотношении с базовыми и профильными общеобразовательными предметами;

– межпредметные связи, реализуемые при изучении элективного курса;

– общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении элективного курса;

– способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся;

– учет регионального компонента содержания образования.

2.3. Цели и задачи изучаемого курса.

  • для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет?

  • в соответствии с целями формулируются задачи изучения курса: что необходимо для изучения курса? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?

2.4. Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса (концепции курса, теоретических положений, ключевых понятий).

Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса.

2.5.Обоснование особенностей методики преподавания элективного курса.

3. Содержание и организация процесса обучения

    1. Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.

    2. Основное содержание изучаемого учебного материала (факты, понятия, термины, представления, законы, теории, идеи).

    3. Демонстрационные эксперимент, лабораторные работы и практические занятия.

    4. Требования к результатам обучения (компетенции, знания, умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела).

  1. Методы и формы обучения

Ведущие методы преподавания элективного курса:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.).

  1. Планируемые результаты обучения

В разделе указываются формируемые знания, умения, компетенции, способы деятельности, ценности, представления.

  1. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки

Контрольная работа, итоговая конференция, зачет, отчет об исследовании, итоговое тестирование, зачетный практикум, защита творческих проектов, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т.д.), отчет о выполненной практической работе, портфолио как набор образовательных продуктов (реализованных проектов) ученика.

7. Учебно-тематический план (УТП)

УТП отражает основное содержание всех разделов (тем) курса с указанием бюджета времени на их изучение, формы учебных занятий, основные методы преподавания, включая образовательный продукт (сообщение, опорный конспект, домашняя практическая работа, тезисы, доклад, реферат, отчет о практической работе, исследование или экскурсии, решенные проблемные задачи, структурно-логические схемы, проект, прибор, модель, макет, таблица, препарат, схема устройства, эссе, поделка и т.д.).

  1. Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная).

  2. Материально-техническое оснащение курса (оборудование, реактивы, электронные пособия, Интернет-ресурсы).


Приложение 4


Рекомендации по организации деятельности муниципальных методических объединений учителей математики в условиях модернизации общего образования в 2008-2009 уч. году

В 2008-2009 учебном году в образовательных учреждениях Челябинской области должна быть продолжена работа по реализации задач модернизации общего образования, переходу на профильное обучение на старшей ступени общего образования и предпрофильную подготовку учащихся основной школы, внедрение единого государственного экзамена для выпускников средней школы и новой формы итоговой аттестации для выпускников основной школы.

Реализация задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и в Концепции профильного обучения на старшей ступени школы, предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству, эрудиции и культуре учителя.

Возрастание требований к учителю как ключевой фигуре модернизации российской школы делает необходимым совершенствование методической работы как формы повышения квалификации и педагогического мастерства учителя.

Цели методической работы в условиях реализации основных проектов модернизации общего образования:

  • подготовка учителей для работы в условиях внедрения профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся, в условиях внедрения новых форм итоговой аттестации выпускников;

  • совершенствование профессиональных компетенций учителей, позволяющих достигнуть качественно новых образовательных результатов.

Задачи методической работы:

  • ознакомление учителей с основными проектами модернизации российской школы на период до 2010 г.;

  • инициирование опытно-экспериментальной работы по проблеме;

  • стимулирование развития творчества и инициативы учителей по разработке программных и методических материалов, внедрению в практику образовательного процесса современных педагогических технологий;

  • вооружение педагогов системой специальных методических знаний, раскрывающих особенности познавательной деятельности учащихся, специфику содержания, форм и методов обучения в классах разного профиля;

  • подготовка учителей к разработке программ элективных курсов и освоению методики их преподавания в рамках предпрофильной подготовки;

  • отработка эффективных методов и организационных форм обучения, отвечающих специфике профиля;

  • отработка методики подготовки учащихся к ЕГЭ и новой форме итоговой аттестации в основной школе.

Основные направления деятельности муниципальных методических объединений учителей математики в условиях модернизации общего образования:

  1. Научно-методическая и инновационная деятельность:

  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка программ элективных курсов, дидактического и методического обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся);

  • апробация современных педагогических технологий (в т.ч. информационных);

  • экспериментальная проверка эффективности методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся в условиях профильного обучения;

  • отработка модели «портфолио» образовательных достижений ученика в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки;

  • освоение методики преподавания элективных курсов в рамках предпрофильного и профильного обучения;

  • отработка методики подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) школы.

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:

  • экспертиза авторских (институциональных) программ ЭК, их методического обеспечения;

  • анализ качества подготовки учащихся по результатам итоговой аттестации;

  • мониторинг качества образования;

  • сбор и анализ информации о программно-методическом обеспечении образовательного процесса в условиях профильного обучения учащихся;

  • сбор и анализ информации об оснащенности образовательного процесса учебным оборудованием;

  • разработка методического инструментария для измерения эффективности научно-методической работы;

  • анализ результатов инновационной деятельности.

  1. Повышение квалификации педагогических кадров по проблемам профильного образования и предпрофильной подготовки:

  • координация своевременности прохождения учителями курсов повышения квалификации в ИПК по проблемам профильного образования;

  • создание опорных школ, творческих групп, педагогических мастерских, проведение теоретических и практических семинаров по актуальным проблемам профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся;

  • самообразование учителей (выбор темы методической работы, посвященной актуальным проблемам профильного образования);

  • аттестация педагогических кадров (учет результатов инновационной деятельности при аттестации учителей).

Приложение 5

Проблемы и документы для обсуждения

на заседаниях методических объединений учителей математики


  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования. Основные проекты модернизации общего среднего образования.

  2. Современное состояние, проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных учреждениях России. Нормативная база модернизации структуры и содержания математического образования.

  3. Цели, задачи, типы и виды профильного обучения. Организационные модели профильного обучения.

  4. Государственный образовательный стандарт. Основные направления обновления содержания естественнонаучного образования.

  5. Программное и дидактико-методическое обеспечение профильного образования по учебному предмету.

  6. Базовая модель предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

  7. Элективные курсы – основной компонент предпрофильной подготовки учащихся основной школы и средство личностного самоопределения учащихся. Типы элективных курсов.

  8. Проектирование пакета элективных курсов в ОУ. Требования к учебной программе элективного курса. Содержание и методика преподавания элективных курсов.

  9. Методы и организационные формы профильного обучения старшеклассников и предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Активные методы и формы обучения.

  10. Единство дидактических подходов в учебно-методических комплектах по математики.

  11. Взаимосвязь федерального, регионального и школьного компонентов содержания математического образования.

  12. Использование особенностей учебно-методических комплектов для дифференциации обучения математики.

  13. Формы и виды дифференциации математического образования.

  14. Инновационные технологии обучения математики: модульное обучение, проектное обучение, проблемное обучение и др.

  15. Применение информационных технологий в преподавании математики.

  16. Пути реализации практической и прикладной направленности на уроках математики.

  17. Формирование технологии промежуточной и итоговой диагностики результатов обучения математики.

  18. Инструментарий мониторинга образовательных результатов в условиях профильного обучения.

  19. Портфолио образовательных достижений учащихся как средство формирования накопительной оценки учащихся в предпрофильной подготовке.

  20. Общеучебные и специальные предметные умения в содержании математического образования. Методика их формирования.

  21. Содержание и формы реализации регионального содержания математического образования в условиях городской и сельской школы.

  22. Формирование здорового образа жизни средствами учебного предмета «Математика».

  23. Анализ состояния преподавания и качества подготовки учащихся по предмету по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса.

  24. Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования. Особенности КИМов по математике в системе ЕГЭ 2008 г. Результаты ЕГЭ 2008 г.

  25. Технология подготовки учащихся к единому государственному экзамену по математике и государственной итоговой аттестации в основной школе.

1 Более подробно можно ознакомиться на сайте www.fipi.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы