О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году




Скачать 314.08 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
Дата конвертации02.07.2013
Размер314.08 Kb.
ТипДокументы
1. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методич. писмо 2008 -09 год.doc
2. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-МХК-2008-09.doc
3. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-география-2008-09.doc
4. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-изо-2008-09.doc
5. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-иняз-2008-09.doc
6. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-история-2008-9.doc
7. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-краеведение-2008-09.doc
8. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-литература-2008-09.doc
9. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-музыка-2008-09.doc
10. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-обществознание-2008-09.doc
11. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-право-2008-09.doc
12. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-русский язык-2008-09.doc
13. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/Методписьмо-экономика-2008-09.doc
14. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ОБЖ-2008.doc
15. /Метод письма/2008-2009/Гуман-общественнные/преподавание ФК-2008.doc
16. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/ИМП 2008.doc
17. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМо 2.doc
18. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо.doc
19. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методическое письмо_биология.doc
20. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/Методписьмо_информатика_08-09 ПРАВЛЕНОЕ.doc
21. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/письмо химия 2008 - 2.doc
22. /Метод письма/2008-2009/Письма ЕМД/преподавание ФК-2008.doc
23. /Метод письма/2008-2009/Сопровод_письмо.doc
Образовательная программа по предмету должна реализовываться с 1 по 4 класс
О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Управления общего образования и социальной поддержки детей Министерства образования и науки
О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в 2008/2009 учебном году
О преподавании физической культуры в 2008/2009 учебном году
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2008-2009 учебном году в 2008-2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2008-2009 учебном году. Начальник управления

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор

ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»

_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных учреждений


О преподавании учебного предмета

«Литература»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008-2009 учебном году


Обновление содержания филологического образования и изменение форм итоговой аттестации учащихся происходит в условиях модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Национальный проект «Образование» дает возможность педагогам участвовать в реализации системных изменений в образовании, целью которых является превращение его в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую требованиям времени и запросам общества.

Переход на новые стандарты образования, новый учебный план, обновление содержания курсов русского языка и литературы в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования требует высокой методологической и методической подготовки учителей русского языка и литературы. Это обязывает их постоянно повышать уровень своей педагогической квалификации для решения задач современной школы с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.


I. Роль и место учебного предмета в образовательной программе образовательного учреждения. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье, понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функций слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Образовательные учреждения области должны обеспечить обновление филологического образования, опираясь на нормативные и инструктивно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области и ЧИППКРО.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)

  2. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)

  3. "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области" (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №02-678 от 01 июля 2004 г.)

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

  5. Методическое письмо "О преподавании русского языка и литературы и учебно-методическом обеспечении областного базисного учебного плана в 2007-2008 учебном году" (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО)

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2007 № 349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процесс в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год»

  7. Единый государственный экзамен. Литература. Сборник аналитических материалов / Под ред. Т.В.Абрамовой. Сост. Смородина В.С. – Челябинск: ИУМЦ "Образование", 2007.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на ступени начального общего образования включает предмет "Литературное чтение", который преподается с 1 по 4 класс. В БУП на этот учебный предмет отводится 2 ч в неделю. В основной и средней (полной) школе "Литература" относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета в 10-11 классах. В Базисном учебном плане, утвержденном в 1998 г., учебные часы выделялись совокупно на изучение иностранного языка и литературы. Таким образом, не устанавливалось минимальное число учебных часов на предмет. Позитивной особенностью нового БУПа является выделение предмета "Литература" отдельной строкой.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература":
  • 385 часов на этапе основного общего образования: в V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе - 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

  • 210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

  • 350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень): в X - XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю).

БУП позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы при составлении региональных учебных планов и учебных планов образовательного учреждения. В соответствии с БУПом "часы, отведенные на компонент образовательного учреждения можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента". Таким образом, на освоение программы 9-го класса может быть выделено не 3, а 4 ч в нед., на изучение курса литературы базового уровня может быть выделено не 3, а 4-5 ч в нед., также может быть увеличено учебное время на освоение курса на профильном уровне с 5 до 6-8 ч в нед.

Концептуальные основы образовательного стандарта по литературе

Содержание литературного образования в стандарте значительно обновлено и приведено в соответствие с требованиями времени, при этом фундамент отечественного образования, его лучшие традиции сохранены. В основе содержания стандарта – русская классическая литература, идейно-художественное богатство которой отражает своеобразие национальной культуры, содействует формированию у учащихся ценностных ориентиров, прививает любовь к чтению, содействует развитию художественного вкуса. Вместе с тем стандарт литературного образования отличает новизна подходов к решению целого ряда вопросов. Сделан особый акцент на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета, существенно обновлен перечень писательских имен и изучаемых литературных произведений, предложено новое, реалистичное распределение учебного материала между двумя ступенями общего образования. Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

В стандарте представлен другой (в сравнении с прежним обязательным минимумом) способ реализовать идею завершенности курса литературы основной школы. В целях нормализации учебной нагрузки в стандарте по-иному распределен учебный материал между основной и средней (полной) школой:


  • перенесены из основной школы в среднюю (полную) школу следующие произведения: поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина (в базовый и профильный уровень), трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина (в профильный уровень), поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова (в базовый  и профильный уровень);

  • перенесён из средней (полной) школы в основную школу следующий учебный материал: творчество Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, романы А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, а также поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Изучение литературы первой половины XIX века в 9 классе завершается обзором, представляющим дальнейший путь развития отечественной литературы. Курс литературы в старшей школе по-прежнему строится на историко-литературной основе, однако значительно сокращен объем учебного материала, связанного с первой половиной XIX века (большая часть произведений этого периода осваивается в основной школе). Обращение к литературной эпохе первой половины XIX века в старших классах обусловлено задачей построения школьного курса литературы с учетом исторического контекста, а также задачей углубления знаний о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя на примере анализа небольшого числа произведений малой художественной формы. Основная часть учебного времени в 10 классе отводится на освоение произведений второй половины XIX века.

В стандарте обновлен перечень писательских имен. Обновление проводилось с учетом анализа действующих программ литературного образования и предложений, сформулированных в процессе широкого общественно-профессионального обсуждения проекта документа. В отличие от прежних обязательных минимумов, в стандарт основного общего образования включены произведения А.Н. Радищева, А.К. Толстого, В.М. Гаршина, О.Э. Мандельштама, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовского, Н.А. Заболоцкого, А.С. Грина, Н.М. Рубцова, В.М. Шукшина, Ч.Т. Айтматова, В.П. Астафьева, Ю.П. Казакова, В.Г. Распутина; в стандарт среднего (полного) общего образования - А.К. Толстого, М.И. Цветаевой О.Э. Мандельштама, В.Т. Шаламова. В стандарт средней (полной) школы (профильный уровень) включены романы Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (обзорное изучение) и Е.И. Замятина «Мы».

Значительно изменен традиционный раздел «Зарубежная литература», который позволит учащимся выявить связи русской литературы с мировой, осознать художественное и идейное своеобразие русской литературы, раскрыть понятие "диалога культур". В сравнении со старшей школой перечень зарубежной литературы для основной школы более конкретизирован и развернут. Он включает античную лирику, фрагменты из гомеровского эпоса, «Божественной комедии» Данте, романа «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Фауста» И.-В. Гете; сонеты и трагедии У. Шекспира, сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Произведения Ф. Шиллера, Дж. Г. Байрона, П. Мериме, Э.А. По, О. Генри, Д. Лондона и др. составитель рабочей программы или учитель выбирает по своему усмотрению. В стандарте средней (полной) школы зарубежная литература дана рекомендательным списком писательских имен с предоставлением права выбора произведений.

Обновлен также перечень литературных произведений писателей, чье творчество традиционно изучалось в школьном курсе литературы. Внесены изменения в списки стихотворений и рассказов писателей-классиков. Определены обязательные для изучения произведения А.И. Солженицына (в основной школе – рассказ «Матрёнин двор», в старшей – повесть «Один день Ивана Денисовича»).

В стандарте профильного уровня указаны поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», пьеса А.Н. Островского «Лес», проза В.В. Набокова. Обязательным для базового и профильного уровня является обзорное знакомство с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Кроме того, в стандарт включены новые разделы: «Поэты пушкинской поры»; «Поэзия конца ХIХ- начала ХХ века»; «Литература народов России» (предлагаемый перечень последнего раздела является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации).

Перечень писательских имён второй половины ХХ века значительно обновлён, расширен и представлен разделами: «Проза второй половины ХХ века»; «Поэзия второй половины ХХ века»; «Драматургия второй половины ХХ века»; «Литература последнего десятилетия» (этот раздел не включает конкретных писательских имен, оставляя свободу выбора за учителем).

Значительная часть стандарта сохраняет установку на изучение конкретных произведений. Целый ряд произведений «золотого фонда» русской литературы заявлен в стандарте безальтернативно (что соответствует программам для поступающих в вузы): И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Тихий Дон» (в прежних минимумах учителю предоставлялся выбор: «Преступление и наказание» или «Идиот», «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо», «Тихий Дон» или «Поднятая целина» и т.д.). Альтернативно в стандарте представлены только романы М.А. Булгакова: “Мастер и Маргарита” или “Белая гвардия”.

В стандарте осуществлена нормализация учебной нагрузки учащихся за счет иного распределения учебного материала между двумя ступенями общего образования, выделения части материала, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, предоставления в значительном числе случаев свободы выбора произведения.

В стандарте последовательно проведена установка на изучение целостного текста художественного произведения. Курс литературы опирается на текстуальное, а не на обзорное изучение произведений, включенных в обязательный минимум. Однако с учетом ограниченного учебного времени небольшое число произведений снабжено пометами, указывающими на возможность изучить текст не в полном объеме. В стандарте основной школы этот принцип распространяется на ряд произведений зарубежной литературы: предлагается изучать фрагменты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, «Божественной комедии» Данте, романа «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Фауста» И.-В. Гете. В курс русской литературы с пометой "обзор" включен только роман «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (обзор предполагает общее знакомство с тематикой и проблематикой произведения без привлечения текстуального анализа). Не в полном объеме предлагается изучать поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (можно ограничиться тремя главами).

В стандарт средней (полной) школы (базовый уровень) с пометой "обзор" включены два романа: "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина и "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» дается с другой пометой - "обзорное изучение", что требует от учащихся знакомства с полным текстом романа, однако на уроках анализируется только основная тематика и проблематика произведения, центральные образы и ключевые эпизоды, наиболее важные художественные особенности романа-эпопеи.

В стандарте средней (полной) школы (профильный уровень) с пометой "обзор" дан только роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"; "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина дана с пометой "обзорное изучение". Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" изучается обзорно с анализом отдельных фрагментов.

Распределение учебного материала по двум ступеням общего образования соответствует принципу возрастающей сложности. Например, в основной школе творчество И.С. Тургенева представлено небольшими произведениями (рассказы, повесть, стихотворения в прозе), а в средней (полной) школе - романом "Отцы и дети"; творчество Л.Н. Толстого в основной школе также представлено рассказами и повестью (по выбору), в старших классах - романом "Война и мир". Отбор произведений для старшей школы учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа. Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики (в стандарт включены фрагменты статей Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева, А.В. Дружинина, Д.И. Писарева). Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох. Обязательный минимум для классов с профильным уровнем изучения предмета допускает некоторое расширение списка изучаемых произведений: трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю. Лермонтова "Демон", роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?", пьеса А.Н. Островского "Лес", одна из пьес А.П. Чехова (помимо "Вишневого сада"), одно произведение (по выбору) Л.Н. Андреева, одна поэма (по выбору) С.А. Есенина, рассказы И.Э. Бабеля, роман "Мы" Е.И. Замятина, одно произведение (по выбору) В.В. Набокова, лирика Н.А. Заболоцкого, фрагменты романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Увеличивается на одно-три произведения и число произведений малой формы (стихотворения, рассказы). Все эти произведения не включаются в материал для организации итогового контроля. В целом профильный уровень предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне (различие в степени глубины анализа произведения показано в примерных программах, которые детализируют стандарт).

Преемственность преподавания литературы на разных ступенях общего образования

Учебный материал на всех ступенях общего образования выстроен таким образом, что учащийся неоднократно обращается к творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. писателей-классиков, постепенно приобретает представление о творческом и жизненном пути писателей, анализирует устойчивые для русской и мировой литературы темы и проблемы. В начальной школе закладываются основы литературного образования, круг чтения обеспечивается изучением доступных младшим школьникам жанров литературы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, по воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. В основной школе в соответствии с возрастными особенностями учащихся выделяются три этапа. На первом этапе (5-6 классы) формируется потребность в систематическом чтении и анализе художественных произведений, развивается эмоциональная сфера школьников. Одна из важнейших задач – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. На втором этапе (7 - 8 классы) формируются первоначальные представления о закономерностях развития литературы. Совершается постепенное овладение умениями анализа литературного произведения, увеличивается объем самостоятельно выполняемых заданий. Особое место отводится выпускному классу основной школы, где требуется обобщение и систематизация полученных знаний, где и ставятся задачи предпрофильной подготовки учащихся.

В старших классах создаются основы для формирования читательской компетентности и осознания учеником своих интересов и способностей. на этом этапе важно научить школьников постигать общечеловеческий и конкретно-исторический смысл художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений, формировать умения и навыки владения литературным языком.

II. Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета.

Система литературного образования отказалась от единой типовой программы и созданных на ее основе учебников, за последние годы подготовлены и внедрены в практику работы школы вариативные программы, учебники и учебные пособия по литературе.

В связи с Федеральным законом «Об образовании» (изменения и дополнения от 25.06.2002 № 71-ФЗ, ст. 32, п.2, пп. 23) «образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе». Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации.


Формирование учебно-методического комплекса Челябинской области по литературе проводится на основе утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2007 года № 349 федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Основанием для включения учебника в региональный перечень является:

  • соответствие его федеральному перечню учебников;

  • соответствие федеральному компоненту государственного стандарта по литературе;

  • соответствие учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

  • завершенность предметной линии;

  • обеспеченность образовательных учреждений области бесплатными учебниками;

  • подготовленность учителей к обучению по конкретному УМК.



Программно-методическое обеспечение по литературе


Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»

  1. Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. В.Я. Коровиной.

М.: «Просвещение», 2000).

Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия (ч.1, 2), 5 кл.

Полухина В.П. Литература. Учебник-хрестоматия (ч.1, 2), 6 кл.

Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия (ч.1, 2), 7 кл.

Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия (ч.1, 2), 8 кл.

Коровина В.Я и др. Литература. Учебник-хрестоматия (ч.1, 2), 9 кл.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл.

Под ред. Журавлева В.П. Русская литература XX в. (ч. 1, 2). 11 кл.

Эти учебники традиционно используются в большинстве школ области, обеспечивают базовый уровень преподавания литературы. Программа, дидактические материалы «Читаем, думаем, спорим…», методические рекомендации – всё соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

Главный принцип структурирования материала – хронологический, в целом литературное содержание организовано по концентрическому типу во всех классах.


  1. Программа «Литература. 5-9 кл.» (автор-составитель Г.С. Меркин. М.: «Русское слово», 2005)

Меркин Г.С. Учебник для 5 кл. (ч. 1,2)

Меркин Г.С. Учебник для 6 кл. (ч. 1,2)

Меркин Г.С. Учебник для 7 кл. (ч. 1,2)

Меркин Г.С. Учебник для 8 кл. (ч. 1,2,3)

Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Учебник для 9 кл. (ч. 1,2)

Это новый УМК, который позволит учителю использовать современные подходы к преподаванию литературы: коммуникативные, проектно-исследовательские технологии, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Обеспечивается преемственность с программой старшей школы. Отбор произведений выполнен на высоком профессиональном уровне, предполагает тематические и нравственные переклички, позволяет сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения. Материал каждого учебника объединен внутренними сквозными идеями. В учебники включены хрестоматийные тексты, предложена эффективная система формирования читательской культуры школьников. В учебниках имеется большое количество творческих заданий, интересные сведения об авторах и их произведениях, задания по развитию речи. Учебники снабжены разнообразным иллюстративным материалом.


  1. Программа «Литература. 10-11 кл.» (авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М.: «Русское слово», 2002)

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.. Учебник для 10 кл (ч1,2).

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX в.. Учебник для 11 кл (ч1, 2).

Объём литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (общеобразовательный и гуманитарный уровень).

Курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса.

Особенности учебников:

  • оптимальное соотношение обзорных и монографических тем;

  • предусмотрена на 2-х уровнях работа с теоретико-литературным аппаратом;

  • система вопросов и заданий к анализу художественного текста имеет двухуровневую структуру;

  • в текст монографических разделов введен подраздел «Самостоятельный анализ текста»;

  • большое значение придается преемственности литературных явлений (рубрики «Внутрипредметные связи» и «Межпредметные связи»);

  • включены темы сочинений, докладов и рефератов;

  • есть цикл разделов-очерков «У литературной карты России».




  1. Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М.: «Мнемозина», 1997)

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия (ч.1,2) 5 кл.

Хренова О.М., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия (ч.1,2) 6 кл.

Под ред. Беленького Г.И. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия (ч.1,2) 7 кл.

Под ред. Беленького Г.И. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия (ч.1,2) 8 кл.

Под ред. Беленького Г.И. Литература. Русская классика. (ч.1,2) 9 кл.

Под ред. Лыссого Ю.И. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2). 10 кл.

Под ред. Лыссого Ю.И. Русская литература XIX в.. 10 кл.

Под ред. Лыссого Ю.И. Русская литература XX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2). 11 кл.

Под ред. Ионина Г.Н. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2,3). 10 кл.(углуб.)

УМК соответствует требованиям нормативных документов, ориентирован на реальный учебный процесс.


  1. Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: «Дрофа», 2000)

Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (ч.1, 2), 5 кл.

Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (ч.1, 2), 6 кл.

Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 7 кл.

Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 кл.

Курдюмова Т.Ф. и др. Литература (ч.1, 2), 9 кл.

Отличительной особенностью учебников-хрестоматий, созданных на основе этой программы, является принцип вариативности, позволяющий учителю использовать тот или иной учебный материал по своему усмотрению.

В учебники-хрестоматии включены специальные разделы, содержащие сведения по теории литературы. При анализе произведений используются различные формы сопоставления художественных текстов.

  1. Русская литература XIX-XX в.в. 10-11 кл. (В. Агеносов, А. Архангельский. М.: «Дрофа», 2002).

Авторы предлагают современное прочтение классических произведений, опираясь на новые литературоведческие открытия. На активного и заинтересованного ученика рассчитаны вопросы повышенной трудности, темы рефератов, обширные списки рекомендуемой литературы.

Учебник под ред. Агеносова В.В. требует предварительной литературоведческой подготовки в основной школе. Вместо традиционного очерка творческого пути писателя в учебнике сначала приводится характеристика его художественного мира в целом, затрагиваются такие особенности текстов, как функция художественной детали. ритмическая и пространственная организация произведения и т.д.


Гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» имеют УМК, представляющие собой незавершенную предметную линию (именно по этой причине данные УМК не включены в региональный перечень):

1. Литература. 5-11 кл. (под ред. А.Г. Кутузова. М.: «Дрофа», 1998)

Учебники для 5, 6 и 7 классов.


2. Литература. 5-11 кл. (под ред. М.Б. Ладыгина. М.: «Дрофа», 1998)

Учебник для 5кл.


3. Литература. 5-11 кл. (под ред. В.Г. Маранцмана. М.: «Просвещение», 1998)

Выбор УМК осуществляется методическим советом школы (методическим объединением учителей русского языка и литературы) в соответствии с потребностями и возможностями школьников, особенностями образовательного учреждения.


III. Особенности преподавания предмета в 2008/2009 учебном году с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования. Специфика отражения национально-регионального компонента в содержании учебного курса



Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта по литературе может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия, диспут, семинар, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

Преподавание литературы в 5–9, 10–11 классах рекомендуется дополнить спецкурсами по выбору (или модульными курсами):

    1. «Вокруг тебя - Мир…» (на основе УМК " Вокруг тебя - Мир ")

    2. «Литература России. Южный Урал» (на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5–9 классов», «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 10–11 классов»).

Для успешной реализации УМК «Вокруг тебя – Мир…» в системе литературного образования учителю необходимо четко понимать цели, задачи и планируемые результаты реализации проекта «Вокруг тебя – Мир…» в современной школе, принципы включения УМК в учебный процесс, уметь планировать учебные занятия по литературе с включением образовательного модуля «Вокруг тебя – Мир…», грамотно использовать технологии реализации содержания данного курса, в том числе информационно-компьютерные. Для самоконтроля и контроля процесса освоения содержания данного курса учитель должен уметь осуществлять мониторинг процесса достижения цели.

Курс «Литература России. Южный Урал» органично связан с базовым курсом литературы, он дополняет и расширяет его за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература, «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале, крупнейшие краеведы: В.Бирюков, А.Шмаков, А.Лазарев, Л. Гальцева и др., тематические и проблемные параллели между национальной литературой и литературой Южного Урала.

На заседаниях методических объединений муниципальных образований, образовательных учреждений необходимо организовать обсуждение и обмен опытом по следующим вопросам реализации данного образовательного модуля: задачи, методологические принципы, методы изучения литературы Южного Урала, принципы введения НРК в учебный процесс, НРК и элективные курсы в старшем звене, тематика элективных курсов и их соотнесённость с основной программой, характеристика спецкурса «Литература России. Южный Урал»: задачи, содержание, типы заданий, НРК как модульный курс в средней школе, НРК и самостоятельная работа учащихся, НРК и развитие филологических навыков.

В 2008 –2009 учебном году планируется проведение ряда мероприятий в связи с юбилеем поэта Константина Скворцова. План мероприятий и подробный комментарий к ним будет опубликован в газете «Вектор образования» № 7-8).


IV. Возможности электронного ресурса «Образовательная программа Челябинской области» для конструирования предметной линии в образовательном процессе образовательных учреждений


Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с факультетом информатики ЧГПУ подготовлена электронная модель содержания образования – Образовательная программа Челябинской области, рекомендованная к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министра образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень) по литературе. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по литературе, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерной программой по литературе для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания литературного образования, определена система тематического и промежуточного контроля. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплексом.

В электронной модели содержания образования представлен также спецкурс «Вокруг тебя – Мир…», элективные курсы по риторике и обучению сочинениям разных жанров.


V. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по предмету


Внеклассная работа по литературе – это многообразная система, которая складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, вечера, конкурсы, экскурсии и т.д.), циклической (подготовка к олимпиаде по литературе, работа кружков, факультативов, элективных курсов). Уроки и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий, а также опора на инициативу и самодеятельность школьников. При выборе содержания, организации внеклассной работы необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Значительное место в системе внеклассной работы занимают олимпиады по предмету, целью которых является

  • повышение уровня литературной образованности учащихся;

  • развитие у школьников интереса к предмету;

  • активизация работы элективных курсов, предметных кружков в образовательных учреждениях;

  • выявление одаренных детей.

При организации работы по подготовке учащихся к олимпиаде руководителям районных и школьных методических объединений рекомендуется:

  • проводить районные/городские олимпиады в соответствии с приказами Министерства образования и науки Челябинской области и положением об олимпиаде;

  • обеспечить в школе условия для работы с одаренными и заинтересованными в изучении литературы школьниками;

  • принимать во внимание результаты областной олимпиады при подготовке участников.


VI. Основные подходы (их характеристика) к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету (в том числе по результатам государственной (итоговой) аттестации.


Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов с целью организации итоговой (государственной) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

С учетом традиций литературного образования, программы для поступающих в вузы, часть произведений, изученных в основной школе, включается в итоговый контроль в XI классе: «Слово о полку Игореве»; басни И.А. Крылова; комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина; комедия "Горе от ума" А.С. Грибоедова; лирика В.А. Жуковского; лирика, романы "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; лирика, поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Мцыри", роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова; комедия "Ревизор" и поэма "Мертвые души" Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"; поэма "Василий Теркин" А.Т. Твардовского; рассказ "Судьба человека" М.А. Шолохова.


В течение последних пяти лет федеральная предметная комиссия Федерального института педагогических измерений ведет напряженную работу по разработке новых подходов к итоговому контролю по предмету, созданию эффективной методики независимой оценки уровня учебных достижений выпускников школ по литературе, поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. При всех изменениях структуры и содержания единого государственного экзамена по литературе многие принципы остаются неизменными. Основополагающий принцип ЕГЭ по литературе – соответствие экзаменационного материала специфике литературы как вида искусства и как учебного предмета.

Структура ЕГЭ по литературе разных лет, количество заданий, уровень их сложности и проверяемые ими знания и умения отражали особенности школьного литературного образования. ЕГЭ по литературе никогда не был ориентирован на проверку знания частных литературных фактов. Экзаменационная работа с самого начала эксперимента строилась как комплексная, включающая в себя задания разной содержательной направленности, требующие от экзаменуемого активизации наиболее характерных видов учебной деятельности по предмету. Данный подход соответствует содержательно-деятельностному принципу проверки, предполагающему умение учащихся анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике, обобщать свои наблюдения, а также строить свободное высказывание на литературную тему. Эта часть экзаменационного испытания остается главной. Важнейшей установкой экзамена по литературе в форме ЕГЭ всегда являлось выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным критериям. С годами роль заданий с развернутыми ответами неизменно возрастала. В настоящее время более половины от общего количества баллов приходится на задания, требующие создания связных текстов, что указывает на основные приоритеты ЕГЭ по литературе – сохранение в рамках ЕГЭ традиций школьного сочинения на литературные темы.

К числу других устойчивых принципов относится повышение объективности экзаменационной оценки, которая обеспечивается охватом заданиями значительной части материала курса, критериальностью оценки, а также организационными мерами при проведении экзамена.

Личностно ориентированный подход также является принципиальной основой разработки новой формы итогового контроля: в третьей части работы учитываются читательские предпочтения экзаменуемого (выпускнику предоставляется выбор одного вопроса из трех предложенных).

Экзамен по литературе в формате ЕГЭ имеет практическую значимость. За годы эксперимента получили развитие важные направления методической науки. ЕГЭ по литературе позволяет повысить объективность экзаменационной отметки, точнее дифференцировать выпускников с учетом их образовательных достижений по предмету и в соответствии с задачами отбора в высшие и средние специальные учебные заведения.

Основные содержательные блоки экзаменационной работы ориентированы на аналитическую деятельность, типичную для урока литературы.

В сборнике аналитических материалов по результатам ЕГЭ по литературе (Единый государственный экзамен. Литература. Сборник аналитических материалов / Под ред. Т.В.Абрамовой. Сост. Смородина В.С. – Челябинск: ИУМЦ "Образование", 2007) даны рекомендации, которые не утратили своего значения. В них указывалось на особую важность организации повторения изученного материала, на необходимость при анализе произведения обращать внимание на характеристику особенностей художественной формы, предлагалось активно использовать на уроках методику "медленного" чтения, совершенствовать приемы работы с эпизодом или сценой, формировать у учащихся умение анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы, а также умения применять знания в новой ситуации. Особое внимание было уделено рекомендациям по развитию у старшеклассников способностей "контекстного" рассмотрения литературных явлений, умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели и т.п.

Решение проблемы успешной подготовки к экзамену прежде всего видится в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

Учебный процесс рекомендуется строить с использованием следующих приемов и методов, нацеленных на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах – не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения, (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.);

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы и др.);

  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление тезиса или исключение лишних рассуждений, обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения, формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса, подбор иллюстраций из текста, исправление речевых и стилистических ошибок и др.);

  • последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов.

В заключении следует подчеркнуть, что подготовка к экзамену не требует от учителя и учащихся штудирования вариантов тестовых заданий: отработка экзаменационного материала должна осуществляться в рамках текущей работы с текстом изучаемых произведений, а также при выполнении письменных работ и написании сочинений. При этом принципиально важной установкой является нацеленность экзамена не на воспроизведение учащимися разного рода историко- и теоретико-литературных «изысков», а на проверку основных, определенных государственным образовательным стандартом и умений и навыков работы с художественным текстом.

Переход на новые стандарты и базисные учебные планы позволяет более успешно реализовать цели литературного образования, задачи личностно-ориентированного обучения, способствуют более глубокой дифференциации и индивидуализации процесса обучения и требуют от учителя высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования и овладения адекватными ему образовательными технологиями.

Ст. преподаватель кафедры

общественных и гуманитарных

дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО

В.С. Смородина

8(351)264 01 29







Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области
Угринович Н. Д. (Авторская программа/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconУтверждён на заседании педсовета 29. 08. 2008 года, протокол №1 учебныйплан
Московской области в 2008-2009 учебном году» приказа Управления образования Администрации Клинского муниципального района «О реализации...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании биологии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
Преподавание предмета в 2012 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Кемеровской области о преподавании географии в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые документы
...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
«О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо
...

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика»
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы

О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012 2013 учебном году
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы