О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 172.2 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер172.2 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Физическая культура»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.07.2002г № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», инструктивно-методическим письмом от 12.08. 2002г. № 01- 405 Главного управления образования и науки Челябинской области «О введении третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях области», приказом Главного управления образования и науки Челябинской области от 01. 07. 2004г. № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях», национальным проектом «Образование», областной целевой программой реализации национального проекта, учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует:

1) считать одним из приоритетных направлений совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях;

2) создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

3) совершенствовать врачебно - педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

4) включить третий час физической культуры в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений за счет часов школьного компонента.

5) проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учёта возрастных психофизиологических характеристик;

6) совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;

7) оснащать современным учебно-спортивным оборудованием общеобразовательные учреждения.

Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения по физической культуре характеризуется:

- формированием основ знаний о физкультурной деятельности;

- чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся;

- расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;

- гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности;

- овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности;

- расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки», «сопряженного» упражнения);

- решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);

- отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;

- развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;

- контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.

В своей работе учителю физической культуры необходимо опираться на нормативно-правовые и инструктивно-методические документы представленные в приложении 1.

Согласно утверждённому приказу Министерства Образования и науки Российский Федерации от 13 декабря 2007 г. № 341 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» рекомендуется использовать учебно-методические комплекты в преподавании предмета «Физическая культура» (Таблица 1).


Таблица 1


Лях В.И. Физическая культура

1-4

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

2

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

2

Просвещение

Матвеев А.., Соболева Ю.М. Физическая культура

3-4

Просвещение

Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура (базовый уровень)

10-11

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

5

Просвещение

Матвеев А.П. Физическая культура

6-7

Просвещение

Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура

5-7

Просвещение

Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура

8-9

Просвещение


Все учебники по заключению Федерального экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации соответствуют основным требованиям к содержанию, обеспечивают преемственность уровней образования.

В помощь педагогу предлагается учебно-методическое сопровождение преподавания предмета (приложение 2).

В задачи программ физического воспитания обучающихся включаются приобретение необходимых знаний, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, повышения трудоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Учитель физической культуры имеет право выбрать одну из федеральных программ, утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рекомендуется использовать следующие программы по физической культуре:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2007 г

2. Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.

3. Примерные программы среднего (полного) общего образования «Физическая культура» 10 - 11 классов. Авторы А. П. Матвеев, Л. В. Каверкина

4. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов (1-4 классы). Авторы: А. П. Матвеев, М. В. Малыхина, 2003 г.

Обращаем внимание на то, что содержание современных программ состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. В вариативную часть Государственной образовательной программы, связанную с региональными и национальными особенностями рекомендуется включать:

-зимние виды спорта (лыжная подготовка, «зимний» мини-футбол, коньки)

-физические упражнения оздоровительной направленности;

-русские народные игры (лапта).

-единоборства

Материал вариативной части школьного компонента отбирается по выбору учителя и учащихся, определяется самой школой, направлен на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта.

Принимая решение о включении третьего часа в учебные планы администрации образовательного учреждения необходимо ориентироваться на инструктивно-методические письма от 12.08. 2002г. № 01- 405 Главного управления образования и науки Челябинской области «О введении третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях области», от 24.03.2003г. № 80/1 «О совершенствовании содержательной и организационной структуры процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях области» и наличие следующих условий:

-оснащенность и состояние учебно-спортивной базы;

-наличие квалифицированных педагогических кадров;

-обеспеченность учебного процесса учебной и методической литературой, как для учителей, так и учащихся.

Содержание 3 урока строится на одном из базовых (программных) видах спорта, он ориентируется на повышение общей физической работоспособности и физической подготовленности школьников. Для начальной школы 3-й урок включается в расписание уроков до и после обеда, по мере освобождения спортивных залов и спортивных площадок. Для учащихся основной и средней школы разрабатывать содержание 3-го урока лучше всего в системе знаний по типу спортивной тренировки, выделяя тренировочные циклы соответственно модальности учебного года по учебным четвертям. В качестве содержательного наполнения рекомендуется использовать содержание учебной программы по физической культуре по одному из ее разделов. При этом содержание может изменяться по годам обучения или последовательно соотноситься с учебным материалом по физической культуре в соответствующей учебной четверти.

Для конструирования тематического содержания курса физической культуры и формирования содержательных линий в образовательном процессе образовательных учреждений целесообразно использовать возможности электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области по физической культуре»

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых в Олимпиаде по физической культуре, в работе различных кружков, секций, клубов и соревнованиях. Особое внимание необходимо уделить теоретической подготовки учащихся и развитию основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость).

Теоретическая часть предусматривает вопросы, отражающие содержание школьного курса физической культуры, направленные на знания естественных основ, социально-психологических, культурно-исторических и медико-биологических основ организма учащихся и использование следующих форм:

-по билетам;

-защита рефератов;

-собеседование;

-тестирование.

Материал для теоретической части составляется с учетом примерных вопросов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9х, 11х классов, разработанных Министерством образования РФ, Государственного образовательного стандарта ОО «Физическая культура», а также в соответсвии с местными климато-географическими условиями, видом образовательного учреждения, выбранной педагогом учебной программы, материально-технической оснащенности учебного процесса, изучением дополнительного теоретико-практического материала на факультативных занятиях, в кружках и секциях.

Основной формой сдачи теоретического раздела итоговой аттестации остается экзамен по билетам. Для проведения экзамена по билетам необходимо подготовить их не менее 20 (9класс) и не менее 25 билетов (11 класс). В содержание билетов необходимо включить 3 вопроса, ориентированные на проверку освоения учащимися знаний по основным разделам обязательного минимума содержания образования. Итоговая аттестация в форме собеседования проводится:

1) с призерами областного и всероссийского этапа олимпиады по физической культуре;

2) со школьниками, имеющих первый спортивный квалификационный разряд и выше.

Практическая часть экзамена по физической культуре представляет собой тестовую форму проведения государственной (итоговой) аттестации, включает 3-5 упражнений, определяющих уровень развития двигательных способностей (физических качеств) и позволяющих оценить двигательные возможности организма.

К переводному и выпускному экзамену по учебному предмету «Физическая культура» допускаются учащиеся 5 - 11 классов общеобразовательных школ всех видов, полностью прошедшие базовые разделы учебной программы по физической культуре и, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группе (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 186.272 от 30.06.1992 «О врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом»).

Учащиеся подготовительной группы практическую часть экзамена сдают на общих основаниях. Нормативы, которые противопоказаны согласно их заболеванию, каждое образовательное учреждение имеет право заменить и утвердить, на соответствующие нормативы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе учителям физической культуры, занимающимся с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ необходимо руководствоваться Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований «Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (авторы-составители А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина, 2004г.) и в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.

Специальная медицинская группа делится на две подгруппы: специальная группа «А» и специальная группа «Б».

Специальную медицинскую группу «А» составляют обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и воспитательной работы. К специальной медицинской группе «Б» относятся обучающиеся, допущенные к теоретическим учебным занятиям и имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, проводящего занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, для занятий физической культурой осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Занятия со специальной медицинской группой «А» в учреждения общего образования проводятся учителем физической культуры, либо в кабинете ЛФК местной поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере. Занятия со специальной медицинской группой «Б» проводятся только в кабинете ЛФК местной поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере, а также в форме индивидуальных занятий по согласованию с лечащим врачом.

Наполняемость групп для занятий оздоровительной физической культурой составляет 10-15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам — 1 - 4 классы, 5 - 7 классы, 8 - 9 классы, 10 - 11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Занятия могут проводиться в форме урока, расписание которого стоит в сетке часов, или как факультативное занятие во второй половине дня. При наличии необходимых условий занятия с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с занятиями всего класса. Уроки должны проходить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся.


Начальник управления общего образования и

социальной поддержки детей Т.В.Абрамова


С.С. Хоровец

264-01-26


Приложение 1


Нормативные правовые и программно-методические

документы по развитию физической культуры и спорта


Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

1. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года. Распоряжение от 29.10.2002 г. № 1507-р. Официальные документы в образовании. № 33(203). – 2003. С. 4-13.

2. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916. Официальные документы в образовании. № 4. – 2002. С.66-69.

3. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году//Официальные документы в образовании. № 13. – 2002. С.55-58.

4. Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление от 19 марта 2001 г. № 196. Вестник образования. – № 10. – 2001. С. 14-32.

Федеральные Законы


1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02. Официальные документы в образовании. - № 3. – 2003. С. 18-59.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-Ф3

4 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре.

Приказы


1. Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». Официальные документы в образовании. - № 18. – 2001. С. 66-95.

2. О введении в действие санитарно-эпидемических правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02 (постановление Минздрава России от 05.12.2002 № 3997). Вестник образования России. - № 16. – 2003. С. 21-33.

4. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации. Приказ МО РФ, МЗ РФ, Госкомспорта Росси и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19. Вестник образования России. - № 18. – 2002. С. 38-44.

5. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ МЗ и МО. Официальные документы в образовании. - № 20. – 2002. С. 3-6.  

12. О федеральной целевой программе «Образование и здоровье» Приказ Министерства Образования РФ от 19.01.2001 №176


Инструктивные письма

1. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков// Официальные документы в образовании. № 33. – 2001. С. 53-61.

2. О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Минобразования России от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14. Вестник образования России. - № 18. – 2002. С. 44-45.

3. О проведении Всероссийского дня здоровья детей//Официальные документы в образовании. № 6. – 2003. С.38-41.

4. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13: Методические рекомендации //Вестник образования России.-2003, июль, №13

5. Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися, учреждений начального профессионального образования, во внеучебное время Приложение к письму Минобразования России от 23.01.2003 № 35/19-12 //Официальные документы в образовании 6/2003

6. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13.

7. О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждения Рекомендательное письмо от 12.07.2000 № 22-06-788 // Официальные документы в образовании.-№23, 2000

8. Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение. Рекомендации парламентских слушаний// Официальные документы в образовании.-2001,№18.- с.55-65


Приложение 2


Учебно-методическое сопровождение преподавания

предмета «Физическая культура»

1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.(Федеральный компонент государственного стандарта образования, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089. Федеральный базисный план и примерные учебные планы, утверждён приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312)

2. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний [Текст] : учебник / В.П.Лукьяненко. – М. : «Советский спорт», 2005.

3. Литвинов Е. Н Ура, физкультура. 2-4 кл. [Текст] : / Е. Н Литвинов. - М. : «Просвещение» 2000г

4. Матвеев А .П. Физическая культура. 1 кл. [Текст] : / А. П. Матвеев, - М. : «Просвещение»,2002 г.,

5. Бутин И .М Физическая культура 9-11 кл. [Текст] : / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленникова. – М. : «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003г

6. Матвеев А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре [Текст] : / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М. : Дрофа 2001.

7. Матвеев А. П. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физической культуре [Текст] : / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа 2001.

8. Байбородов Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М.Бутин и др. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2004.

9. Матвеев А. П. Экзамен по физической культуре. Вопросы и ответы [Текст] : библиотека учителя физической культуры / А. П. Матвеев. - М: «ВЛАДОС-ПРЕСС» 2002.

10. Матвеев А. П. Физическая культура, 9-11 классы. Школьные олимпиады [Текст] : методическое пособие / А. П. Матвеев, А. А. Красников, А. Б. Лагутин. - М. : Дрофа, 2003.

11. Мишин Б. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : справочно-методическое пособие / Б. И. Мишин. – М. : «АСТ Астрель», 2003.

12. Погадаев Г. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : методическое издание / Г. И. Погадаев. – М. : «Физкультура и спорт», 2000.

13. Перминова Г. В. Готовые ответы на экзаменационные вопросы. Физическая культура 11 класс [Текст] : / Г. В. Перминова. - М. : «Абрис Д», 2005.

14. Кузнецов В. С. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура. 9 – 11 классы [Текст] : учебное пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

15. Лепешкин. В. А Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / В. А. Лепешкин. - М. : Дрофа, 2006.

16. Погадаев Г. И Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения [Текст] : методическое пособие / Г. И. Погадаев. - М. : Дрофа, 2005.

17. Колодницкий Г. А Планирование и организация занятий. 6 класс [Текст] : методическое пособие / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2006.

18. Матвеев А.П. Физическая культура 1 класс [Текст] : методические рекомендации по основам преподавания / А. П. Матвеев, М. В. Малыхина. - М. : Дрофа, 2003.

19. Матвеев А.П. Физическая культура 2 класс [Текст] : методические рекомендации по основам преподавания / А. П. Матвеев. - М. : Дрофа, 2006.

20. Погадаев Г. И. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке [Текст] : методическое пособие для учителя начальных классов / Г. И. Погадаев, О. И. Артеменко, Т. А. Цехмистренко. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2003.

21. Ковалько В. И. Школа физкультминуток 1-4 классы [Текст] : мастерская учителя / В. И. Ковалько. - М. : «ВАКО», 2005.

22. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы [Текст] : мастерская учителя / Н. И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2003.

23. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт – ура! Ура! Ура! [Текст] : учебное пособие Ю. Г. Коджаспиров. – М. : Педагогическое общество России, 2002.

24. Кузнецов В. С. Планирование и организация занятий. 5 класс [Текст] : учебное издание / В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2003.

25.. Пензулаева Л. И Малочисленная школа. Физическое воспитание. [Текст] : книга для учителя / Л. И. Пензулаева. – М. : «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.

26. Лях В. Л. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов [Текст] : пособие для учителя / В. Л. Лях - М. : «Просвещение», 2001.

27. Литвинов. Е. Н Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов [Текст] : пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев. - М. : «Просвещение», 1997

28..Родиченко В. С. Твой олимпийский учебник» [Текст] : учебное пособие / В. С. Родиченко – М. : «Физкультура и спорт», 2004.

29. Царик А. В. Справочник работника физической культуры и спорта [Текст] : Справочник / А. В. Царик. – М. : «Советский спорт», 2005.

30. Колодницкий Г. А Планирование и организация занятий. 7 класс [Текст] : методическое пособие / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. - М. Дрофа, 2007.

31. Сабонян Ф. И. Физическая культура. Организация и проведение викторин в общеобразовательных учреждениях 10-11 классы [Текст] : методическое пособие / Ф. И. Сабонян. - М. : Дрофа, 2007.






Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconБелгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение...

О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы