О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 472.61 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
страница1/2
Дата конвертации02.07.2013
Размер472.61 Kb.
ТипДокументы
  1   2
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Химия» в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году









Преподавание химии в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году осуществляется на основе принципов, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Национальным проектом «Образование». Определяющим из этих документов является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая изначально предполагает реализацию четырех направлений: переход на 12-летнее школьное обучение, разработку новых стандартов на основе концентрической системы образования, введение единого государственного экзамена, профильное обучение на старшей ступени общего образования.

Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Школьный курс химии состоит из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.


Пропедевтический концентр курса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 (6) класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования.

Первое направление реализации пропедевтического этапа – введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение предметов естественного цикла. Наиболее известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой (Естествознание: Учеб. для 6–7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др.; Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997). Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаками химических элементов, химическими формулами, валентностью), классами неорганических соединений (кислотами и основаниями) и химическими явлениями, происходящими с ними (условиями протекания химических реакций, основными типами химических реакций – разложения, соединения, горения).

Идею интеграции учебных предметов «Физика» и «Химия» реализует пропедевтический курс А.Е. Гуревича и др. [Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2005.]. Этот курс знакомит учащихся 5-6 классов с учебным предметом «химия», строением вещества и химическими явлениями, научными методами познания, применяемыми в химии.

Курсы А.Г. Хрипковой и А.Е. Гуревича обеспечены полным учебно–методическим комплектом.

Второе направление реализации пропедевтического этапа соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, «Введение в химию» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003).

Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами школьного курса химии основной и средней школы, а также с началами химического эксперимента. Пособие включает в себя 27 лабораторных опытов.

Курс «Введение в химию» (авт. Г.М. Чернобельская) дает учащимся представление о химии, как науке о веществах и их превращениях. Курс составлен из отдельных логически завершенных учебных блоков.

Блок «Вещество» дает учащимся представление: о чистых веществах и смесях, способах их разделения; о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), об относительной атомной и молекулярной массах.

Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций и химическими уравнениями; дает первоначальное представление о скорости химической реакции.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), воде и составе воздуха; на примере кислорода рассматривается явление аллотропии.

Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики. Содержание учебного материала позволяет осуществлять профилактику алкоголизма и наркомании.

Вышеназванный учебник обеспечен соответствующим методическим пособием [Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию»: 7 кл. – М.: Владос, 2004].

Третье направление реализации пропедевтического этапа реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна [Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия.7 кл. Вводный курс – М.: Дрофа, 2007; Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007].

Курс состоит из четырех тем.

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения, выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов и др.).

Вторая тема курса «Математика в химии» позволяет формировать у учащихся расчетные умения и навыки, необходимые при решении химических задач (определение массовой доли химического элемента в сложном веществе, нахождение массовой и объемной долей компонентов в смеси).

Раздел курса «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химических процессов на старшей ступени обучения.

Тема курса «Рассказы по химии» описывает яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии (этюды о великих русских химиках, рассказы об отдельных химических веществах и химических реакциях), что способствует формированию у школьников интереса к изучению предмета.

Четвертое направление реализации пропедевтического этапа реализует идею раннего систематического изучения химии как составной части школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г. Остроумова [О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. Химия. 7 кл.: Введение в химию: Вещества.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Сиринъ, 2006; Остроумов И.Г., Аксенова И.Б. Химия. 7 кл.: Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». – М.: Сиринъ, 2006].

Перенесение части учебного материала из 8-го класса в 7-ой позволяет:

  • уменьшить интенсивность прохождения учебного материала курса химии;

  • добиться возможности изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

  • формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Курс включает шесть разделов.

Первый раздел «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и содержанием предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество». В разделе дается представление о физических и химических явлениях, об естественнонаучных методах познания.

Раздел «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Следующий раздел «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Четвертый раздел «Состав веществ. Химическая символика» рассматривает понятия «химический элемент», «простые и сложные вещества», «химические формулы и расчеты на их основе».

Раздел «Простые вещества» дает представление о классификации простых веществ, о важнейших представителях металлов и неметаллов.

Шестой, заключительный раздел «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов.

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе. Инвариантной частью ОБУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю.

Профильный этап изучения курса химии на старшей ступени школы (10-11 классы) может осуществляться в нескольких вариантах.

Вариант 1 – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический.

Вариант 2 – курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей.

Вариант 3 – изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Преподавание общеобразовательного курса в непрофильных по отношению к химии классах предполагает двухкомпонентную структуру содержания химического образования: инвариантное ядро и вариативную составляющую.

Инвариантное ядро содержания включает в себя основные химические понятия, законы, теории, факты, которые необходимы для объяснения явлений живой и неживой природы.

Вариативная составляющая содержания школьного курса химии для гуманитарных классов предполагает нравственный, историко-мировоззренческий, эстетический, искусствоведческий, прикладной, экологический, региональный компоненты. При реализации данных компонентов целесообразно включать литературные фрагменты при формировании различных систем знаний школьного курса химии:

– о веществе (напр. Ф. Романцева «Рожденная атомом», В. Брюсов «Мир электрона»);

– об элементе (И. Сельвинский «Изотопы», Л. Кар «О природе вещей», А. Куприн «Суламифь», Г. Уэллс «Человек, который делал алмазы...», И. Ефремов «Алмазная труба», А. Дойль «Случай с переводчиком», И. Федосеев «Вода»,

К. Паустовский «Кара-Бугаз», А. Беляев «Продавец воздуха», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Ж. Верн «Таинственный остров»);

– о химической реакции (К. Паустовский «Бросок на юг», Г. Хаггард «Клеопатра», Г. Адамов «Тайна двух океанов», Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»);

– о производстве (Ж. Верн «Таинственный остров», Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

Гуманитарный компонент должен проявиться при отборе химического эксперимента и содержания химических задач.

В классах с углубленным изучением химии особое внимание нужно уделить следующим разделам: «Агрегатные состояния вещества», «Газовые законы», «Физико-химические закономерности протекания химических реакций», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии».

Подробные методические рекомендации об особенностях вариативного содержания химического образования для классов разного профиля даны в инструктивно-методическом письме «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году». – Челябинск: ИДППО, 2007. В данном письме представлен банк программ элективных курсов по химии, которые занимают важное место в предпрофильной подготовке и профильном обучении старшеклассников.

Преемственность преподавания предмета на различных ступенях общего образования обеспечивается государственными образовательными стандартами на основе концентрического подхода, а также итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.

Концентризм на уровне пропедевтики предполагает изучение материала, затрагивающего вопросы химии, в курсах природоведения или естествознания, а также тем, касающихся химии, в курсах биологии (например, химическая организация клетки), географии (например, химический состав минералов и горных пород), физики (например, основные положения молекулярно-кинетической теории).

В 8-9 классах этот материал изучается в базовом курсе химии системно, то есть на другом уровне. При изучении базового систематического курса химии в старшей школе происходит развитие, расширение и углубление знаний, полученных учащимися в основной школе. В первую очередь, это касается сведений об органических веществах, с которыми выпускники основной школы познакомились в 9-м классе.

В рамках принятой в РФ концентрической системы построения учебной дисциплины «Химия», разработано три стандарта химического образования:

  • стандарт основного общего образования (8-9 классы);

  • стандарт базового среднего общего образования (10-11 классы);

  • стандарт профильного среднего образования (10-11 классы ).

Стандарт основного общего химического образования включает шесть содержательных блоков:

  • методы изучения веществ и химических явлений;

  • вещество;

  • химическая реакция;

  • элементарные основы неорганической химии;

  • первоначальные представления об органических веществах;

  • химия и жизнь.

В связи с введением в практику работы школ нормативного документа «Федеральный компонент образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) учителя химии должны знать, что из содержания учебных программ в основной школе исключены следующие разделы.

  1. Электронные орбитали. Стандарт предусматривает лишь знакомство со строением электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы – распределение электронов по энергетическим уровням и строение внешнего электронного слоя. Например, для серы:

16S 2e,8е,6е. или 16S 2)8)6)

  1. Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.

  2. Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление, как о быстроте протекания химического процесса, которым можно управлять с помощью катализатора.

  3. Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул.

  4. Минеральные удобрения.

  5. Коррозия металлов.

  6. Гидролиз солей.

  7. Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.

  8. Значительно сокращено содержание концентра “Органические вещества” в 9-м класс.


Стандарт базового среднего общего химического образования структурирован по пяти содержательным блокам:

  • методы познания химии;

  • теоретические основы химии;

  • неорганическая химия;

  • органическая химия;

  • химия и жизнь.

Введение раздела «Химия и жизнь» обеспечивает усиление практической направленности химического образования.


Нормативно-правовые основы, определяющие структуру и содержание общего химического образования:

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р.).

    2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МОиН РФ № 2783 от 18.07.2002).

    3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.).

    4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России .№322 от 9 февраля 1998 г).

    5. Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области (приказ ГУОиН Челябинской области № 02-678 от 01.07.2004 г.).

    6. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (приказ МОиН РФ №1089 от 5 марта 2004 г.).

    7. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

    8. Перечни учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений по химии./Назарова Т.С., Лаврова В.Н., Зазнобина Л.С., Куприянова Н.С. М.: Центр средств обучения Института общего и среднего образования РАО, 1998.


Нормативно-правовые основы проведения государственной (итоговой) аттестации по химии:

      1. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ №1075 от 03.12.1999 г.

      2. О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН РФ от 11.04.2001 г. № 2658).

      3. О признании утратившим силу п. 2.7. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования России от 03.12.1999 г. №1075 (приказ МОиН РФ от 25.06.2002 г.№ 2398).

      4. О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ (приказ МОиН №135 от 21.01.2003 г.).

      5. Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ МОиН РФ от 09.04.2002 г. №1306).

      6. Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 г. Утверждено к приказу МОиН РФ от 05 февраля 2008г. № 36.

      7. Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX-XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2008 г. (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 7.04.2008 г. №02-282).


Учителю химии необходимо ознакомится с документами, регламентирующими вопросы обеспечения государственного контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:

  1. Федеральным законом от 08 января 1998г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

  2. Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644;

  3. Правилами предоставления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 644;

  4. Списком прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (постановления правительства РФ от 08.07.2006 г. №421; от 04.07.2007 г. №427).

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МОиН Российской Федерации от 13 декабря 2007г. №349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год» утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе (таблица 1).

Ориентируясь на этот перечень, учителя могут выбрать учебно-методические комплекты, соответствующие специфике образовательного учреждения и контингенту учащихся.

Таблица 1

Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008-2009 учебный год


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство



















Основное общее образование






Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия

9

Просвещение






Габриелян О.С. Химия

8

Дрофа






Габриелян О.С. Химия

9

Дрофа






Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

8

Вентана-Граф






Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

9

Вентана-Граф






Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия

8

Ассоциация XXI век






Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия

9

Ассоциация XXI век






Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

8

Русское слово






Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

9

Русское слово






Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

8

АСТ, Астрель






Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

9

АСТ, Астрель






Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

8

Просвещение






Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия

9

Просвещение






Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

8

Баласс






Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

9

Баласс




СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




1

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)




10

 

Дрофа




2

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень)




11

Дрофа




3

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа




4

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа




5

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

10

Вентана-Граф




6

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

11

Вентана-Граф




7

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Ассоциация XXI век




8

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия (базовый уровень)

11

Ассоциация XXI век




9

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

10

Русское слово




10

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

11

Русское слово




11

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

10

Русское слово




12

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

11

Русское слово




13

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

10

Просвещение




14

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение




15

Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни)

10-11

ВЛАДОС





Таблица 2

Федеральный перечень учебников, допущенных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008-2009 учебный год


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство



















СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




1

Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия (базовый уровень)




10




Дрофа




2

Нифантьев Э.Е. Органическая химия (базовый и профильный уровни)




11(10)

Мнемозина




3

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение




4

Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа




5

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа




6

Чертков И.Н. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа





Таким образом, рекомендованными завершенными авторскими линиями являются линии следующих авторов: Габриеляна О.С., Кузнецовой Н.Е., Минченкова Е.Е., Новошинского И.И., Рудзитиса Г.Е. и Фельдмана Ф.Г.

Обратим внимание на существенные изменения в федеральном перечне учебников по сравнению с прошлым годом.

1. Учебники авторской линии Л.С. Гузея утратили гриф «Рекомендовано МОиН РФ». Только один учебник (10 кл., базовый уровень) имеет гриф «Допущено МОиН РФ».

2. Учебники (8 – 11 кл.) авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана (издательство «Просвещение») в 2008 году получили гриф «Рекомендовано МОиН РФ».

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Челябинской области рекомендуется использовать образовательные программы и соответствующие им УМК. (таблица 3)

Таблица 3

п/п

Образовательная программа

Учебники

Общеобразовательный профиль

  • 1.

  • Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений

  • (авт. О.С. Габриелян). //Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Дрофа, 2005;

Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). Базовый уровень. //Программы. Химия. – М.: Дрофа, 2005)

Габриелян О.С. Химия. 8 кл. – М.: Дрофа, 2005;

Габриелян О.С. Химия. 9 кл. – М.: Дрофа, 2005;


Габриелян О.С.

Х Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005;

Габриелян О.С. Химия. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006


  • 2.

  • Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 128 с.



Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 8 кл. – М: Вентана-Граф, 2006;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 9 кл. – М: Вентана-Граф, 2003;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. – М: Вентана-Граф, 2005;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. – М: Вентана-Граф, 2006

Естественнонаучный профиль

  • 1.

  • Программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана–Граф, 2006.– 128 с.



Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 8 кл. – М: Вентана-Граф, 2006;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 9 кл. – М: Вентана-Граф, 2003;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 10 кл. – М: Вентана-Граф, 2005;

Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 11 кл. (в 2-х частях). – М: Вентана-Граф, 2006

  • 2.

  • Программа курса химии для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). //Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006 – 78 с.



Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2005;

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2006

Гуманитарный профиль

  • 1.

  • Программа курса химии для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

  • //Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006 – 78 с.

Га Габриелян О.С.

Х Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005;


Габриелян О.С. Маскаев Ф.Н. и др. Химия. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006



Изучение базового курса химии в 10 – 11 классах (УМК авт. О.С. Габриеляна) может осуществляться на основе программы базового курса этого автора (Программа курса химии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. //Программы. Химия. – М.: Дрофа, 2005) и методических рекомендаций о преподавании базового курса химии в старшей школе (Габриелян О.С. Методические рекомендации по использованию учебников О.С. Габриеляна и др. «Химия.10», «Химия.11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004).

Программа базового курса химии для 10-11 классов этого автора реализована в учебниках: Габриелян О.С. и др. Химия.10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2005; Габриелян О.С. и др. Химия.11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2006 г. (гуманитарный, технологический социально-экономический профили). Учебники для 10 и 11 классов, рассчитанные на изучение химии в объеме 1 (2) час в неделю, получил гриф «Рекомендовано» МОиН РФ и могут быть использованы в учебном процессе.

Изучение курса химии по учебникам автора Кузнецовой Н.Е. может осуществляться в 8-9 классах в объеме 2 или 3 часа в неделю. Курс химии в объеме 2 часа в неделю обеспечивает базовый уровень подготовки по предмету. Изучение химии в объеме 3 часа в неделю позволит подготовить учащихся к естественнонаучному профилю обучения в старшей школе.

Варианты изучения курса химии в 10-11 классах по учебникам автора Кузнецовой Н.Е.: базовый курс – 2 часа в неделю; профильный курс – 3(4) часа в неделю.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Преподавание химии требует учета новых тенденций в содержании образования.

В условиях использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе становится актуальным использование различных источников информации, в том числе Интернета (приложение 1).

Среди множества электронных образовательных ресурсов по химии, представленных на CD-дисках, особое внимание рекомендуем обратить на следующие:

  • «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия»;

  • «Химия, 8 класс» «Просвещение - Медиа»;

  • «Химия, 9 класс» «Просвещение - Медиа»;

  • «Мультимедийное приложение к УМК 8 класса по программе Габриеляна О.С.» (ООО «Физикон») ;

  • «Химия 8-11 классы» (МарГТУ);

  • «Химия для всех XX1 век. Химические опыты со взрывами и без». 1 С. Образовательная коллекция.

  • «Самоучитель. Химия для всех XX1 век. Решение задач». 1 С. Образовательная коллекция.


Областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений предусматривает объем учебной нагрузки, отводимой на изучение национально-регионального содержания химического образования в количестве 10 % учебного времени или 7 уроков в год в каждой параллели изучения предмета.

Методические рекомендации по использованию регионального содержания химического образования даны в инструктивно-методическом письме «О преподавании химии в средних общеобразовательных учреждениях области в 2001-2002 учебном году». – Челябинск: ИДППО, 2001.

Электронный ресурс образовательной программы Челябинской области по химии включает примерное тематическое планирование учебного материала по неорганической и органической химии:

  • для 8–х классов (2 часа в неделю, общее число часов по курсу 70), соответствующее стандарту среднего (полного) общего образования по химии;

  • для 9–х классов (2 часа в неделю, общее число часов по курсу 70), соответствующее стандарту среднего (полного) общего образования по химии;

  • для 10–11-х общеобразовательных классов и классов гуманитарного профиля (1 час в неделю, общее число часов по курсу 35), соответствующее стандарту среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень);

  • для 10-11-х классов естественнонаучного профиля (3 часа в неделю, общее число часов по курсу 105, соответствующее стандарту среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Примерное тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками:

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005;

  • Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005;

  • Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2006;

  • Химия. 10 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2005;

  • Габриелян О.С., Г.Г. Лысова Химия.11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006;

  • Габриелян О.С., Г.Г. Лысова Химия.11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

Электронный ресурс образовательной программы Челябинской области по химии содержит программы авторских элективных курсов:

  1. Программа элективного курса по химии «Химия в расчетных задачах», авт. Косова О. Ю., учитель МОУ СОШ № 15 г. Челябинска, Заслуженный учитель РФ.

Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчетных задач.

  1. Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни», авт. А. Ю. Хлыстова, учитель химии МОУ СОШ № 39 г. Магнитогорска.

Элективный курс по выбору предназначен для учащихся 9–х классов. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к изучению химии, формирование умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

  1. Индивидуальная программа по химии для учащихся 10–х классов общеобразовательных учреждений «Решение задач повышенной сложности», авт. Локайчук Г.И., учитель химии МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска.

Цель курса: систематизация и углубление знаний учащихся о фундаментальных законах общей и неорганической химии; отработка умений, необходимых для решения типовых задач и задач повышенной сложности.

  1. Программа элективного курса «Избранные вопросы химии», авт. Шайдурова И. В., учитель химии МОУ СОШ № 14 г. Магнитогорска.

Цель курса: систематизация и углубление знаний учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета.

Содержание курса носит интегрированный характер и позволяет обеспечить повышенный уровень подготовки по химии учащихся 11 классов, изучающих предмет в рамках гуманитарного профиля. Большое внимание в содержании курса уделяется решению расчетных и качественных задач

Во всех предлагаемых материалах определена ресурсная часть – учебное и дидактико–методическое обеспечение преподавания предмета для различных авторских линий. Обеспечение представлено учебной программой, учебником, методическими и дидактическими материалами для учителя и учащихся, информационно-коммуникативными средствами, ТСО.

Внеклассная работа по химии включает в себя следующие традиционные мероприятия:

- химические КВНы;

- недели химии;

- посвящение в химики (особенно в профильных классах);

- химические вечера с эффектными опытами;

- экскурсии на химические производства, в лаборатории, на очистные сооружения и т.д;

- подготовку детей к олимпиадам по химии различного уровня и их проведение;

- подготовку детей к различным конкурсам по химии.

Большие возможности для развития творческой активности учащихся предоставляют научные общества учащихся (НОУ) и научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Эти программы предполагают разработку учащимися проектов различного содержания (реферативных, исследовательских и др.). При выборе темы проекта по химии рекомендуем использовать различные периодические издания (приложение 2).

Выбирая тему проекта, необходимо учитывать:

– актуальность и новизну для ученика и науки;

– возможность продолжения исследования в течение нескольких лет;

– интеграцию различных областей естествознания (химии и экологии, химии и биологии, химии и физики, химии и географии и т.д.)

Тематика исследовательских работ по химии может быть различной:

химический анализ объектов окружающей среды (анализ кислотности почв, продуктов питания, природных вод; определение жесткости воды из разных источников и др.) Например, «Определение жира в семенах масличных культур», «Определение качества мыла по его щелочности», «Анализ качества пищевых продуктов»;

изучение влияние различных факторов на химический состав некоторых биологических жидкостей (выделений кожи, слюны, крови, мочи, молока и др.);

исследование влияния химических веществ на биологические объекты (прорастание, рост, развитие растений, поведение низших животных: эвглены, инфузории и др.);

изучение влияния различных условий на протекание химических реакций (особенно в области ферментативного катализа);

органический и неорганический синтез.

Подготовка учащихся к олимпиадам предполагает системную работу с учащимися на различных этапах обучения. На пропедевтическом этапе важно выявить у учащихся склонности к изучению химии и закрепить такие склонности с помощью систематических занятий (теоретические основы неорганической химии, яркие опыты, лабораторная посуда, чтение научно-популярной литературы и т.д.). На этом этапе важно создать для ребенка ситуацию успеха.

Дальнейшая работа по организации подготовки учащихся к олимпиадам предполагает:

- развитие логических и математических способностей школьников;

- дифференцированную работу с такими учениками во время уроков;

- подборку заданий, которые вызывают интерес и поисковую активность учащихся, а также соответствуют принципу «от простого к сложному»;

- решение олимпиадных задач различного уровня и разными способами;

- решение олимпиадных заданий и задач, которые требуют нестандартного подхода в решении;

- включение учащихся в проектную деятельность и конкурсы различного уровня;

- освоение учащимися основных методов аналитической химии (титриметрии, потенциометрии, бумажной хроматографии и др.), а также качественных реакций на основные группы катионов и анионов;

- формирование навыков по работе с лабораторной посудой.

В организации внеклассной работы по химии учителю помогут следующие издания:

1. Аранская О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии./ Аранская О.С., Бурая И.В. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  1. Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Задачи Всероссийских олимпиад по химии /Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В. Лунина – М.:Издательство «Экзамен», 2005 – 480с.

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.

  4. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.– М.: Мирос, 1995.

  5. Сорокин В.В. идр. Задачи химических олимпиад.– М.: Изд-во Московского университета, 1989.

  6. Чуранов С.С. Химические олимпиады в школе: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1982.

  7. Штремплер Г.И. и др. Методика решения расчетных задач по химии.– М.: Просвещение, 1998.

Единственной формой итоговой аттестации по химии выпускников средней школы с 2009 г. становится ЕГЭ.

Продолжается эксперимент по переходу к новой форме итоговой аттестации и выпускников основной школы.

Содержательной основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии служат нормативные документы:

  • обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (приказ МОиН РФ № 1236 от 19.05.98 г.);

  • обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (уровни А и Б) (приказ МОиН РФ №56 от 30.06.99 г.).

  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04г.)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы