Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки
Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки icon

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки




Скачать 47.15 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки
Дата конвертации11.07.2013
Размер47.15 Kb.
ТипМетодическая разработка

Развитие фонематического восприятия

и навыков звукового анализа у детей

дошкольного возраста

Учебно-методическая разработка


Березицкая Г.М., учитель-логопед МДОУ №29 г. Златоуста Челябинской области.

1.Цель учебно-методической разработки:

Изучить, осмыслить и переработать литературу отечественных учёных и опыт педагогов практиков. Подобрать наиболее эффективные методики, методы и приёмы по формированию у детей с речевыми нарушениями фонематического слуха и восприятия, овладению детьми старшего дошкольного возраста навыками выполнения звукового анализа и синтеза.

^ 2.Задачи и направленность:

- подготовка дошкольников к усвоению чтения и письма;

- развитие слухового внимания и слуховой памяти;

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

- обучение делению слов на слоги;

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;

- определение  места звука в словах;

- обучение навыку звукового анализа;

- построение    графической   небуквенной    модели,    отражающей    количе-ство, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

- закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный- согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

3.Адресовано: учителям - логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

 ^ 4.Актуальность и востребованность на современном этапе:

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей воспринимать и различать на слух фонемы. Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, в том числе и слоговая структура, словарный запас и грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза.

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза освещена фрагментарно, без учёта структуры речевого дефекта.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова у детей с нормированным развитием появляется спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. Очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

^ 5.  Условия реализации:

Логопункт при ДОУ, логопедическая группа, массовая группа, домашние условия.

6.  Показания и противопоказания к применению:

Применять дидактические материалы к дошкольникам в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Материал подобран и систематизирован, в работе представлена поэтапность формирования фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Противопоказаний нет.

^ 7. Способы взаимодействия специалистов:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, руководителя по изобразительной деятельности, психолога) и родителей. Способы взаимодействия:

  • консультации логопеда и семинары - практикумы;

  • систематическое проведение занятий с детьми;

  • внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний, речевых игр на занятиях узких специалистов;

  • создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие фонематические представления (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

8. Краткая характеристика содержания:

Представлены:

  • Методика обследования фонематического слуха.

  • Этапы формирования фонематического слуха и восприятия, процесса звуко-слогового анализа.

  • Методы и приёмы формирования фонематического слуха, восприятия

и овладения звуковым, слоговым анализом и синтезом слов различной сложности.

  • Алгоритм действий по выполнению звукового анализа.

  • Порядок анализируемых слов: далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения слогового и звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слогов, затем слов.

  • Описание игр и упражнений для овладения и закрепления необходимыми знаниями на каждом этапе.

^ 9.Результативность использования данной учебно-методической разработки:
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике выполнения звукового анализа в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с описанием дидактических игр и упражнений. Развитие фонематических процессов создаёт базу для дальнейшего развития звукового анализа и синтеза слов, что в свою очередь постепенно формирует навык послогового чтения. Звуковой анализ и синтез является основным в предупреждении дислексии и дисграфии. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте. Применяя его на практике, результаты показывают положительную динамику.

10. Перспективы использования учебно-методической разработки:
-  коррекционно-образовательные учреждения;
- детские сады общего вида;
- специализированные детские сады;
- группы кратковременного пребывания;

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconТема (раздел) программы
«Школа юного краеведа»: гп челябинской области и Магнитогорска. История формирования территории Челябинской. Официальные символы...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconЭкспертная оценка методической разработки педагога на соответствие высшей квалификационной категории
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconПлан методической работы на 2011 2012 учебный год
...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconМелюшова Людмила Николаевна учитель-логопед мдоу д\с 11 «Чебурашка» Победитель конкурс
Победители конкурса на денежное поощрение лучших учителей премией Президента РФ 2008 г

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconМинистерство физической культуры, спорта и туризма Челябинской области
Региональный учебный центр Олимпийской подготовки по легкой атлетике Челябинской области

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconПрезентация по теме учитель-логопед мбдоус. Ржевка Уринева Е. А. учитель-логопед мбдоу №2 Жуковина Т. А. доклад «Развитие интонационной выразительности 50 11. 00 Круглый стол «Формирование выразительности речи посредством игровых упражнений»
Открытое занятие в средней коррекционной Способы и методы формирования выразительности

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconНаправления научно-методической работы Научно-методическая работа
Данная структура даёт возможность более гибко и оперативно решать учебно-методические проблемы и принимать управленческие решения,...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconМетодическая разработка №1 для проведения индивидуальных занятий со студентами II курса дневного отделения по курсу «Менеджмент»
...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconПодготовила: учитель-логопед мдоу «црр-детского сада №8 «Золотая рыбка» Пахомова Н. И. Февраль, 2012
Детям со значительными речевыми расстройствами алалия, дизартрия для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной...

Методическая разработка Березицкая Г. М., учитель-логопед мдоу №29 г. Златоуста Челябинской области. Цель учебно-методической разработки iconНаучно – методической работы маоу сош №16 города Губкина Белгородской области Составила: Зам директора по нмр горшкова Е. А
Стратегическая цель методической работы: обеспечение оптимального качества образовательного процесса через повышение уровня научно-теоретической,...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©libdocs.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы