О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 302.54 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер302.54 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Технология»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По областному базисному учебному плану (далее ОБУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования.

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–9 классах выделено 2 часа в неделю, в 8-9 классах, также - 2 часа в неделю в соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25 марта 2008 г. №2/1 «Об организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся» и на основании внесения изменений в областной базисный учебный план (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №04–387 от 05.05.2008 г. « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2008-2009 учебный год»)


Областной базисный учебный план

на 2008/2009 учебный год (фрагмент по предмету «Технология»)

Предмет

Классы





5

6

7

8

9

Технология

2

2

2

2

2

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий содержание основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретном сельском общеобразовательном учреждении составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данной территории.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда.

Содержание, форма организации таких курсов в рамках предпрофильной подготовки должны быть направлены не только на расширение знаний учащегося по тому или иному предмету (образовательной области), но и, прежде всего, на формирование представлений о различных профилях обучения в старшей школе, и способствовать самоопределению ученика относительно профиля обучения. Примерная тематика элективных ориентационных курсов: "Основы кулинарии", " Художественная обработка материалов", "Основы швейного производства", "Ландшафтный дизайн", "Культура современной девушки" ,"Основы ТРИЗа", "Культура современного молодого человека"," Технология и окружающая среда"," Компьютер и производство", "Экология человека", "Интерьер глазами психолога", "Техника в перспективе развития " и др. 1/3 объема предпрофильной подготовки (30-35 часов за год) предлагается отводить на информационную работу, мероприятия профориентационного характера, а также на психолого-педагогическое диагностирование, анкетирование и консультирование учащихся 9-х классов с использованием следующих изданий:

  • Ф.А. Зуева Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения // учебно-методическое пособие для учащихся 9-х классов.- Челябинск: Изд-во «Взгляд», 2006 (рекомендовано Минобрнауки Челябинской области);

  • Ф.А.Зуева Предпрофильное и профильное образования: основные подходы // Методическое пособие.-Челябинск: Взгляд, 2006

  • В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса.-М.: Вентана-Граф, 2005

В областном базисном учебном плане для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» представлена в составе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На ее изучение в 10 и 11 классах здесь отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе).

Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, из регионального компонента отводится 70 часов в 10, 11 классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Национально- региональный компонент содержания технологического образования может быть представлен следующими темами:


Разделы программы

Примерная тематика

Современное производство и профессиональное образование

Экскурсии на предприятия Уральского региона. Знакомство с профессиями, востребованными на Урале

Кулинария

Блюда национальной кухни народов Уральского региона. Русская масленница. Пасха. Курбан-байрам. Сабантуй.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.



Творчество народных умельцев. Элементы древнего зодчества в современной архитектуре. Художественная обработка металла: златоустовская гравюра, каслинское литье. Экология Урала и производство.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов


Изучение истории народных костюмов Уральского Региона. Моделирование одежды. Национальные костюмы. Виды орнаментов, элементы старинного рукоделия в современной одежде.

Проект

Оформление и организация праздников.

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

В каждом разделе минимума содержания образовательных программ по технологии для основной школы, независимо от выбранных направлений технологического обучения и изучаемых технологий, предусмотрено освоение следующих сквозных тематических линий содержания обучения:

– культура и эстетика труда; безопасность трудовой деятельности;

– получение и использование информации в текстовой и графической формах с использованием ПК;

– элементы прикладной экономики и предпринимательства;

– мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; творческая, проектная деятельность;

– влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; тенденции развития техники и технологий.

Функционально-прикладной характер обучения технологии, обеспечивающий в процессе освоения разнообразные способы практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда (75-80 % учебного времени), подводит к следующему требованию: домашнее задание задается только в случае освоения теоретического учебного материала, что составляет 20-25 % учебного времени, соответственно, в таком же процентном соотношении должны быть представлены и записи в классном журнале. Так как виды и содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяют осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников, домашнее задание по практической части не задается.

Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения.

На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы и проводится обучение технологиям проектирования и создания объектов труда с учетом познавательных интересов учащихся.

В технологическом профиле обучения предусмотрена углубленная технологическая подготовка старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности. При углубленном уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счет регионального и школьного компонентов ОБУП, допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.

Примерные программы по технологии для основного общего образования, среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Независимо от видов изучаемых технологий, содержанием программ по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование информации;

 основы черчения, графики, дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектная деятельность;

 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в примерные программы отбирался с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

По структуре каждый раздел программ включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение программного материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Преподавание предмета «технология» осуществляется на основе перечня примерных программ по образовательной области «Технология», рекомендованных МО и Н РФ:

    • Технология (трудовое обучение). I-IV;V-X1 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева, ВД Симоненко. М.: Просвещение, 2001 -2007

    • Твоя профессиональная карьера. VIII-IX классы / Под ред. С. Н.  Чистяковой. М.: Просвещение, 1997, 2000 (переиздание).

    • Примерные программы основного общего образования по образовательной области "Технология". V-IX классы /под ред. В. А.  Полякова, П. Р. Атутова. М.: Издательский дом "Дрофа", 2000-2003

    • Примерные программы среднего (полного) общего образования по образовательной области "Технология". X-XI классы/Под ред. B. А. Полякова, П .Р. Атутова. М.: Издательский дом "Дрофа", 2000

  • Программа "Технология" для сельских школ. 5-9 класс / Под ред. B. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1998

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Все виды практической деятельности в программах основной школы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, конкретных процессов преобразования и использования энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным с изучением материалов, машин и механизмов, проведением опытов и исследований в темах по сельскохозяйственному труду.

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии.

В программах предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Раздел «Технологии ведения дома» включает в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие практические работы проводятся в учебной форме. Для выполнения этих работ необходимо подготовить специальные учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит.

Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения, следует организовывать летнюю технологическую практику школьников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их санитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др.

Содержание обучения черчению и графике, которое включено в содержание образования, в программах представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике как фрагмент содержания введены почти во все технологические разделы и темы программ. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе в том случае, если на технологию для этого периода обучения выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения.

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях (работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится только на бытовых швейных машинах). Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Отличительной особенностью программы направления «Технология. Обслуживающий труд» при обучении работы с тканями является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов Южного Урала, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают:

– безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами;

– специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства;

– способами изготовления и художественного оформления изделий;

– технологиями ведения домашнего хозяйства;

– сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.

Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формирование экологического мировоззрения, навыков бесконфликтного делового общения.

Основным предназначением курса технологии в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа базового курса включает в себя разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ и науки, набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернета для показа современных достижений техники и технологий.

На профильном уровне основным предназначением технологии в старшей школе является:

– продолжение формирования культуры труда школьника;

– развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

– уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрированно со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер по изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:

  • в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов;

  • в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

  • в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

  • в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

  • в сфере управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента;

  • в сфере проектирования: художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение;

  • в сфере материально–технического обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;

  • в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

  • в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

  • в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям, при наличии лицензии на ведение .

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

Примерные программы являются ориентиром для составления рабочих учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем). При этом в рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

В практике работы образовательных учреждений необходимо использовать учебники и дидактические материалы, изданные в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки РФ. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 349, зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2007 г. № 10705 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/09 учебный год».


Основное общее образование

п/п

Авторы, название учебника

класс

издательство



Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

5

Мнемозина



Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

6

Мнемозина



Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. Технология. Технический труд / Под ред. Хотунцева Ю.Л.

7

Мнемозина



Павлова А.А., Корзинова Е.И. Технология. Черчение и графика.

8-9

Мнемозина



Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

5

Вентана-Граф



Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

6

Вентана-Граф



Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд / Под ред. Симоненко В.Д.

6

Вентана-Граф



Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А. и др. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Симоненко В.Д.

7

Вентана-Граф



Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Технический труд / Под ред. Симоненко В.Д.

7

Вентана-Граф



Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. Технология / Под ред. Симоненко В.Д.

8

Вентана-Граф



Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. Технология / Под ред. Симоненко В.Д.

9

Вентана-Граф



Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. Технология / Под ред. Сасовой И.А.

5

Вентана-Граф



Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. Технология. Технический труд / Под ред. Сасовой И.А.

6

Вентана-Граф



Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Сасовой И.А.

6

Вентана-Граф



Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. Технология. Технический труд / Под ред. Сасовой И.А.

7

Вентана-Граф



Павлова М.Б., Шарутина А.Ю., Сасова И.А. Технология. Обслуживающий труд / Под ред. Сасовой И.А.

7

Вентана-Граф



Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.А. Технология / Под ред. Сасовой И.А.

8

Вентана-Граф


Черчение






Ботвинникова А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение

9

АСТ, Астрель



Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение

9

АСТ, Астрель



Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Курцаева Л.В., Шершевская А.И. Черчение / Под ред. Степаковой В.В.

9

Просвещение







Среднее (полное) общее образование



Гапоненко А.В., Кропивянская С.О., Кузина О.В. и др. Технология (базовый уровень) / Под ред. Чистяковой С.Н.

10-11

Просвещение



Семенова Г.Ю. Технология (профильный уровень)

10-11

Вентана-Граф

В помощь учителю ГОУ ДПО ЧИППКРО совместно с ГОУ ВПО ЧГПУ разработан электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области», структурными элементами которой являются следующие составляющие: федеральный компонент государственного образовательного стандарта по технологии, примерные программы, внутрипредметные связи, материально-техническое обеспечение, тематическое планирование по техническому, обслуживающему и сельскохозяйственному труду, обеспечение учебного предмета «технология» – для основной школы, средней школы с базовым и профильным уровнем изучения предмета.

Возможности данного электронного ресурса: оперативный доступ к необходимым учебным материалам, самостоятельное создание или редактирование представленных тематических планов, тиражирование методической продукции электронного ресурса, представление информации на бумажных носителях.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. №2398, от 21 января 2003 г. №135, от 8 декабря 2004 №132), инструктивно- методических писем Министерства образования и науки Челябинской области "О содержании технологической подготовки школьников в общеобразовательных учреждениях" №154 от 13.08.2001, «О преподавании учебных предметов ОО "Технология» на 2005/2006 учебный год.

Формами государственной (итоговой) аттестация учащихся IX и XI классов общеобразовательных учреждений по образовательной области «Технология» являются сдача экзамена по билетам и защита проектных работ. (С 2008/2009 учебного года к защите проектов дополнительно добавляется сдача учебного материала по теоретическим вопросам (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. №01-66/07-01). Теоретические вопросы могут быть представлены в виде тестовых заданий, охватывающих все разделы программы по ОО «Технология»)

Билеты включают в себя два теоретических и одно практическое задание, при этом на подготовку теоретического задания требуется 20 минут, практического - 40 минут. Поскольку часть практических заданий требует демонстрации технологических приемов на учебном оборудовании, целесообразно проводить экзамен в учебных мастерских.

Общеобразовательным учреждением составляется два комплекта билетов по техническому и обслуживающему труду, охватывающих все направления образовательной области «Технология». При наличии коррекционных классов должен быть составлен дополнительный вариант экзаменационных билетов в соответствии с программой коррекционного обучения. Объем учебного материала, представленный в экзаменационных билетах, должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования по образовательной области «Технология». Количество экзаменационных билетов должно превышать количество учащихся, выбравших форму государственной (итоговой) аттестации в виде сдачи экзамена по билетам. К экзаменационным билетам должна быть разработана краткая пояснительная записка об особенностях проведения экзамена по предмету: внесение изменений, учитывающих региональный компонент; особенности программы, по которой строилось обучение, обоснование частичной замены и дополнения заданий. Для утверждения Учебные материалы по государственной (итоговой) аттестации составляются в зависимости от выбора учащихся форм (защита проекта, либо сдача экзамена). При выборе учащимися тех и других форм государственной (итоговой) аттестации составляется общая пояснительная записка. Утверждение материалов по государственной (итоговой) аттестации учащихся осуществляется общеобразовательным учреждением согласно ст. 32, п.7 Закона РФ «Об образовании».

Примерный перечень экзаменационных вопросов для учащихся IX и XI классов общеобразовательных учреждений, представленный в «Вестнике образования» №5-6,2005 №4, 2006 год, может быть рекомендован для использования фрагментарно, так как вопросы из разделов «Информационные технологии и электронные технологии» включаются в перечень только при наличии в общеобразовательном учреждении учебно-материальной базы. Для полного охвата разделов ОО "Технология" рекомендовано включать в экзаменационные билеты дополнительно второй теоретический вопрос (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006г № 01-66/07-01).

Формой итоговой аттестации учащихся также является защита творческих проектов: индивидуальных и групповых (в зависимости от объема выполненных работ). Положение о проекте должно быть утверждено руководителем муниципального образовательного учреждения в начале учебного года. Проекты могут быть выполнены в рамках одного, двух или нескольких разделов программы, при этом предварительное рецензирование проектных работ учителем не требуется. Оценивание проектов учащихся осуществляется по следующим критериям (максимальное количество баллов по каждому критерию –5 баллов) (Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Министерством образования и России от 3 декабря 1999 г):

  1. Аргументированность выбора темы, предлагаемых решений, подходов, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

  2. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументация материального воплощения и представления проекта.

  1. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков, наличие презентации к проекту.

  1. Качество выполненной практической работы.

  1. Коммуникативная компетенция: качество доклада- композиция, логичность, последовательность, аргументация, объем тезауруса; культура речи, глубина знаний по теме, общая эрудиция.

  2. Полнота ответов на поставленные вопросы.

Для выпускников XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение подготовка экзаменационного материала осуществляется в зависимости от выбранного профиля образования (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение" от 10 февраля 2006г. №01-66/07-01). Сдача экзамена по присвоению квалификации по профессиям и отдельным специальностям также являются формой проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся по технологии (Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-граф,2008.-304 с.- (Современное образование))

Учитывая многообразие учебных планов и многоуровневость содержания технологического обучения, подготовку контрольных заданий, тестовых и экзаменационных материалов осуществляют общеобразовательные учреждения с последующим их согласованием с муниципальными органами управления образованием.

Ф.А. Зуева

2634371

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы