О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 135.09 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер135.09 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор

ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»

_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«История»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году









Система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Государственный стандарт не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества», но в обязательном минимуме содержания эти события не определены.

В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.

По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 35 часов (в 9 классе). Следует учесть, что учебное время на изучение регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края» передано в интегрированный учебный предмет «Краеведение». Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и в обязательном минимуме содержания отмечена курсивом, т.е. ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы.

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент ФБУП включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части – предметов, обязательных для изучения на базовом уровне (помимо истории – это русский язык, литература, иностранный язык, математика, физическая культура, а также интегрированные учебные предметы обществознание (включая экономику и право) и естествознание). Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов (т.е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т.е. из расчета 4 часа в неделю).

Кроме того, историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. В составе исторического образования в полной средней школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса истории («углублённое» изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.

Для образования определенного профиля необходимо включить в состав учебного плана не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. С точки зрения задач профильного изучения истории, наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, русский язык и литература, а на базовом – иностранный язык, математика, экономика, естествознание и физическая культура. Возможным вариантом является и формирование гуманитарно-филологического профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык, а на базовом – математика, естествознание, обществознание (включая экономику и право), мировая художественная культура и физическая культура.

Обзор действующих учебно-методических комплектов

Учебники по истории издательства «Русское слово» используются в большинстве общеобразовательных учреждений. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Издательством регулярно проводятся семинары для учителей Челябинской области. Учебник по истории России ХХ в. является победителем Всероссийского конкурса 2004 г. и награжден премией Президента РФ. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории. Он представлял свои учебники для учителей Челябинской области в 2005 г.

Учебники по истории издательства «Просвещение» также широко используются в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров. Он представлял свои учебники учителям Челябинской области в рамках выставки «Образование и карьера. Шаг в будущее. Книга-2005».

Учебники по истории издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах развивающего обучения. Особенностью учебников является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач. В 2007 г. ЧИППКРО совместно с журналом «Преподавание истории в школе» была проведена серия семинаров с участием авторов учебников – Э. Н. Абдулаева и А. И. Морозова.

Издательство «Дрофа», традиционно представленное на рынке учебной литературы, апробацию своих учебников по истории в Челябинской области не проводило. ЧИППКРО заключен договор о проведении в 2008 г. семинара для учителей Челябинской области с участием авторов учебников данного издательства.

Издательство «Вентана-Граф» разрабатывает новую линию учебников. Издательство проводит активную работу по продвижению учебников в Челябинской области. Следует обратить внимание, что учебник «История» (А. Н. Майков) – в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в Примерную программу в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). В связи с этим, необходимо провести широкую апробацию данного учебника в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. С целью научно-методической поддержки учителей, работающих по данному учебнику, кафедра общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (Д. А. Алпатиков) совместно с издательством планируют проведение семинара и организацию дистанционных курсов в августе – сентябре 2008 г.

Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает линию учебников по истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники успешно проходят апробацию в университетских классах МОУ СОШ № 123 г. Челябинска и получили положительные отзывы учителей и ученых-историков ЧелГУ.

Особенности преподавания истории России в 2008/2009 учебном году

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 19.02.2008 г. № ИК-272/03, письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 02 апреля 2008 г. № 07-1698 в предстоящем учебном году происходят существенные изменения в преподавании истории на старшей ступени общего образования. Актуальность разработки нового учебного курса обусловлена сменой общественного устройства страны, устранением монополии марксизма в формировании мировоззрения, поверхностным освещением процесса становления суверенной России в действующих учебниках.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. По гранту администрации Президента РФ издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект по Новейшей истории России (1945 – 2007 гг.), включающий программу, книгу для учителя и учебник. Среди авторов пособий – известные российские историки и методисты А. А. Данилов, А. И. Уткин, О. В. Гаман-Голутвина, Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, руководитель авторского коллектива – А. В. Филиппов. Цель данного инновационного курса – помочь молодым людям осознать ключевые события отечественной истории второй половины ХХ – начала XXI в., сформировать представление о месте и роли России в современном мире, приоритетах внутренней и внешней политики РФ. В письме ФГОУ АПКППРО от 06.02.08 г. №97 «Об особенностях изучения истории и обществознания на старшей ступени общего образования» справедливо подчеркивается, что подготовка к ЕГЭ не может являться целью базового курса истории, поскольку лишь 5% выпускников сдает данный экзамен по выбору.

При планировании преподавания истории России в 11 классе учителям рекомендуется сократить время на изучение периода 1900-1945 гг., объединяя тематически близкие параграфы учебников и укрупняя проблемные блоки. Учебный курс Новейшей истории России изучается во втором полугодии 11 класса и рассматривается как логическое продолжение вне зависимости от того, по каким учебникам изучалась первая половина ХХ вв., с соответствующим увеличением учебного времени:

Количество часов

2004 г.

2008 г.

Базовый уровень

16

26

Профильный уровень

32

70

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию истории через систему повышения квалификации. В июне 2007 г. прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания и разработки государственного образовательного стандарта общего образования», в которой участвовали представители ЧИППКРО и ЧГПУ (В. М. Кузнецов, М. С. Салмина, Л. Е. Фурен). В сентябре – октябре 2007 г. прошли конференции по данной проблеме во всех Федеральных округах, в т.ч. в Екатеринбурге; где также принимала участие делегация учителей и преподавателей истории Челябинской области. Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомились с новыми пособиями в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59 г.Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина). В 2008/2009 учебном году в АППКПРО (г. Москва) планируется подготовка по 12 тьюторов для каждого субъекта РФ, в ЧИППКРО будут развернуты дистанционные курсы по использованию нового УМК в преподавании истории России (В. М. Кузнецов, П. Ф. Назыров, Н. В. Гришина).

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания историко-культурного образования, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. А. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 12 декабря 2008 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования историко-краеведческой направленности.

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Е. И. Дьяченко, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителями истории общеобразовательных учреждений №№ 77 и 151 г. Челябинска (Ю. Ю. Баранова, Е. А. Жукович, Т. А. Плешанова) подготовлена электронная модель содержания образования по истории – Образовательная программа Челябинской области, рекомендованная к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министра образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по истории; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного и социально-филологического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметных линий по Всеобщей истории и Истории России, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерными программами по истории для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания исторического образования (История родного края – Южного Урала), практические работы с контурными картами, проведена корректировка по истории России ХХ века, и определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по истории: «Реформы и реформаторы Российской империи» для основной школы (16 ч.) и «История России в лицах» для средней (полной) школы (16 ч.), разработанные канд.пед.наук Н. И. Чеботаревой (г.Волгоград).

Организация внеклассной работы по предмету

История представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2008/2009 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий по истории для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской работы. Информационная карта инновационного педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению учителя СОШ № 59 г. Челябинска М. С. Салминой опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"».

На заседании районных (городских) методических объединениях учителей истории рекомендуется проанализировать результаты Всероссийской олимпиады по истории, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» издано пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, которое содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по истории с ответами и комментариями.

2008 год объявлен Годом традиционной культуры в Челябинской области. Предстоящий 2009 год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 75-летию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2007 году и задачах на 2008 год» (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). Издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины» (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков).

Учителя истории активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В 2008/2009 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

В 2008-09 учебном году в ЮУрГУ будет продолжена благотворительная образовательная программа «Звёзды истории». Программа состоит из годового курса публичных лекций докторов исторических наук, профессоров ЮУрГУ. Целью лекционного курса является знакомство старшеклассников города Челябинска и Челябинской области с результатами новейших научных исследований по истории, расширение их кругозора, привлечение выпускников общеобразовательных учреждений к углубленному изучению истории. Традиционно лекции проводятся один раз в месяц в актовом зале главного учебного корпуса университета. Программа проходит с большим успехом, получила информационную поддержку со стороны ведущих СМИ региона.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету

В целях совершенствования общего исторического образования в основной и средней (полной) школе и введения единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов руководителям методических объединений на совещаниях-семинарах рекомендуется проанализировать результаты итоговой аттестации по истории 2008 г., сравнить их с результатами 2005-2007 гг. и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по истории. Учителям истории необходимо совершенствовать технологию диалогических форм учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать методику текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса истории России, зафиксированных в документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, контурные карты, сборники КИМов, а также использовать пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки Челябинской области, подготовленное авторским коллективом ГОУ ДПО ЧИППКРО: Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников основной школы. Готовимся к экзамену по истории. Сборник КИМов / Л. А. Дмитриева, Е. И. Дьяченко, П. Ф. Назыров. – Челябинск: НП ИЦ «Рост», ООО «ЮжУралИнформ», 2006.

Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей общего исторического образования.


Методист, преподаватель кафедры

общественных и гуманитарных

дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО

Д. А. Алпатиков

8(351)263-43-71

kraeved_74@mail.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы