О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




НазваниеО преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер203 Kb.
ТипРеферат
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных

общеобразовательных учреждений

О преподавании учебного предмета

«География»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой, которую необходимо учитывать при конструировании её содержания. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. В соответствии с основными целями и направлениями модернизации образования внесены изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ в 1998/99 гг.). В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования 2004 года реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. В 2005-06 учебном году на новые стандарты по географии перешли 6 и 10 классы, в 2006-07 учебном году 7 и 11, в 2007-08 учебном году 8 классы, в наступающем 2008-09 учебном году 9 классы, т.е. по Стандарту 2004 года обучаются ученики всех классов. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля или источника финансирования. Современная учебная география как систематический предметный курс изучается в основной (неполной) школе с 6 по 9 класс, а также в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы.

Систематический курс географии начинается с 6 класса, но учителю необходимо учитывать предварительную подготовку учащихся в 5 классе в курсе «Природоведение». К завершению изучения курса «Природоведение» у учащихся складывается целостная структура восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это необходимо учитывать при переходе к изучению начального курса географии. Вопросы преемственности географических знаний между 5 классами и курсом географии актуальны особенно в связи с сокращением учебных часов по географии.

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс-35 ч., 7 класс-70 ч., 8 класс-70 ч., 9 класс-70 ч. Федеральный базисный учебный план для 10-11 классов ориентирован на базовый и профильный уровень федерального компонента государственного стандарта общего образования. География нашла свое отражение на базовом уровне в объеме 70 часов и 210 часов на профильном уровне обучения (за два года). В переходный период в условиях модернизации содержания образования учителям географии следует использовать новые «Примерные программы». Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии, которые имеются в инструктивно-методических письмах институтах: по преподаванию географии в 2005-06 и 2006-07 учебных годах. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7 и 8—9 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Для реализации федерального компонента государственного стандарта образования рекомендуется использовать только учебные издания, имеющие грифы, допускающие и/или рекомендующие их использование в образовательных учреждениях РФ. Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2007 г. №349 утвержден Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год. Для создания единого образовательного пространства в географическом образовании Челябинской области рекомендованы к использованию следующие учебники:

№ п/п

Автор (составитель), название учебника

Класс

Издательство

1

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение.

6 кл.

Дрофа

2

Душина И.В., Коринская В.А.,Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. / Под ред. Дронова В.П.

7 кл.

Дрофа

3

Дронов В.П., Баринова И.И, Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство.

8 кл.

Дрофа

4

Дронов В.П., Баринова И.И, Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство и географические районы.

9 кл.

Дрофа

5

Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География. Землеведение

6 кл.

Дрофа

6

Климанова О.А. и др. География. Страноведение.

7 кл.

Дрофа

7

Алексеев А.И. и др. География России.

8 кл.

Дрофа

8

Алексеев А.И и др. География России.

9 кл.

Дрофа

9

Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. География

6 кл.

Дрофа

10

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География

7 кл.

Дрофа

11

Баринова И.И. География России.

8 кл.

Дрофа

12

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.

9 кл.

Дрофа

13

Максаковский В.П. География (базовый уровень)

10 кл.

Просвещение

14

Домогацких Е.М.,Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровени)

10 кл

Русское слово

Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год:

№ п/п

Автор (составитель), название учебника

Класс

Издательство

1.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.

6 кл

Русское слово

2.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.

7 кл

Русское слово

3.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.

8 кл

Русское слово

4.

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.

6 кл.

Просвещение

5.

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География /Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.

7 кл

Просвещение

6.

Раковская Э.М.География. Природа России.

8 кл.

Просвещение

В дополнение к перечисленным учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, Министерство образования и науки Челябинской области предлагает для преподавания учебник Сухова В.П. (Физическая география. Начальный курс. 6 класс. Издательство «Просвещение»).

Учебник для 6 класса Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля /Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. издательства «Просвещение» с 2006-07 учебного года проходит апробацию в школах области. Учебник для 7 класса (Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М) этого же издательства с 2007-08 учебного года проходит апробацию в школах области.

С 2008-09 учебного года планируется апробация в школах области учебника для 6 класса (Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География) издательства «Русское слово».

Особо следует указать, что в 2008 году УМК по НРК дополняется выходом учебного пособия для учителей, подготовленного авторами Марковой А.С., Малышевой ТН., Чистяковой Н.М. - «Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс». Пособие выходит в Челябинском издательстве «Абрис». Данное пособие к учебнику – это составная часть учебно-методического комплекса по курсу географии Челябинской области. Важнейшая задача данного методического пособия – раскрыть основные идеи курса, отраженные в учебнике «География Челябинской области». Пособие состоит из 10 тем (уроков). Все 10 тем в пособии имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.

Особое внимание в наступающем 2008-09 учебном году необходимо уделить времени, отведённому для изучения географии в 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии по-прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы перенесены в национально-региональный компонент: в 6 классе 1 час учебного времени отводится для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение». Это сделано для организации изучения школьниками содержания образования краеведческой направленности. На современном этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно проблему создания и осмысления учениками целостности определённой территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений географии.

Практические работы, которые необходимо проводить на краеведении:

  • Организация наблюдений: за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера.

  • Описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика.

  • Определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород.

  • Определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении. Обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам. Составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области.

  • Ознакомление и описание по плану, и обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

  • Определение механического состава местной почвы.

Экскурсии, которые необходимо проводить на краеведении:

  • Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей. Определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира). Определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра.

  • Описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов. Маршрутная глазомерная съёмка.

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания этнокультурного и краеведческого образования, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, педагогический опыт учителей по формированию географической культуры обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. А. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 12 декабря 2008 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с факультетом информатики ЧГПУ и учителями географии школ города Челябинска подготовлена электронная модель содержания образования – составная часть Образовательной программы Челябинской области. Приказом Министра образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. эта Образовательная программа рекомендована к внедрению в общеобразовательных учреждениях области. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по географии, кроме того варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-экономического и других профилей. Разработанный электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по географии, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету с учебно-методическим комплексом для каждой линии учебников.

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерными программами по географии для основной и средней (полной) школы. В тематическом планировании определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по географии: «География Российского порубежья» для основной школы, «Природопользование» и «Геоэкология» для средней (полной) школы.

Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий для 7-9 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии», в соответствии с разделами:

1. Источники географической информации

2. Природа Земли и человек

3. Материки, океаны, народы и страны

4. География России

5. Природопользование и геоэкология.

Содержание олимпиадных заданий для 10-11 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии», в соответствии с разделами:

  1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

  2. Природа и человек в современном мире.

  3. Население мира.

  4. География мирового хозяйства.

  5. Регионы и страны мира.

  6. Россия в современном мире.

  7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Содержание олимпиадных заданий для 10-11 классов определено также и «Примерной программой для среднего (полного) общего образования» (Профильный уровень), в соответствии с разделами:
  1. География как наука


  2. Введение в общую географию

  3. Введение в физическую географию

  4. Введение в геологию

  5. Введение в экономическую и социальную географию

  6. Природопользование и геоэкология.

При подготовке победителей районно-городского этапа предметной олимпиады к участию в областной олимпиаде рекомендуется использовать задания областных олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на практическую составляющую их. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и уметь рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых и исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2008 2009 годах; узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния их специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. Напоминаем, что, готовя участников олимпиады областного тура, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе" за последние 5 лет, в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), журнале "География и Экология в школе ХХI", а также в новом научно-популярном журнале для школьников «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года. Информационная карта инновационного педагогического опыта по развитию географического мышления как одного из компонентов географической культуры, формирующих социально-ориентированное и эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру, учителя СОШ № 135 г. Снежинска Е. В. Елисеевой опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"».

Привычной формой итоговой аттестации стал ЕГЭ. Результаты единого государственного экзамена по географии в Челябинской области ежегодно повышаются и они выше общероссийских показателей, несмотря на то, что, начиная с 2005 года, используются более строгие, чем раньше критерии выставления аттестационных отметок. Учитывая небольшой количественный состав участников ЕГЭ по географии (менее 10% выпускников), сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ результатов ЕГЭ по географии в 2007-8 годах и полученные соответствующие рекомендации.

Выявленные по результатам ЕГЭ слабые места в географической подготовке выпускников, необходимость учета требований новых государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии, в соответствии с которыми разрабатываются КИМ ЕГЭ начиная с 2006 года, – требуют внесения определенных корректив в образовательный процесс, начиная с определения планируемых результатов обучения и заканчивая контролем их достижения. При этом на разных этапах система оценивания образовательных достижений учащихся, апробированная в рамках ЕГЭ, может быть использована в разных целях. На этапе планирования результатов образовательно-воспитательного процесса целесообразно использовать опубликованные материалы единого государственного экзамена в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения по отдельным темам.

Хотя опубликованные задания КИМ не полностью охватывают все вопросы, изучаемые в курсах школьной географии, они помогут при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овладения содержанием. Наряду с рекомендациями, содержащимися в методических пособиях, входящих в учебно-методический комплект, они могут являться ориентиром при планировании глубины изучения того или иного материала, могут помочь выделить элементы содержания, которым следует уделить большее внимание в учебном процессе. Это поможет более рационально использовать учебное время. Выявленные на ЕГЭ недостатки географической подготовки учащихся говорит о том, что определенных корректив требует и этап отработки и закрепления знаний. При закреплении знаний учащимся зачастую предлагаются вопросы, ответы на которые требуют простого воспроизведения знаний. Однако на этом этапе обучения необходимо использовать больше заданий, предполагающих использование полученных ранее знаний и умений для решения учебных задач с условием, измененным по сравнению с той ситуацией, в которой они формировались. В качестве примеров таких задач можно назвать построение профиля рельефа местности с помощью различных карт; определение географических координат на карте, составленной в незнакомой ранее проекции; определение географических особенностей конкретной территории с использованием общих знаний о географическом распространении процессов и явлений; сравнение стран на основе знаний о типологических особенностях стран разных групп и т.п. Подобные задания встречаются в учебниках и учебных пособиях, но их не всегда достаточно. Задания на применение знаний, которые есть в опубликованных материалах ЕГЭ, могут служить полезным дополнением к ним. При организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся важно использовать само содержание заданий, т.е. учебную задачу, которую требуется решить для их выполнения, а форму (необходимость выбрать правильный ответ, записать последовательность букв и т.п.) изменить. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний.

Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля. В настоящее время существует значительное количество разнообразных пособий, предназначенных для проверки учебных достижений по географии. Основным их недостатком является то, что они ориентированны преимущественно на воспроизведение знаний фактологического характера, формированием которых цели обучения географии не ограничиваются. Явно недостаточно в таких пособиях заданий для проверки сформированности умений пользоваться источниками географических знаний, в которых информация представлена в невербальной (рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы и т.д.) форме. Включение заданий ЕГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса. Начинать при этом с включения в индивидуальный опрос вопросов, требующих сравнительно небольших письменных ответов, разбора этих ответов с классом. В старших классах – небольших письменных работ (в том числе и творческих) и взаимного рецензирования их учащимися.

Объективной реальностью является то, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена, каждый учитель, естественно, стремится к тому, чтобы его выпускники продемонстрировали как можно более высокий уровень подготовки. К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ЕГЭ. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей школьной географии.


Профессор кафедры

общественных и гуманитарных дисциплин

ГОУ ДПО ЧИППКРО,

канд.геогр.наук, доцент

А. С. Маркова

8(351)264-01-29

kraeved_74@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы