Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки icon

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки




Скачать 211.74 Kb.
НазваниеУправления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
Дата конвертации02.07.2013
Размер211.74 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор

ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»

_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О реализации Концепции

краеведческого образования

и преподавании учебного предмета

«Краеведение»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году








«Концепция краеведческого образования в Челябинской области», утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006, научно обосновывает организацию системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех ступенях общего и дополнительного образования. В ней говорится, что гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды.

Система краеведческого образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области охватывает все ступени общего образования. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.01.2008 г. № 01-10 в начальной школе проводится апробация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. В Областном базисном образовательном плане первой ступени общего образования предполагается включение краеведческой тематики в содержание основных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, музыка и художественный труд), а также в рамках внеучебной работы (проектная деятельность, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое, общественно-полезное направления образовательно-воспитательной деятельности).

В соответствии с приказом Главного управления образования и науки Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» от 01.07.2004 г. № 02-678 постепенно, по мере готовности учреждений общего образования и учителей, в 6-9 классах вводится инновационный интегрированный учебный предмет «Краеведение». Следует подчеркнуть, что, в соответствии с требованиями Федерального базисного учебного плана, введение регионального учебного предмета не заменяет и не отменяет изучение национально-регионального компонента содержания образования основных учебных предметов. Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год. Обращаем внимание на то, что в Областном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Челябинской области 2004 г. для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в национально-региональный компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История».

При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.

На ступени среднего (полного) общего образования региональный компонент общего образования включается в содержание базовых и профильных предметов в объеме 10-15 % учебного времени. Кроме того, краеведческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области, «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова).

Обзор действующих учебно-методических комплектов

В 2005-2008 гг. прошла апробация примерной программы курса краеведения на базе 123 общеобразовательных учреждений, утвержденных приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 и от 21.09.2006 г. № 01-861. За это время был проведен отбор содержания краеведческого образования в 6-7 классах, осуществлялись повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей-предметников.

С учетом результатов апробации в 2007 г. издана программа «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В. М. Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. Издательством «Абрис» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г.: краткий справочник атлас и контурные карты, сборник познавательных заданий. В 2006 г. вышла в свет книга для чтения по краеведению (6-9 класс) «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области». При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу.

В качестве учебно-наглядного пособия по краеведению, особенно для преподавания курса 7 класса «Достопримечательности Южного Урала», рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия.

Следует подчеркнуть, что в 2008 году планируется издание учебников для 6 класса (В. В. Дерягин и др.) и 7 класса (Н. Б. Виноградов и др.). В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству (8 класс) рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина) и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова). Планируется также издание учебника «История Урала XIX века» (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский).

Учебно-методический комплект по географическому краеведению (9 класс) дополняется выходом учебного пособия для учителей «Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Пособие к учебнику М. А. Андреевой и А. С. Марковой состоит из 10 тем (уроков). Все 10 тем в пособии имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию краеведческие пособия нового жанра – «Тетради юного краеведа», которые включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.

Особенности преподавания краеведения в 2008/2009 учебном году

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2008 г. № 04-387 в предстоящем учебном году завершается переход на областной базисный учебный план в целях сохранения единого образовательного пространства области и совершенствования образовательного процесса. Во исполнение приказа в 2008/2009 учебном году интегрированный учебный предмет «Краеведение» изучается в обязательном порядке в 6-7 классах всех общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Краеведение могут вести преподаватели географии, истории и другие учителя-предметники, имеющие документы о соответствующей квалификации.

Подготовку учителей краеведения осуществляет кафедра общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) в разнообразных формах:

  1. межкурсовая подготовка без отрыва от производства – модульные семинары (1-3 дня, 6-8 – 24 часа) – сертификат на право преподавания курса краеведения сроком на 1 год;

  2. краткосрочные курсы (2 недели, 72 часа) – удостоверение с правом преподавания курса краеведения сроком на 3 года;

  3. профессиональная переподготовка (2 года, 540 часов) – свидетельство с правом преподавания учебного предмета "Краеведение" (6-9 классы) и организации краеведческого образования сроком на 5 лет.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и учителей краеведения, что программа интегрированного курса «Краеведения» построена по модульному принципу. В 6 классе 1 час учебного времени отводится для преподавания начального курса географии, 1 час передан на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений.

Практические работы из Федерального компонента государственного стандарта по географии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • организация наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;

  • описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика;

  • определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород; определение механического состава местной почвы;

  • определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении; обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам; составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области;

  • ознакомление и описание по плану, обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

Экскурсии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей; определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира); определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра;

  • описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов; маршрутная глазомерная съёмка.

Интегрированный курс краеведения в 7 классе «Достопримечательности Южного Урала» в равной мере вводится в общеобразовательных учреждениях, в которых изучался начальный курс географии в объеме 35 и 70 часов. Данный курс является логическим продолжением курсов природоведения и краеведения 5-6 классов. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и историко-культурного наследия Челябинской области.

4-8 мая 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин (В. М. Кузнецов) совместно с историко-культурным заповедником областного значения «Аркаим» (С. Я. Зданович) был проведен выездной областной семинар для учителей «Изучение "Страны городов" Южного Зауралья в курсе «Краеведение» (7 класс) на базе научного городка и Музея природы и человека (Брединский район). На семинаре был представлен опыт учителей краеведения МОУ Рымникской СОШ Брединского района (Л. И. Баранова), МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина), Лазурненской школы-интерната Красноармейского района (И. В. Алёшкина) по проведению уроков по теме «Заповедник Аркаим». Разработки уроков и мультимедийные презентации по данной теме распространяются в электронном виде на компакт-дисках, а также размещены на сайте «Сеть творческих учителей» по адресу www.org@it-n.ru. В 2008/2009 учебном году планируется проведение подобных выездных семинаров в гг. Касли и Сатка (сентябрь), гг. Миасс и Златоуст (октябрь), Нагайбакский район и г. Верхнеуральск (май).

Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории и культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями родного города (села) и района. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в образовании. В качестве образца такого личностно-ориентированного учебного занятия можно привести открытый урок по теме «Коелгинское месторождение мрамора», проведенный учителем краеведения МОУ СОШ № 59 г.Челябинска М. С. Салминой в рамках теоретико-практического семинара «Воспитание в процессе обучения». Материалы семинара опубликованы в сборнике «Личностно-ориентированный урок как основа воспитания школьников: аналитический аспект» из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (С. Н.Трошков, С. Н. Петрушин) совместно с Управлением по делам образования г. Челябинска (А. И. Кузнецов).

В 2008/2009 учебном году будет продолжена апробация программы курса краеведения в 8-9 классах на базе 123 общеобразовательных учреждений, утвержденных приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006 и от 21.09.2006 г. № 01-861. Решением областного совещания учителей краеведения 16 января 2008 г. определены основные направления инновационной деятельности по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области в 2008-2009 году (приложение ). Итоги этой работы будут подведены на следующем традиционном совещании 14 января 2009 г.

Программа курса краеведения предусматривает изучение истории и культуры народов Южного Урала (8 класс), экономического и социального развития Челябинской области (9 класс). В феврале 2008 г. кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин (В. М. Кузнецов) совместно с областным центром народного творчества (Е. А. Артюшкина) и областным краеведческим музеем (О. В. Новикова) был проведен семинар для учителей «Художественная культура и народное творчество Южного Урала», совместно с областной избирательной комиссией (И. А. Старостина, А. А. Раевский), областным судом (Н. В. Бушуева) и кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс, В. А. Зорин, А. В. Алексеев) – семинар «Челябинская область – субъект РФ». Материалы семинаров представлены в виде мультимедийных презентаций и распространяются в электронном виде на компакт-дисках. В 2008/2009 учебном году планируется проведение подобных семинаров совместно с музеем музыкальных инструментов (октябрь) и областным музеем искусств (ноябрь).

Теоретические проблемы и вопросы разработки содержания краеведческого и этнокультурного образования, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, инновационный педагогический опыт обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. А. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 12 декабря 2008 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, М. С. Гитис, Е. В. Андреева) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителем МОУ СОШ № 59 г. Челябинска (М. С. Салмина) подготовлена электронная модель содержания образования по краеведению – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлено содержание краеведческого образования, разработанное на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, географии и биологии; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия).

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по краеведению Южного Урала, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлен один вариант тематического планирования, составленный в соответствии с программой по краеведению (6-9 класс) под ред. В. М. Кузнецова, рекомендованной ЧИППКРО для основной школы. В тематическое планирование включен местный (школьный) компонент содержания краеведческого образования, практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и интервью, определена система тематического и промежуточного контроля. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с условиями образовательного учреждения.

В электронной модели содержания образования представлен также образец элективного курса «История Урала» (10 класс) для средней (полной) школы (35 ч.), разработанный канд.ист.наук В. М. Кузнецовым.

Организация внеклассной работы по предмету

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2008/2009 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области (таблица 3), что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской деятельности. Информационная карта инновационного педагогического опыта по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению учителя СОШ № 59 г. Челябинска М. С. Салминой опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"». Лучшие этнографические работы участников детского областного конкурса «Уральская слободка» 2007 г. опубликованы в сборнике «Урал мастеровой: традиционная материальная культура народов Южного Урала конца XIX – XX вв.».

В организации краеведческого образования активно используются экскурсии и походы. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в районный (городской) краеведческий музей. В лучших разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, познавательные задания и листы «обратной связи», дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя. Правильно оформленная технологическая карта экскурсии предполагает также четко определенный маршрут движения, инструктаж по технике безопасности и организации работы на каждом пункте просмотра.

Учителям краеведения, других учебных предметов, классным руководителям необходимо предусмотреть в плане работы посещение с учащимися Челябинского областного краеведческого музея, в котором действует специальная детская экспозиция, рассчитанная на учащихся 1-6 классов. В музее открыты залы постоянной экспозиции, посвященные природе, археологии и истории народов Южного Урала. Регулярно проводятся различные тематические выставки, в том числе с экспонатами из фондов других музеев и хранилищ, частных собраний. На базе музея возможно проведение экскурсий и учебных занятий по следующим темам: «Природа Южного Урала», «Древние жители Южного Урала», «Культура и быт народов Южного Урала», «Горнозаводской Урал», «Дореволюционный Челябинск».

2008 год объявлен Годом традиционной культуры в Челябинской области. Предстоящий 2009 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 75-летию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2007 году и задачах на 2008 год» (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). В серии «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание» издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины» (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков).

Учителя краеведения активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В журнале «Юный краевед» публикуются материалы, посвященные юбилейной тематике. В 2008/2009 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению

Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. У многих учителей краеведения по-прежнему вызывает затруднения определение конкретных планируемых результатов обучения. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 6 и 7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243).

В качестве практических результатов инновационной деятельности по разработке содержания и учебно-методическому обеспечению интегрированного предмета можно рассматривать разработки учителей, присланные на областной конкурс методических проектов по курсу краеведения (6-8 классы), который проводился в соответствии Положением, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2007 г. № 01-292. В 2007 году на конкурс было представлено 212 разработок от 92 педагогов из 34 территорий Челябинской области, в 2008 году – только 36 разработок от 24 педагогов из 12 территорий.

Итоги конкурса будут утверждены приказом Министерства образования и науки Челябинской области. На основе отредактированных и дополненных разработок победителей конкурса будут подготовлены к изданию методические пособия по краеведению для учителей 6 и 7 классов. Конкурс будет продолжен в 2008/2009 учебном году в сроки с 1 января по 30 марта.

Таким образом, работа по реализации Концепции краеведческого образования в 2008/2009 учебном году призвана стать весомым вкладом в модернизацию общего и дополнительного образования и гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области.


Методист отдела

профессиональной переподготовки кадров

ГОУ ДПО ЧИППКРО

Е. В. Андреева

8(351)264-01-51

kraeved_74@mail.ru

Приложение 3

Основные направления инновационной деятельности

по реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области

в 2008-2009 учебном году



Направления деятельности

Планируемые результаты

1. Отбор и апробация содержания учебного предмета «Краеведение» в 6-8 классах

1.1. Массовое внедрение учебной программы по краеведению в 6-7 классах

1.2. Апробация учебной программы по краеведению в 8-9 классах

Календарно-тематический план по предмету с включением местного материала.

Поурочные разработки по предмету.

Рекомендации для составителей по корректировке учебной программы.

2. Опытная проверка элементов учебно-методического комплекта

по краеведению в 6-8 классах

2.1. Подготовка к изданию учебников «Краеведение. 6 класс» / В.В.Дерягин и «Краеведение. 7 класс» / Н.Б. Виноградов. Челябинск: АБРИС, 2008.

Поурочные разработки по предмету.

Рекомендации для авторов учебников.

2.2. Апробация книги для чтения «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П.Моисеев, А.В.Драгунов, М.С.Гитис. Вып. 1. Челябинск: АБРИС, 2006.

Поурочные разработки по предмету с использованием книги, пособия и справочника.

Рекомендации для авторов-составителей книги и пособия.

2.3. Апробация учебного пособия «Биология растений и животных Челябинской области» / Н.В.Полханова. Челябинск: ЧГПУ, 2005.

2.4. Апробация справочника «Историческое краеведение» / Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов. Челябинск: АБРИС, 2008.

2.5. Апробация книги для чтения «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. - 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2006.

Поурочные разработки по предмету с использованием книги и тетрадей с включением местного материала.

Рекомендации для авторов-составителей книги и тетрадей.

2.6. Апробация «Тетради юного краеведа» (г.Усть-Катав, Верхнеуральский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Саткинский и Чесменский районы).

2.7. Апробация атласа «Челябинская область» / Под ред. В.В.Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2002-2006.

Поурочные разработки практических работ по предмету.

Рекомендации для авторов-составителей атласа и справочника.

2.8. Апробация справочника «Познай свой край. Челябинская область» / Под ред. М.С.Гитиса. АБРИС, 1998-2006.

3. Разработка педагогического мониторинга учебных достижений

учащихся 6-7 классов по краеведению

3.1 Критерии и показатели учебных достижений учащихся 6-8 классов по краеведению.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-8 классов по краеведению.

Рекомендации для авторов-составителей учебной программы.

3.2. Методы и приемы изучения учебных достижений учащихся 6-8 классов по краеведению. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Разработки оценочных практических работ по предмету.

Контрольно-измерительные материалы (в т.ч. с использованием ИКТ-технологий) по предмету.

Модель портфолио в системе оценки учебных достижений учащихся по краеведению.

4. Отработка модели интеграции

общего и дополнительного краеведческого образования

Использование потенциала учреждений дополнительного образования и культуры в краеведческом образовании

Разработки экскурсионных занятий по краеведению.

Сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий краеведческой направленности.

Программы собеседований с местными старожилами, знаменитыми людьми, краеведами и учеными.

Таблица

Мероприятия краеведческой направленности

для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области

в 2008/2009 учебном году



п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Организатор,

координатор



Конкурс «Челябинск – наш дом»

Сентябрь

ГорУО

(Челябинск)



Конкурс «Гроза 12-года»,

посвященный дню воинской славы России – годовщине Бородинской битвы

Сентябрь

МОУО



Конкурс школьных краеведческих музеев

В течение года

МОиН

ОЦДОД



Конференция туристско-краеведческого движения «Отечество»

Ноябрь

МОиН

ОЦДОД



Конкурс «Символы России», посвященный дню Конституции

Декабрь

МОУО



Конференция «Шаг в будущее»

Декабрь

Координационный центр



Конкурс «Старые фотографии рассказали»

Февраль

МОиН

ЧИППКРО

ЧелГУ



Конференция научного общества учащихся

Апрель

Совет НОУ



Конференция детских исследовательских и творческих работ «Уральская слободка»

Май

ГОЦНТ

ЧИППКРО







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296 Об организации внеурочной деятельности При введении федерального государственного образовательного Стандарта общего образования
Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПоложение об общем собрании коллектива гоу спо «Медногорский медицинский колледж»
Министерства образования и науки рф, Министерства здравоохранения и социального развития рф, Министерства общего о профессионального...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПриказ №107», письма Управления Федеральной Миграционной службы по Рязанской области №1/4570 от 11. 10. 2012г. «О направлении информации» иписьма Министерства образования Рязанской области № ощ/12-3298 от 12. 05. 2012г
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04. 07. 2012г. №521 о внесении изменений в Порядок...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПриказ №77/1 о переходе на обучение по фгос ноо в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПриказ №1564 о 24. 11. 06г. Управления образования и науки администрации Губкинского муниципального района
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями), письма мо РФ департамента общего...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconРегламентирующих введение нового образовательного стандарта в 1-х классах в 2010-2011 учебном году: Приказ Министерства образования, науки Российской Федерации от 10.
Приказ Министерства образования, науки Российской Федерации от 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПравила приёма в огаоу спо «Алексеевский агротехнический техникум»
Министерства образования и науки РФ №221 от 22. 03. 12г.) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об образовательном...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconПротокол №9 от 19. 06. 2012 года
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования...

Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки iconСогласовано: Начальник Управления образования Теплова Е. В. Утверждаю
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 23. 11. 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы